КПВВ на Луганщине. Долгожданный коридор или очередная афера?
В который раз на заседании трехсторонней контактной стороны договорились об открытии новых контрольно-пропускных пунктов в Луганской области
Об истории этого вопроса и перспективах корреспонденты “Восточного варианта” поговорили с военными, экспертами и местными жителями.
Транспортный коридор на Луганщине
Станица Луганская на сегодня является единственным действующим контрольным пунктом въезда-выезда в Луганской области. По сути же, это пункт входа-выхода, так как транспортного сообщения с оккупированной Луганщиной просто нет.
Об автомобильных пунктах пропуска в Золотом и Счастье говорят уже практически пять лет. В начале 2016 года КПВВ в Золотом даже открыли. Правда в одну сторону. Боевики установили бетонные заграждения, противотанковые ежи и никого не пускают до сих пор.
Помощница командира Луганского пограничного отряда Неля Доценко рассказывает, что позиция командования неизменна с 2016-го года.
“Пункт пропуска с нашей стороны работает. Пропуск производится в села, которые находятся в так называемой “красной зоне”. Это Золотое-4, Хутор Вольный, Катериновка. Со стороны пограничной службы все готово для полноценной работы пункта пропуска”, – объясняет она.
Ранее была достигнута договоренность в рамках ТКГ об открытии транспортного пункта пропуска в Счастье.
Об этом на брифинге рассказал первый заместитель министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ростислав Замлинский.
“Есть последние договоренности в рамках Трехсторонней контактной группы об открытии двух КПВВ. Это в Золотом. На подконтрольной украинскому правительству территории уже построены определенные комплексы зданий и сооружений. Это связано с режимной территорией, также сервисной территорией, где смогут люди получать те или иные услуги, а также речь идет о Счастье”, – объяснил он.
В Счастье же работы идут полным ходом. Представитель подрядной организации рассказал, что уже завезено около 350-ти тонн щебня.
“Мы сейчас готовим фундамент под установку модулей, где будут располагаться наряды погранслужбы, пункты помощи и так далее. Работы ведутся посменно”, – говорит он.
"Одно КПВВ невыгодно боевикам, второе – ЗСУ"
Открытие пункта пропуска в Счастье – стратегическое поражение украинской стороны, считает заместитель директора “Украинского института исследования экстремизма” Богдан Петренко.
“В городе Счастье – важный стратегический объект - Счастьинская ТЭС. Одним из условий открытия КПВВ является, на данный момент, разведение сил и средств. Но если мы это сделаем, то поставим под угрозу захват предприятия. Боевики же используют это, несомненно, как свою победу. Этого ни в коем случае нельзя допустить. Если же мы останемся на тех же позициях, то главари так называемой “ЛНР” вряд ли пойдут на такие условия”, – уверен эксперт.
В Золотом ситуация кардинально противоположная. Почему – объяснила жительница Золотого Тамара.
“Там у них (боевиков т.н. “ЛНР”) в Первомайске ремонтная база тяжелой техники. Поэтому они ни ОБСЕ туда не пускают, ни КПВВ не открывают. А нам приходится делать крюк практически в 300 километров, чтобы попасть в Первомайск, до которого максимум 10 километров. У многих местных там квартиры, родственники похоронены”, – объясняет женщина.
Петренко резюмирует: чтобы открыть 2 транспортных коридора, нужно проделать огромную дипломатическую работу.
“Кто уступит – в любом случае проиграет в военном плане, но выиграет в дипломатическом. Тут нужно понимать, что на сегодня выгодно обеим сторонам конфликта, и кто больше уверен в перемирии. Людям же война, в принципе, не нужна. Но если говорить о пунктах пропусках, то, естественно, людям удобнее, когда их больше”, – говорит эксперт.
Что ж печальный опыт с открытием КПВВ в Золотом, подсказывает несостоятельность таких заявлений.
Однако, возможно, новый состав ТКГ сможет достигнуть устойчивых договоренностей. Как говорится, время покажет.