С передовой во флористы: как ветеран АТО развивает студию декора в Попасной
Цветы, бабушкин комод и “съедобные букеты”. Как начинал бизнес с нуля без грантов, какие есть сложности и какие опасения не оправдались — рассказал “Восточному варианту”
После 17 лет на госслужбе он открыл в прифронтовом городе цветочный магазин, создал первое оформление торговой точки из “бабушкиного комода”, а сейчас выполняет заказы из разных уголков планеты.
Это все про жителя Попасной владельца студии цветов и декора “Romantic” Валерия Куликова.
“Я просто люблю цветы”
Еще несколько лет назад Валерий и подумать не мог, что займется цветочным бизнесом. Работал в правоохранительных органах, принимал участие в Антитеррористической операции (АТО), был заместителем главы Попаснянской военно-гражданской администрации. В 2017 году решил открыть свое дело.
“Я сам всегда любил дарить цветы. Посмотрел, что эта ниша не совсем занята в городе. Подумал — почему бы и нет, ведь мне это нравиться”, — вспоминает Валерий.
Именно город, впрочем, и заставлял сомневаться. Не было стопроцентной уверенности, что цветы будут пользоваться спросом в прифронтовой Попасной, где периодически слышны звуки обстрелов, а некоторые здания посечены осколками.
Но Валерий решил попробовать. К делу подошел основательно и сперва отправился учиться, рассудив, что одной любви к цветам недостаточно.
“Поехал в школу флористики в Харьков, чтобы мне условно рассказали, чем роза отличается от хризантемы, как создавать букеты и их продавать. И посоветовали, с чего лучше начинать. Позже я вносил коррективы, ориентируясь на наш менталитет. Попасная город маленький, чуть ли не у каждого во дворе растут цветы”, — говорит он.
“Покрасил бабушкин комод в розовый цвет”
Начинал бизнес, что называется, на свой страх и риск. Стартовал с маленького помещения, которое оформил на свой вкус.
“Привез от родителей бабушкин старый комод, покрасил его, как мне казалось, в интересный цвет — розовый. Кирпичи от строительства магазина остались, поставил на них носку — получилась такая витрина. Достал у знакомых холодильник “пепсикольный” для охлаждения цветов. Это сейчас у меня уже хорошая холодильная камера, где создается температура 4-9 градусов. А тогда у меня зимой было открыто окно в помещении. чтобы было холодно. Всегда думал, что цветам нужно тепло, а оказалось, что наоборот — в холоде процессы замедляются и они не так быстро пропадают”, — вспоминает Валерий.
Поставщики боялись приезжать
Конечно, не обходится и без сложностей. Буквально только несколько месяцев назад поставщики начали приезжать в Попасную. Близость линии разграничения пугала.
“Приходилось выезжать встречать поставщиков в Лисичанске, в Бахмуте, они боялись заезжать. Товар тяжело поступал, хотя в другие города привозят под магазин. Особенность бизнеса еще и то, что товар быстро портиться. За 3 дня его надо продать. Конечно, мы все не реализовываем. Процентов 30% и выкидывается”, — объясняет предприниматель.
Развиваться же, говорит предприниматель, помогает отслеживание новинок, поиск новых услуг, а также продвижение в соцсетях. Страницы магазина в Фейсбуке и Инстаграме завел в первую очередь. Оказалось, что так можно рассказать о себе многим потенциальным клиентам. Также первыми в городе начали заниматься доставкой цветов:
“Я заметил, что это в больших городах пользуется спросом. Решил попробовать. Люди звонят из других городов, сейчас даже чаще пишут в мессенджеры, заказывают букеты, пишут адрес доставки. Оплата идет по безналичному расчету. Эта услуга стала востребованной в нашем городе. Много людей разъехались, а родственники остались. уехавшие хотят их поздравить, порадовать своих бабушек, сестер, матерей. У нас много заказов именно из-за границы”, — рассказывает Валерий.
Постепенно к ассортименту добавились воздушные шары, конфеты, мягкие игрушки. Выяснилось, что их охотно покупают вместе с игрушками.
“Реагируем на рынок, на спрос. Стараемся быть гибкими. Следим за модой, какую используют упаковку. Когда начинали, популярной была сетка, сейчас ее почти не используют. Теперь актуальна калька. Много упаковки производят в Корее, можно сказать, эта страна законодатель моды в этой отрасли”, — объясняет он.
Также начали делать так называемые “съедобные букеты”: сырные, мясные и даже алкогольные.
Цветы — дело семейное
В ноябре его бизнесу исполнится три года. Теперь это уже два магазина и настоящее семейное дело, где работает и жена Валерия. Помогает и 17-ти летний сын.
“Жена работала в школе. Но через год, когда я сам уже не справлялся, она уволилась, сейчас со мной полностью в бизнесе, во всем меня поддерживает. И в праздники, и в выходные дни, и девчонок-флористов подменить, если нужно. Сын что-то может отвезти на велосипеде в другой магазин. за цветами со мной ездит”, — говорит предприниматель.
Впрочем, прежним осталось его трепетное отношение к цветам. Самому Валерию по душе яркие букеты из разных цветов, монокомпозиции, признается, не для него.
В этом году предприниматель планировал вместе с сотрудниками принять участие в профильной выставке в Киеве, но помешал карантин. Надеется, в следующем эта мечта станет реальностью. В планах — развивать два магазина (найти их можно по адресам ул. Николенко, 22 и пл. Героев, 3) и постоянно совершенствоваться:
“Все меняется, движется. Новая колористика, новые цветы, новое оформление — всегда нужно держать руку на пульсе”.
Анастасия Дашко, “Восточный вариант”. Фото автора и Facebook Валерия Куликова