На дне рейтинга: почему бизнес Луганщины внизу "турнирной таблицы" Forbes и как решить ситуацию
Почему Луганщина оказалась в самом низу списка и как исправлять положение — рассказали местный бизнес, эксперты и ОГА
Журнал "Forbes Украина” опубликовал рейтинг городов Украины по инвестиционной привлекательности. 38 городов с населением свыше 90 тысяч населения расположили по принципу легкости ведения бизнеса.
Почему Луганщина оказалась в самом низу списка — рассказали местный бизнес, эксперты и ОГА.
“Власть нас не слышит”: позиция местного бизнеса
Михаил Ивонин — предприниматель, директор института “Водоочистные технологии”. Бизнесом занимается не один десяток лет. Говорит, трудно было всегда.
“Власть нас не слышит. Что нынешняя, что прошлая. Нас, к сожалению, до сих воспринимают, как дойную корову, как источник дохода. Единственный диалог с властью — это разговоры в кабинете налоговой. Не более”, — считает Ивонин.
По мнению предпринимателя, действенным способом привлечения инвестиций в регион может быть замена неэффективных коммунальных предприятий на частные фирмы.
“Только в Северодонецке несколько десятков предприятий. Они уже давно показали свою неэффективность. Частные предприятия, которые работают по законам конкуренции будут справляться лучше. Это улучшит инфраструктуру. в первую очередь. Во-вторых, у “частников” зарплаты намного конкурентнее, чем в коммунальных предприятиях, это факт”, — уверен Ивонин.
Основной же проблемой отсутствия иностранного капитала в регионе Михаил считает коррупцию в рядах местной власти.
“Никто не хочет связываться с нами. Тут — огромные риски. Ты можешь вложить огромные деньги, но утонуть в бюрократии. И в итоге ничего толком не построить”, — говорит он.
Война и отсутствие больших производств
Исполнительный директор “Экономического дискуссионного клуба” Олег Пендзин видит 2 основные причины такого результата рейтинга.
“О чем тут говорить? Война и отсутствие крупного производства. Малый и средний бизнес должен кому-то продавать свои товары и услуги. А если регион по сути ничего не производит, то и денег тут нет”.
Как пример, экономист приводит пример Мариуполя. Из-за большой концентрации крупных предприятий в городе появилась и достаточно сильная прослойка из представителей малого и среднего бизнеса. Средний класс. Бюджет только одного Мариуполя сопоставим с бюджетом целой Луганской области. В Северодонецке и в большей мере Лисичанске нет ни одного достаточно крупного промышленного предприятия.
“Самые привлекательные города — это Киев со своими мощнейшими финансовыми потоками, а также западная часть страны с огромным туристическим потенциалом”, — рассказывает Олег Пендзин.
“Также очевидно на неплохих позициях находятся Днипро, Запорожье, Кривой Рог - это все достаточно большие промышленные центры Украины. До войны так же было и на Луганщине. Однако военные действия, оккупация промышленной части края и риски, которые с этим связаны, сделали свое дело”.
Возрождение Луганщины за счет международных инвестиций
Руководитель военно-гражданской администрации области Сергей Гайдай неоднократно в своих интервью заявлял, что спасение региона видит в иностранных инвестициях. Одним из пунктов программы, которую он озвучивал, заступая на должность — это привлечение зарубежных денег. По словам главы области уже есть некие договоренности с крупной автомобильной компанией из Чешской республики.
“Сейчас финансовая нагрузка. которую тянули в свое время крупные промышленные предприятия области, легла на плечи малого и среднего бизнеса. Именно с ними нужно вести диалог и развивать”, — уверен Гайдай.
По мнению главы Луганской ОГА, не следует забывать и о туристической составляющей. Конечно, в последнее время регион ассоциируется больше с военными действиями и разрушенной инфраструктурой, но не стоит забывать о внутреннем туризме.
“У нас есть много привлекательных мест, и в первую очередь о них знают жители области. Нужно вкладывать деньги в инфраструктуру, в строительство дорог, чтобы привлечь как можно больше туристов”, — уверен Гайдай.
Что нужно?
И власть, и бизнес, и эксперты сходятся в одном. Луганщине, в первую очередь, нужно избавляться от статуса воюющей области.
Привлечение иностранного капитала для возрождения промышленности региона — залог выхода Луганщины из кризиса. Наличие производства будет стимулировать развитие малого и среднего бизнеса.
Развитие логистики и инфраструктуры как основа развития туризма.
Уже сегодня в рамках “Большого строительства” ведется ремонт основных автомобильных путей сообщения.