Дома с ребенком: НЕскучно, НЕтрудно. Опыт северодонецкой мамы
Стрельченко Елена — самая обычная мамочка из Северодонецка с весьма “необычным”, но очень захватывающим декретом.
Что такого примечательного и необычного в ее истории — узнал Восточный вариант.
“Играя и занимаясь с детьми, мы делаем сразу два важных дела: открываем новое для своего малыша и восполняем “пробелы” нашего внутреннего ребенка. Ну классно же!” — делится с нами Лена.
Еще в детстве она питала интерес к химическим процессам.
“Очень хотелось смешать зеленку или йод с маминым тестом и посмотреть что же из этого получится. Но вот мама мой энтузиазм не разделяла. И ее можно понять. В 90-е такие ингредиенты, как и многие другие, были в дефиците. В общем эксперимент так и не был воплощен в жизнь. Слава Богу, времена изменились: у нас есть все необходимое для развития и интересного времяпрепровождения. С нашими детьми мы и сами дети. Так почему бы не пошалить прямо здесь и сейчас? Но уже под контролем “своего же” взрослого”, — говорит Елена.
🌡 Химические опыты
“Мы с Тимой стали проводить безопасные химические опыты. Конечно, вначале это были самые элементарные эксперименты, где участвуют простые составляющие, но они вызывали у сына восторг. К примеру, реакция нейтрализации с применением соды и уксуса. Все шипит и пенится — ребенок ликует, ну а я тем более! Ни одна замысловатая магазинная игрушка по впечатлениям не сравнится с такими простым экспериментом.
Потом этот же опыт сделали еще более интересным, добавив в него моющее средство и окрашенную акварелью воду. Сделали с сыном предварительно из фольги и картона горы и полянку. Получилась имитация “просыпающегося” вулкана с пеной вместо лавы. Стали пробовать и опыты по физике. Примеров масса: их можно найти в YouTube. Немаловажно — донести ребенку на “его языке” почему происходит тот или иной процесс и реакция. Тут уже все зависит от вашей фантазии”, — смеется Елена.
Знакомство с методикой Монтессори
Как и другие родители, Елена хотела организовать досуг своего малыша максимально насыщенным и полезным.
“Игрушки, книги, опыты — это само собой разумеется, но мне стало этого мало. Узнала о раннем развитии по методике Марии Монтессори. В нашем городе есть такая школа. Записались на занятия. Меня интересовали правила подачи информации и очень хотелось увидеть инструменты развития на практике. В такой школе ребенок сам выбирает занятие по душе, и самое примечательное — все здесь из подручных материалов. Когда ребенок “напитывается” одним занятием, он сам выбирает любое другое.
К примеру, в школе был большой сундук с обычным горохом, что, привлекало, без исключения, всех малышей. Ребенок, казалось бы, просто сидит в горохе, пересыпая его из одной баночки в другую, а по факту работает его мелкая моторика. На ручках ребенка есть точки, которые непосредственно связаны с речевыми центрами мозга. И такая простая игра влияет на такие сложные механизмы”, — вспоминает Елена.
Сензитивные периоды развития: Что это такое?
Мария Монтессори — итальянский врач и педагог — говорила о периодах развития ребенка. Это так называемые “сензитивные периоды”. Это периоды особой чувствительности к тем стимулам окружающей среды, которые соответствуют потребностям развития ребенка. Другими словами это “окна возможностей”. Их легко заметить: ребенок тянется к определенным вещам и занятиям, концентрируется на них.
“В одной из статей о педагогике Марии Монтессори прочла, что каждый ребенок — строитель самого себя, и важно, чтобы он нашел строительный материал именно в своем окружении. Помня об этом, стала включать как можно больше подручных материалов в наши с Тимой занятия. Когда знаешь такой подход обучения, любой предмет в домашнем обиходе обретает новую ценность, а в игре начинает жить новой жизнью. Уверяю вас, ни одна готовая купленная игрушка не займет интерес ребенка так, как то, что можно создать вместе с мамой.
Так из лотков для яиц отлично получаются горы, которые можно раскрасить вместе с ребенком, а из мочалок можно сделать ёжиков. Даже, прошу прощения, втулки от туалетной бумаги применимы (смеется): из них можно строить многоэтажные гаражи для машинок. Мой муж очень поддерживал такой наш интерес и сделал для сына бизиборд (игровая доска, которая не просто развивает мелкую моторику, но еще и позволяет с малого возраста ознакомиться с предметами быта, получить навыки самообслуживания — ред.). Когда дети друзей приходили к нам в гости, первым делом они бежали к бизиборду”, — объясняет Елена.
«Интересности» из подручных материалов
“Кухня стала теперь не только местом для принятия пищи, но еще и пространством для развития. Я взяла большой тазик, насыпала туда фасоль и гречку, на дно положила маленькие машинки, мелкие игрушки. Это могли быть любые интересные для малыша предметы. Задачей было — найти их и вначале на ощупь и определить что это. Тиме очень нравилась такая игра. Мы стали вместе с ним делать целые сенсорные коробки и полянки, таким образом наши "развивашки" захватили уже и просторы зала”, — делится с нами Елена.
Захватили просторы Инстаграма
Елена стала делиться своими историями и фотографиями с друзьями в соцсетях.
“Мы просто показывали весь процесс и получали очень много обратной связи, отзывов вначале знакомых мамочек и друзей. Это, конечно, вдохновляло. И, что удивило и очень порадовало лично меня, — подключились и папы, а это так важно. В опытах участвовали целыми семьями. Ну это же счастье для малышей! И, оказалось, я не одна такая, кто в своем детстве не испытал мамины реактивы из аптечки (смеется). Но еще приятным для меня было узнать, что в Монтессори школу, куда мы продолжали ходить, также внесли такие эксперименты по химии”, — вспоминает Лена.
Вот несколько увлекательных для всей семьи экспериментов от Елены:
Опыт с сосновой шишкой: для самых маленьких
Сосновую раскрытую шишку поместите в миску или ведерко с холодной водой. Примерно через час шишка закроется. А, когда достанете ее из воды, и она подсохнет, то снова откроется. Малышу будет интересно узнать, как влага влияет на чешуйки шишки.
Шарик сам надувается
В надувной резиновый шарик насыпаем столовую ложку соды. В пластиковую бутылку 0,5 л наливаем немного уксуса. Аккуратно надеваем шарик на горлышко бутылки. Сода из шарика высыпается в уксус, выделяется углекислый газ, который в свою очередь надувает шарик. Классный опыт для любого возраста малышей.
Фараонова змея
Этот опыт лучше делать с детками постарше, которые знают все правила работы с огнем.
Берем таблетки глюконата кальция, кладем по периметру газовой конфорки. Поджигаем газ. Происходит реакция. И таблетки начинают расти как щупальцы. Это все очень напоминает живых змей. Такой опыт удивит всех членов семьи!