Украинцы выбрасывают еды на 5,5 миллиарда
В Украине за год на помойку, по подсчетам независимых экспертов, отправляется примерно 7 млн. т пищевых отходов. Из этого объема треть отсортировывается в процессе производства, еще треть выбрасывают розничная торговля и кулинария. Оставшиеся 35–40% отправляют в мусор уже непосредственно в отечественных домохозяйствах.
Об этом пишут «Комментарии».
Основные проблемы производителей и торговли — неэффективные методы сбора урожая, слабый контроль и логистика (перевозка, хранение). По словам руководителя проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты» Татьяны Гетьман, избыток урожая овощей и картофеля в сезоне 2011/2012 составил свыше 2,2 млн т, в частности, излишек картофеля на рынке — более 1,5 млн. т и овощей борщевого набора — около 0,7 млн. т. «Весь «лишний» объем овощей пришлось выбросить на свалку. А это порядка 2 млрд. грн. прямых убытков для отечественных сельхозпроизводителей», — говорит она. Но даже если продукты дождались своего оптового покупателя, это вовсе не означает, что они не окажутся на свалке. Так, только при доставке продуктов от перепада температур и неправильной транспортировки портится порядка 40% овощей и фруктов, около 30% рыбы и мяса и 5–10% молока и молокопродуктов.
Дальше наступает очередь магазинов и рынков пополнять свалки. Правда, последние идут на это неохотно. С помощью химии несвежие продукты в рознице обретают «вторую жизнь» и становятся приятными на цвет и вкус.
Сильно подпорченные перерабатывают в кулинарные изделия и полуфабрикаты, а на тех, срок годности которых закончился недавно, просто меняют стикеры с датой производства (либо приклеивают сверху новый ценник с датой расфасовки). В некоторых сетевых супермаркетах устраивают распродажу с 20–50%-ной скидкой товаров из кулинарии, а в ряде городов можно найти палатки и ларьки, специализирующиеся на реализации заведомо просроченных товаров по сниженным ценам. Но даже с помощью таких ухищрений полностью реализовать продукты питания не удается и порядка 2 млн. т в год приходится утилизировать.
Кроме вышеупомянутых способов реализации продуктов супермаркеты всячески стимулируют потребителей покупать больше, чем им нужно на самом деле. Зачастую с помощью более крупной упаковки, которая стоит дешевле, либо надписей «купи три по цене двух». А иногда сами украинцы из-за банального желания «сэкономить» приобретают акционные товары с критическим сроком годности.
Кроме того, по словам генерального директора компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой, в общепите (кафе, фастфудах и ресторанах) клиенты оставляют в тарелках примерно до 20% еды. Недоеденными в основном остаются украшения фирменных салатов и горячих блюд, хотя они тоже съедобные.
По оценкам консалтингового агентства «ААА», годовой объем испорченных украинцами продуктов в денежном выражении составляет порядка 5–5,5 млрд. грн. Больше всего еды выбрасывается в период новогодне-рождественских праздников.