В ожидании достойной жизни: как шахтеры живут без зарплаты в прифронтовом поселке
Жизнь за счет родителей-пенсионеров и отсутствие просвета. Таковы реалии прифронтовых горняков
На следующей неделе Верховная Рада должна рассмотреть вопрос выделения денег на частичное погашение задолженности по зарплате горнякам. 1,4 млрд грн — именно столько должно государство шахтерам за 2,5 месяца.
Как живут люди в прифронтовой Новоивановке без денег — в материале «Восточного варианта».
Пенсионеры кормят взрослых детей
Магазин, где работает Ирина, — один из двух в Новоивановке. Поселок — спутник Горского, что на Луганщине. Все местные работают на соседних шахтах «Горная» и «Карбонит».
«Как перестали платить шахтерам, так и у нас выручка уменьшается. Им не за что покупать продукты. В долг даем, но только пенсионерам. Шахтерам — нет. Кто знает, сколько времени они еще не будут получать деньги? Ни один предприниматель на такую авантюру не пойдет», — говорит Ирина.
Средняя задолженность у горняков — 30 тысяч гривен, у обслуживающего персонала — 15-20 тысяч.
«У меня дочь с мужем работают на шахте. Поэтому сейчас кормлю две семьи. А этим летом еще и с огородов ничего не собрали. Засуха была страшная. Колодцы высохли. Ручей едва ли течет. Набрать ведро — 5 минут. А сюда едут люди из Горского, Золотого, идут со всей Новоивановки», — объясняет она.
По словам Ирины, дети шахтеров не могут учиться дистанционно — нет денег, заплатить за интернет. У некоторых уже отключили электричество за долги.
"Замкнутый круг"
Такая ситуация не только на Луганщине, говорит председатель независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.
«Общий долг перед работниками угольной промышленности — 1 миллиард 400 миллионов гривен. Многие шахты стоят. Добычу угля не ведут. Угольная отрасль последние годы была дотационная, но сейчас ситуация действительно критическая», — объясняет он.
За следующую дотацию должны проголосовать депутаты на следующей неделе.
«За счет “Нафтогаза” должны пополнить “COVID-ный” фонд. А уже из него — перечислить деньги горнякам. Но надо понимать, что пройдет еще время, задолженность увеличится. То есть этих 1,4 млрд уже снова не хватит. Замкнутый круг, понимаете?», — пояснил Волынец.
“На Луганщине нет рентабельных шахт”
О проблемах угольных шахт области рассказал нам один из топ-менеджеров угольного предприятия области. Из-за реакции в Министерстве он попросил не называть свое имя и должность.
«Сейчас объемы добычи угля в 3-7 раз меньше рентабельных объемов. То есть, чтобы платить зарплаты, оплачивать электроэнергию нужно продавать в разы больше угля», — пояснил он.
Мешает этому — отсутствие финансирования на развитие, говорит чиновник.
«Чтобы продавать больше угля, его нужно добыть. Для этого нужно открывать новые ряды, новые горизонты. Вкладывать в это деньги. А дотации идут только на то, чтобы выдать зарплату. Денег не хватает даже на существующие мощности, не говоря о новых», — говорит он.
Но и закрывать шахты — не выход, считает мужчина. Это приведет к вымиранию региона и экологической катастрофе.
Семьи же горняков рассуждают более конкретно — им сегодня не за что жить, в ожидании заработанных денег.
Читайте также:
Работаем за двоих. Как в Станице Луганской медики спасают жизни
Счастье – Луганск. Миссия невыполнима