Как сделать смартфон полезным для учебы: учитель из Славянска рассказал о любимых приложениях
3D-моделирование, виртуальная доска, онлайн-уроки в реальном времени... Преподаватель математики Владислав Пилипенко уже три года использует современные технологии в работе и обучении детей. А еще — помогает другим учителям и даже другим школам осваивать новые возможности
После введения карантина и перехода украинских школ на дистанционную форму обучения, резко повысилась популярность приложений и сервисов, которые позволяют делать такую форму работы наиболее удобной.
Ко Дню учителя преподаватель математики Славянской ООШ №10 Владислав Пилипенко рассказал, как сделать учебу и работу интереснее с помощью смартфона.
Задолго до карантина
К использованию цифровых технологий в своей педагогической практике Владислав приступил еще три года назад. Начал с сервиса G Suite for Education, который содержит стандартный набор приложений, но при этом позволяет подключать дополнительные приложения в зависимости от индивидуальных потребностей.
К этому серверу педагог-новатор подключил сразу всю школу.
Несмотря на то, что в школах достаточно преподавателей старшего возраста, которые не очень “дружат” с цифровыми технологиями, сильного сопротивления нововведениям он не встретил.
Просто иногда приходилось чуть дольше и подробнее объяснять, как пользоваться тем или иным приложением.
Подключение к электронным ресурсам целых школ позитивно сказалось на учебном процессе.
"Это очень удобно, потому что позволяет использовать узкопрофильные приложения”, — говорит учитель.
Например, для математики очень удобна платформа GeoGebra.
Это динамическая математическая программа для всех уровней образования, включающая в себя геометрию, алгебру, таблицы, графы, статистику и арифметику, в одном удобном для использования пакете.
В этом приложении очень удобно рисовать и демонстрировать разные геометрические фигуры.
“Когда мы проходим тему "Тригонометрия" ученики могут не ходить с таблицами, а делать всё прямо в телефоне", — объясняет он.
Среди наиболее часто используемых электронных инструментов Владислав Пилипенко упоминает также программу для моделирования несложных трехмерных объектов Sketchup.
“Фишка” Sketchup в том, что там много облачных шаблонов, которые можно использовать. То есть, кто-то на другом конце планеты разработал какой-то шаблон для проекта, загрузил его в облака, а я его могу использовать здесь на уроке”, — говорит учитель.
Приложение удобно для уроков информатики, на которых идет изучение моделирования.
Владислав подключил эту программу к сервису G Suite, через который теперь может администрировать всевозможные школьные процессы: делать аккаунты групп, классов, преподавателей, отправлять письма и сообщения, раздавать задания ученикам.
Всё это тоже можно делать прямо из телефона.
Базовая платформа и дополнительные сервисы
Сервис Google classroom был разработан еще 6 лет назад, но до марта текущего года работники государственной сферы образования им практически не пользовались. С момента введения карантина ситуация резко изменилась.
"Я помогал подключать к этому сервису и 14 школу, и 17, сейчас аккаунты есть у всех работающих там учителей", — говорит педагог.
Также, очень пригодилось приложение Google Meet, которое позволяет проводить видеоконференции. Во время дистанционного обучения учителя часто им пользовались прямо на телефоне.
Ещё одно интересное приложение — jamboard. Это виртуальная школьная доска, правда она используется только вместе с интерактивной доской.
По словам Владислава, кроме выше перечисленного списка, часто используются приложения, помогающие преподавать и обучаться по конкретным дисциплинам.
К примеру для химии есть приложение, которое наглядно показывает как проходят химические реакции, для физики — с возможностями конструировать электрические цепи.
Работа с такими приложениями больше похоже на игру, но учебный материал при этом подается очень наглядно.
"Есть приложение QuierVision, которое больше подходит для младшей школы", — рассказывает Владислав.
Через него с помощью телефона можно оживлять рисунок-раскраску. То есть ребёнок раскрашивает, потом подносит телефон и на экране изображение оживает.
Хотя можно использовать его и для старших классов. Например, на биологии с его помощью можно проводить демонстрацию внутренних органов.
Требование эпохи. Украина и мир
Как считает наш рассказчик, с развитием мобильных технологий жизнь автоматически подтолкнула человечество использовать их не только в быту, но и работе. Само собой, что тенденция затронула и сферу образования.
"Любой нормальный учитель должен всё время пребывать в процессе своего развития и вовлекать в этот процесс учеников", — считает Владислав Пилипенко.
Преподаватель приводит пример, как мобильные технологии используются за рубежом, в частности в Соединенных Штатах.
“Там использование мобильных и в целом web сервисов в учебном процессе намного более серьезное. Причем существует поддержка школ разработчиками, мировыми брендами. Например, при покупке софта от Google для школ корпорация дарит школе Хромбуки и Хробоксы — это ноутбуки и моноблоки, работающие на операционной системе Chrome OS”, — рассказывает Владислав.
Благодаря такой поддержке использование электронных сервисов в школах становится всё популярнее с каждым годом.
У нас же, по его словам, обучению через мобильные приложения препятствует психологический фактор, ведь многие дети воспринимают телефон не как инструмент обучения, а как игрушку. Приходится находить какие-то доводы и способы убеждения.
Чтобы пройти этот барьер лучше всего подавать учебный материал в полуигровой форме.
Такое совмещение даёт хорошие результаты.
По наблюдениям педагога, переход на электронную форму обучения усложнил образовательный процесс не всем школьникам, а только тем, кто мало стремится получать знания. Для прилежных учеников, готовых искать, вникать и разбираться, учеба стала еще интересней. Хотя забывать о старых методах окончательно тоже не стоит, считает наш собеседник.
"Хочу сказать, что при всём многообразии приложений и вообще цифровых технологий в учёбе, мел и обычную доску тоже нельзя исключать полностью. Написание мелом — это и моторика и объёмное восприятие. К примеру, в геометрии я слежу, чтобы все ученики что-то рисовали рукой. Потому что пока ты собственной рукой не нарисуешь линию и не поставишь точки, в полном объёме дисциплину ты не усвоишь. Нужно уметь это всё совмещать — это сейчас, я считаю, залог успешного современного учебного процесса", — резюмирует он.
Чего не хватает?
По мнению учителя, даже при нынешнем уровне развития цифровых технологий набор электронных инструментов, доступных украинским преподавателям остается неполным.
"Такие ресурсы как электронный журнал и электронный дневник адаптированы только для ПК, с мобильного телефона ими неудобно пользоваться", — рассказывает Владислав Пилипенко.
Такая же ситуация с сайтом “NZ.UA”, который тоже, к сожалению, не имеет мобильной версии. Между тем этот портал предоставляет очень широкие возможности: ведение электронного учета посещаемости, классных журналов, ученических дневников, публикация новостей, просмотр расписания и информации о школе, удобное общение и обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса.
“Учитывая то, что он постоянно используется в процессе, очень хотелось бы, чтобы появилось его мобильное приложение", — резюмирует учитель.