Быть или не быть? Перспективы и альтернативы ВГА на Донбассе
Военно-гражданские администрации — спасение для прифронтовых городов или ограничение прав местных жителей?
Благотворительный фонд “Восток SOS” провел онлайн-встречу “6 лет закону о ВГА: что следует изменить?”. Мнения звучали самые противоположные.
А тем временем закон изменили. Но значительны ли перемены? “Восточный вариант” расскажет больше.
Новый старый закон
12 января президент Украины подписал “Закон о внесении изменений в некоторые законы Украины о создании военно-гражданских администраций”. Предыдущий документ, который регламентировал работу ВГА, принимали еще в 2015 году.
В 2020-м изменения внесли в связи с реформой децентрализации. А именно, чтобы урегулировать вопрос создания ВГА в объединенных громадах. То есть фактически в законе немного изменили формулировки, добавив к городам и населенным пунктам и ОТГ. Например, если раньше было указано “военно-гражданские администрации — это временные государственные органы в селах, поселках, городах, районах и областях”, то теперь в этот список приплюсовали и объединенные территориальные громады.
Также добавили уточнение, что ВГА могут вводить не только там, где местные органы самоуправления не справляются со своей работой, но и в тех громадах, где ЦИК признала невозможным проведение местных выборов.
Плюсы и минусы ВЦА
В то же время, правозащитники отмечают, что законодательство о ВГА требует более глубоких изменений. Еще летом 2020 года, перед местными выборами, немецкая общественная организация DRA совместно с благотворительным фондом “Восток SOS” провели порядка 30 интервью с сотрудниками военно-гражданских администраций, местными жителями, активистами.
На их основании пришли к нескольким выводам: с одной стороны, сохранение ВГА оправдано, пока идут боевые действия. В 2014 году многие местные советы не справлялись со своей работой, некоторые депутаты сбегали или же вовсе переходили на сторону оккупантов. ВГА — намного более эффективны в плане обеспечения потребностей жителей, особенно в критических условиях, где нужно реагировать быстро.
С другой стороны, указано в отчете миссии, закон 2015 года сделал процедуру формирования ВГА непрозрачной, не оставив для местных жителей механизмов общественного контроля за деятельностью администраций. Руководителями военно-гражданских администраций нередко назначают людей без опыта административной работы. А государство до сих пор не предложило эффективную систему обучения и переквалификации глав и ключевых сотрудников ВЦА.
“Выборы проводить нужно, так как этого требует демократическое общество. Но часто звучат аргументы, что в результате выборов в Луганской и Донецкой области в новых ОТГ придут представители старых политических элит, которые настроены пророссийски. Такие риски есть. Что можно сделать? Завершить реформирование правоохранительной системы и добиться наказания для представителей элит, которые совершали преступления: коррупционные и против Украины. Но и военные администрации, по нашему мнению, требуют реформирования, и сейчас они не соответствуют демократическим стандартам. Есть много вопросов к процедуре назначения глав ВГА, от которых очень многое зависит”, — считает директор БФ “Восток SOS” Константин Реуцкий.
Два взгляда
Как живут прифронтовые громады — хорошо знает глава Попаснянской райгосадминистрации Роман Власенко. Опасения по поводу выборов он разделяет и считает, что многие местные жители подвержены пропаганде. Немало и случаев подкупа избирателей.
“Касательно полномочий ВГА — я не вижу на сегодняшний день проблем в их работе с точки зрения гражданского общества. По вопросам прозрачности и публичности работы, я думаю, много зависит от персоналий. Возможно, нужны общественные советы, но глобальных проблем нет. У меня позиция немного противоречивая: чем больше полномочий даются ВГА, тем на более долгий срок они останутся”, — говорит глава РГА.
Александр Солонтай, эксперт по политике местного развития, наоборот, считает, что еще в 2014 году создание военно-гражданских администраций было ошибкой. А именно, с юридической точки зрения: тот факт, что их — временные органы — закрепили на уровне закона.
“В 2014 году после Революции достоинства по всей стране стали восстанавливать местное самоуправление, а на Луганщине и Донетчине, наоборот, начали сворачивать самоуправление. То есть под лозунгами демократических ценностей на Донбасс пришло ограничение прав человека. ВГА распространяются, как раковая опухоль. Сначала они были в нескольких населенных пунктах, потом начали уничтожать местное самоуправление в городе Счастье, добрались до Северодонецка и Лисичанска. В условиях, когда объявляется развитие децентрализации в стране, в регионе, где нужно усиленно обучать граждан самоуправлению, двигаются в противоположном направлении”, — считает эксперт.
А как же областной центр?
Создание ВГА в Северодонецке летом 2020 года вызвало бурю дискуссий. Активные боевые действия не зацепили город даже в 2014, спустя 6 лет туда перебрались многие областные институции, приезжают представители международных организаций. Решение о ликвидации горсовета выглядело скорее политическим.
"В законе не указаны географические границы, где могут быть введены ВГА. То есть, если в любой громаде местный совет не будет собираться 3 месяца, президент может ввести ВГА. При этом в законе вводится понятие, что на основании представления ЦИК о невозможности проведения выборов можно создать военно-гражданскую администрацию. Хотя у самой ЦИК нет никаких инструментов верификации реальной ситуации на местах. Они делают выводы на основании представлений глав ОВГА. А они делают свои выводы, не опираясь на какие-либо понятные критерии. Почему Северодонецк и Лисичанск в опасной зоне, а Кременная и Рубежное — нет?", — подчеркивает экс-депутат Северодонецкого горсовета Елена Нижельская.
Что можно сделать
По словам Константина Реуцкого, закон следует изменить так, чтобы местные громады могли влиять на процесс отбора кандидатов в главы ВГА, а впоследствии его работу контролировать. Сам же институт военно-гражданских администраций списывать со счетов рано.
Эксперт Андреас Умланд рассматривает ВГА как часть переходного периода. Такой формат может пригодиться при деоккупации отдельных районов Донбасса до тех пор, пока там нельзя будет провести местные выборы.
“В этом, на мой взгляд, и состоит задача переформатирования закона про ВГА, чтобы в будущем они могли применяться в этом случае. Если не будет миротворческой миссии ООН, украинскому государству самому придется решиться. Есть совершенно очевидные шаги к улучшению: включение местного гражданского общества в совещательный орган при ВГА. Я не думаю, что можно проводить выборы глав ВГА, но такой орган мог бы включить местные громады в процесс принятия решений”, — считает эксперт.
Еще одни местные выборы на Донбассе могу провести уже 28 марта. Так предлагает ЦИК. Но последнее слово — нет ли опасности — как раз за военно-гражданскими администрациями. Только областными.