НЕрусский Донбасс: 10 фактов, разрушающих идеологические мифы
Какой же всё-таки Донбасс, украинский или “русский”? С 2014 года, когда Россия вторглась в границы Украины этот вопрос перешел из исторической в пропагандистскую плоскость.
Тема этнографии территории современной Донецкой области уже седьмой год используется руководством РФ для оправдания оккупации части Донецкой и Луганской областей.
О том, что Донбасс, как будто бы заселялся “русскими” людьми периодически упоминает и президент России В. Путин на своих пресс-конференциях. Однако оценить весь масштаб искажения информации, перегибов и передергиваний можно лишь обратившись к работам классиков истории и изучив архивные документы.
Собрали 10 исторических фактов, которые разрушают миф о “русском Донбассе”.
1. Украинская колонизация Донбасса началась 400 лет назад. Запорожские зимовники — ее первые форпосты
О том, что козачьи хутора — зимовники появились на территории Донетчины уже в конце 16 века писали историки Аполлон Скальковский и Дмитрий Яворницкий.
Появление запорожских хуторов в Донецких степях относят ко времени так называемых Азовского и Астраханского походов запорожцев в 1559-70 годах. Это период русско-турецких войн, когда запорожцы временно выступали на стороне Москвы. По возвращении войска домой, много казаков нашли здесь места удобные для жизни.
Зимовники располагались на местах, где сейчас находятся города Дружковка, Константиновка, Харцызск, Покровск, Мариуполь.
Также заселена была территория нынешних Волновахского, Володарского, Першотравневого районов полностью, Великоновоселковского, Марьинского районов кроме их северных верхушек, части Ясиноватского, Тельмановского, Новоазовского, Старобешевского районов и части города Донецка.
По сути это была тихая колонизация слабозаселенных Донецких степей украинским козачеством. Многие зимовники позже, уже в 18 и 19 столетиях стали основой для развития сел и местечек, сохранившихся в Донецкой области и поныне.
2. Украинцы имели военное превосходство в Донецких степях
Начало 17 века. Это время полного военного превосходства украинского козачества на территории Донецкой области. Учитывая то, что черкасы, как тогда называли выходцев из Приднепровья, были подданными Речи Посполитой, по сути украинцы на тот момент находились в состоянии перманентной войны с Москвой.
Причем масса информации об этом присутствует в архивных документах самого Московского царства.
Не только запорожцы, но и жители более близких к территории современной Донетчины Полтавы, Миргорода, Говтвы периодически громили российские сторожи в районе Северского Донца, а в 1590 году даже сожгли Воронеж. Периодически козаки разрушали южные московские крепости Яблонов, Валуйка и другие.
Точно также запорожцы контролировали передвижения крымских татар и турок по территории Донетчины. Тогда здесь проходили торговые и военные пути на Москву. С конца 16-го и почти до середины 17-го веков запорожцы ежегодно совершали рейды в Крым. Причем урон от нападений козаков был такой, что в это время турки практически прекратили наступление на Дикое поле и перешли к оборонительной тактике.
3. Сотни лет на востоке преобладали носители украинского языка
С середины 18 века ситуация в донецких степях понемногу менялась. В 1783 году Российская империя аннексировала Крым и набеги татар прекратились.
Полученные степные земли колонизировались украинцами, козаками упраздненной в 1775 году Запорожской Сечи.
По результатам первой Ревизской сказки (переписи населения) в 1781 году, 85% её жителей востока страны были украинцами.
После Голодомора и Второй Мировой войны восток Украины, и прежде всего села, был практически пуст.
Поэтому в 1933 году был создан "переселенческий комитет". Переселяли на Донбасс преимущественно из других областей Украины, прежде всего из Полесья, которое почти не пострадало от голода. То есть, это были внутренние миграционные процессы. Хотя переезжали на Донбасс также и из центральных регионов России — Белгородской, Воронежской областей, а также из Беларуси.
Архивные документы доказывают, что подавляющее большинство переселенных на Донбасс были выходцами из других регионов Украины. Так, в 1948 году 72% всех прибывших в Ворошиловградскую (Луганскую) область были жителями других областей УССР, 17,6% — России. В 1950 — пропорция составляла 67,9% к 27,5%, из остальных республик — не более 5%.
4. Вышиванки, а не лапти и кокошник. Что носили на Донбассе?
РоссийскиеСМИ и подконтрольные им телеканалы оккупированного Донецка с 2014 года неустанно повторяют о том, что Донбасс — “русская земля”.
Причём настолько, что здесь “всегда пели русские песни” и даже одежду здесь носили всегда русскую: косоворотки, сарафаны, а то и лапти.
Но это не так. На Донбассе всегда актуальными и модными были мужские и женские вышиванки вместо косовороток и венки вместо кокошников.
Давайте посмотрим на самый наглядный документ истории — на фотографии. Эти несколько фото сделаны в Славянске в разное время, с начала и до середины 20-го века.
Надеть вышиванку на праздник и сфотографироваться в украинской национальной одежде — это была норма на украинском Донбассе.
5. Христина Алчевская — украинская меценатка и просветительница, которая учила женщин востока Украины
Образование на украинском на востоке Украины появилось ещё в середине 19-го века.
