Правозащитники объяснили, как жителям ОРДЛО обжаловать штраф за въезд через Россию
Пограничники массово штрафуют жителей неподконтрольного Донбасса, в условиях заблокированного оккупантами пропуска через линию соприкосновения вынуждены добираться Украины единственным способом: через территорию РФ.
Об этом сообщает Восточный вариант со ссылкой на Вчасно.
И пока в правительстве только обсуждают отмену этих штрафов, люди вынуждены бороться с часто незаконными действиями пограничников в судах.
В марте прошлого года Ирина (имя изменено) с мужем приняли решение навсегда покинуть оккупированный боевиками Донецк и переехать жить на подконтрольную Украине территорию. Но на пути планов семьи встала пандемия коронавируса и закрытие КПВВ в связи с введением карантина.
«Муж работает в Святогорске, к закрытию блокпостов он туда-сюда ездил. Весной решили, что будем выезжать из оккупированных территорий, у нас маленький ребенок, и жизни здесь нет. Муж поехал, чтобы найти квартиру, все подготовить для переезда. И буквально через пару дней после этого все блокпосты закрылись. Конечно, никто ничего не знал, сколько это затянется, решили подождать», - рассказывает Ирина.
Ожидание затянулось почти на 10 месяцев. Осенью стало понятно, что если пропуск через линию соприкосновения и будет разблокирован боевиками, то очень нескоро. Тогда Ирина решила подать заявку на пересечение КПВВ в так называемый межведомственный штаба «ДНР». Оккупанты не выпускают людей без соответствующего разрешения, получить который очень сложно.
«Я подала заявку, чтобы муж мог въехать на оккупированную территорию на машине, забрать нас, и чтобы мы могли вместе уехать, - рассказывает женщина. - Этот штаб передает заявку в какой-то другой штаб. Никто не знает, где он находится, кто там сидит и принимает решение. Прождали мы ответы где-то месяца полтора, без результатов».
Тогда Ирина решилась ехать в Украину единственным способом, который остался: через территорию Российской Федерации. Сделать это с первой попытки не удалось. Так, семья нашла водителя, который осуществляет перевозки. За услугу он запросил аж 14000 гривен. Мужу Ирины пришлось занимать деньги, но другого выхода не было. «Мы садимся, едем. Через час езды попали в аварию, машину вынесло с трассы. Это был ужас», - делится женщина.
Через неделю она решилась на вторую попытку пересечь линию соприкосновения. Поехала вместе со знакомыми до Мелового Луганской области. Дорога заняла около 10 часов. Ирина говорит: это относительно быстро, ведь часто жителям ОРДО приходится добираться в Украину почти сутки. Женщина сразу настроилась на то, что ее оштрафуют, но все равно надеялась на понимание со стороны пограничников.
«Все-таки видно было, что я не на прогулку приехала с ребенком и кучей вещей, - говорит Ирина. - Пограничники спросили, откуда мы едем. Можно было соврать, сказать, что я еду из России. Но я не видела в этом смысла. Сразу сообщила, что из Донецка. Начали говорить, что незаконно пересекла границу. Я пыталась объяснить, что у меня не было выбора. На что мне ответили: "Ничего не знаем, с нашей стороны блокпосты открыты". Я рассказала, как подавала заявку, как меня с ребенком не выпускали, а мужа не запускали. На что услышала: "Вы же не можете этого подтвердить". Хотела показать им на почте отправленную заявку в штаб "ДНР", но они отказались. Ничего не берусь утверждать, но мне как будто намекали на взятку на границе. Я ничего не платила, и сразу решила, что пойду в суд».
В результате сотрудники пограничной службы на месте вынесли решение о привлечении Ирины к административной ответственности в виде штрафа в размере 1700 грн. С постановлением о привлечении к административной ответственности женщина решила обратиться в Общественную приемную Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) в городе Торецке.