Жена землевладельца и промышленника Алексея Алчевского Христина Алчевская в 1862 году в Харькове открыла бесплатную первую в империи украинскую воскресную женскую школу. В этой школе помимо всего прочего преподавали историю Украины.
А в селе Алексеевка (ныне это территория Луганской области) семья Алчевских открыла одноклассную земскую школу, где обучение велось на украинском языке.
6. На Луганщине учитель Борис Гринченко составил словарь украинского языка
Известный украинский писатель, переводчик, украинист родом из Харьковской губернии. Шесть лет проработал учителем в украинской народной школе на Луганщине, открытой Христиной Алчевской.
В преподавании Борис Гринченко всегда отстаивал необходимость перехода на обучение с использованием исключительно украинского языка.
Гринченко боролся за права за права украинцев как нации. Был лидером Украинской демократической партии. Настаивал на необходимости ввести украинский язык не только в образование, но и в делопроизводство.
Благодаря Гринченко в 1907 году был опубликован “Словарь украинского языка”, работа над которым длилась 46 лет. В него вошли 68 тысяч слов. Словарь стал самым полным собранием украинских слов на начало 20 го столетия.
7. Украинские националисты были и на Донбассе
Российская пропаганда регулярно пытается внушить, что украинские националисты в 1930-40хх годах вели свою деятельность только на западной Украине. Но это далеко не так.
Организация украинских националистов, последователей Степана Бандеры имела разветвленное подполье по всему Донбассу, особенно в годы немецкой оккупации — в 1941-43 годах.
Крупные ячейки ОУН Бандеры были в Сталино (Донецке), Славянске, Краматорске, Мариуполе, Волновахе, Горловке), Константиновке, Макеевке, Ясиноватой и других городах.
Наибольшую поддержку члены ОУН получили среди интеллигенции: учителей, инженеров, управленцев. Так как именно эта категория населения была заинтересована в общественном и культурном развитии региона. Националисты выпускали свои газеты, печатали школьные учебники, религиозную литературу.
В целом за этот период в Организацию Бандеры входило не менее тысячи жителей Донбасса.
Впоследствии националисты преследовались немецкими оккупантами, а после возвращения Советов большая часть из них была арестована советской властью.
8. Украинские диссиденты родом с Донбасса
Общественные и культурные деятели, пострадавшие за свои проукраиснкие идеи при СССР.
Все знают Василия Стуса и Олексу Тихого, украинских диссидентов, которые умерли в советских тюрьмах.
Но тех, кто шёл против советской системы, защищая украинскую культуру на Донбассе было гораздо больше.
Николай Руденко — глава Украинской Хельсинской спилки, родился в семье шахтёра на Луганщине. Был осуждён на 7 лет строго режима за общественную деятельность.
Иван Дзюба — украинский общественный деятель, литературовед родом из Волновахского района. Был осужден на 5 лет заключения и на 5 лет ссылки за “антисоветскую пропаганду”.
Надежда Светличная — журналистка родом из Луганской области, член Украинской Хельсинской спилки. В 1973 году осуждена на 4 года лагерей, отбывала наказание в Мордовских лагерях.
Иван Светличный — правозащитник, украинский поэт родом с Луганщины. В 1972 году приговорён к 7 годам лагерей строгого режима и 5 годам лет ссылки по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации.
Этот список можно ещё долго продолжать. Диссидентское движение на Донбассе в 1960-70-хх было таким же активным, как в центральной и западной Украине.
9. Михаил Петренко — украинский классик родом с Донбасса
“Дивлюсь я на небо та й думку гадаю…” Автором этого стихотворения нередко считают Тараса Шевченко. На самом деле написал этот гимн свободе уроженец Славянска Михаил Петренко.
Михаил Николаевич родился в 1817 году в провинциальном Славянске на Слобожанщине. Учился в Харькове. Его произведения часто публиковались в различных журналах и сборниках. Считается одним из классиков - романтиков, поэт Харьковской романтической школы. Все его произведения так или иначе посвящены Украине — её культуре, природе, любви к своей нации.
“Слов’янськ, Слов’янськ! Як гарно ти
По річці Тору, по рівнині
Розкинув пишнії садки,
Квіти пахучі по долині
І так красуєшся собі!
Твої дівки цвітуть так мило,
Їх чорні брови, їх пісні —
По Україні перве диво”...
10. Борьба за независимость Украины началась с Донбасса
30 лет назад, 1 марта 1991 года на Донбассе началась массовая забастовка, которая выросла из социального в политический протест и стала одной из причин распада СССР.
На митинге требовали отставки президента СССР Михаила Горбачева, роспуск Съезда народных депутатов СССР и признание суверенитета Украины. Шахтёрское протестное движение оказало мощную поддержку тем, кто организовывал митинги за независимость в Киеве.
В акциях принимали участие сотни горняков. Эта забастовка дала импульс к протестам по всему СССР. На митинги вышли все горняки 220 тысяч человек. Забастовка 91-го продержалась более двух месяцев. Историки считают, что их протесты стали одной из причин распада Советского Союза в конце 1991-го.
Читайте также: Простой учитель против русификации Донбасса. Ко Дню рождения Олексы Тихого