Исследовав материалы дела правозащитники обнаружили ряд недостатков процессуального характера со стороны пограничников.
Как рассказывает юрист приемной УХСПЧ в Торецке Евгений Федоричев, согласно Кодексу Украины об админнарушении, протокол, который был сначала составлен в отношении женщины и фигурировал как основное доказательство правонарушения, вообще не должен был состоять в этой ситуации.
«В случае, когда якобы происходит нарушение порядка пересечения границы, если это юрисдикция именно пограничной службы, составляется не протокол, а, как говорят на юридическом сленге,"постановление на коленках", то есть сразу на месте принимается решение. В этом случае также должно быть сразу принято решение, которому не могло предшествовать составление протокола», - объясняет Евгений Федоричев.
Кроме этого доказательства у должностных лиц не было ни одного документа, который бы подтверждал факт совершения женщиной правонарушения.
«Протокол как доказательство должен соответствовать определенным параметрам и требованиям. В нем, например, должны быть отражены свидетели, если таковые имеются, объяснения лица, привлекаемого к ответственности. Кроме того, должно отражаться техническое устройство, на которое возможно велась видеофиксация правонарушения. Ничего этого не было. Только "голый" протокол с заполненными данными и подписью уполномоченного лица», - отмечает правозащитник.
Зато постановление о привлечении Ирины к административной ответственности также было вынесено с многочисленными нарушениями.
«В постановлении не были отражены необходимые данные, и женщине не разъяснили её права и обязанности. Обычно бывает так, что и органы полиции, и пограничники ограничиваются формальным зачитыванием, то есть бубнят себе под нос статьи, и затем дают человеку документ на подпись, - отмечает юрист. - Однако они обязаны разъяснить последствия и каждую статью».
Еще один важный момент: Ирина неоднократно заявляла о том, что намерена воспользоваться правовой помощью адвоката, но эти заявления были проигнорированы пограничниками. Когда человек открыто заявляет о таком своем намерении, на должностных лиц возлагается обязанность обеспечить ее право. «Но никакой разъяснительной работы не проводилось, и никакого адвоката на месте не было», - подчеркивает Евгений Федоричев.
В связи с этим правозащитники торецкой приемной составили и направили от имени Ирины административный иск в Меловской районного суда Луганской области. Суд удовлетворил иск и в своем решении признал противоправными действия пограничников и отменил их постановление о привлечении женщины к административной ответственности.
По словам Евгения Федоричева, подобным образом жителей ОРДЛО штрафуют «буквально пачками»:
«Меня как юриста удивляет, что пограничники не хотят учиться на своих ошибках. Достаточно почитать любое решение суда, чтобы сделать выводы о тех процессуальные недостатки, которые они допускают, и в будущем не делать этого. Но они просто штампуют эти постановления, а там - будь что будет. Пограничники выполняют какой-то план, не беспокоясь ни о судьбе этих решений, ни о том, какие усилия придется прилагать человеку, чтобы обжаловать такие незаконные решения».
Ранее сообщалось, что в Минреинтеграции рассмотрели вопрос отмены штрафов для жителей ОРДЛО, которые въезжают со стороны России.
Как считает координатор Общественной приемной УХСПЧ в Торецке Владимир Елец, это очень обидно, когда граждан из оккупированного Донбасса, стремящихся жить в Украине, государство «встречает» штрафами и судебными разборками.
«Минреинтеграции работает, делаются какие-то вещи, чтобы вернуть наших людей сюда. Но когда люди сами решаются на это и без денег, без возможностей, без перспективной работы, без жилья все-таки едут в Украину, государство их "встречает" штрафом. Да, в судах они выигрывают дела, но почему люди должны ходить по судам и что-то доказывать? », - отмечает правозащитник.
По его мнению, таких людей скорее надо не штрафовать, а обеспечивать средствами, чтобы они могли освоиться на новом месте и начать новую жизнь в Украине.