От увлечения к бизнесу: как работает первая в Славянске женщина-гончар
Восточный вариант узнал, как разрушается стереотип о “традиционно мужском ремесле”, с какими сложностями столкнулась мастерица и какие есть перспективы на рынке керамики
До 2014 года жительница Славянска Ирина была владелицей и руководителем небольшого цеха по производству керамических изделий: декоративных ваз, сервизов и другой посуды. Одним словом, той продукции, горы которой высятся на прилавках местного керамического базара.
Этот бизнес она основала вместе с мужем и ничем особым от сотен других таких же цехов их предприятие не отличалось. Переломными стали события, потрясшие город керамиков 6 лет назад.
После захвата Славянска боевиками керамическое производство здесь остановилось, многие цеха закрылись. Предпринимательское чутье сразу подсказало производителям керамики, как, впрочем, и представителям других сфер бизнеса, что "освободить" их могут только от нажитого добра.
Позже предчувствие подтвердилось – некоторые производства террористы порезали на металлолом, одно предприятие даже разнесли из самоходной установки "Нона". К тому же во многих районах города не было электричества, необходимого для работы печей обжига.
Период оккупации нанес керамической отрасли Славянска разящий удар. Особенно сильно он подкосил небольшие частные производства. Многие специалисты уехали из города и не вернулись, многие рынки сбыта были утеряны. Количество зарегистрированных цехов сократилось с 1500 до 400. Тем, кто продолжил работать, пришлось приспосабливаться к новым условиям и искать новые возможности.
Одни взялись за актуализацию ассортимента. Появилась, например, "милитарная" линия товаров (керамические гранаты, мины, военная техника и т.д.) или сувениры с ярко выраженной патриотической символикой. Другие решили попробовать что-то совершенно новое. В их числе оказалась и героиня нашей публикации Ирина – первая в Славянске женщина-гончар.
"До войны мы продавали нашу продукцию, в основном, в Россию, но в связи с известными событиями, это направление закрылось. Попробовали продавать в Украине, но здесь такой продукции очень много и экономически это себя не оправдало", – рассказывает Ирина.
В подтверждение этого стоит отметить, что 80% отечественного керамического рынка занимает продукция из Славянска. Даже сувениры с логотипами других городов, которые продаются туристам как товары местного изготовления, зачастую делаются в Славянске по спецзаказу.
"Семейный бизнес как-то сам собой "зачах" и чтобы кормить семью муж уехал на заработки в Польшу, а я, чтобы не сидеть сложа руки, решила найти себе работу. Делать штампованный "ширпотреб" душа не лежала, но и расстаться с керамическим производством не хотелось. Тогда и пришла мысль освоить гончарное ремесло", – вспоминает славянка.
То, что это занятие традиционно считалось мужским Ирину не смущало, и она взялась за новое для нее дело. Сначала пыталась изучать его по мастер-классам в интернете, но применять это на практике оказалось очень сложно, поскольку многие нюансы в обучающих программах даже не упоминались.
Тогда она лично познакомилась с опытным мастером из Полтавы, который и помог ей разобраться в азах гончарного искусства. Сейчас Ирина только учится ремеслу и не берется однозначно пророчить своему начинанию коммерческий успех. Хотя именно такой цели ей бы хотелось добиться, ведь идеальная модель предпринимательства – это бизнес, основанный на любимом деле.
"Многое из того, что я делаю, я использую в своем быту – это, как бы, мой сертификат качества. Кое-что дарю друзьям и знакомым, и они тоже пользуются моими изделиями с удовольствием. Такая "тихая" реклама большого количества заказов не дает, но быстрого успеха здесь быть не может, потому что на эксклюзивную продукцию нужен особый тип потребителя. Думаю, что стоит попробовать поучаствовать в ярмарках, где можно и себя показать, и с новыми партнерами познакомиться", – говорит Ирина.
Понимая, что ограничиваться Славянском, и даже Украиной, было бы неправильно, супруги начали изучать возможность реализовывать гончарные изделия в Европе. Муж Ирины уже показывал изготовленные ей предметы коллегам из Польши, Увиденные образцы им очень понравились и это вселяет надежду, что затея супругов все же перерастет в прибыльный бизнес.
А что касается трудностей, то их керамикам Славянска уже приходилось преодолевать – и в 1990-х, и в 2000-х, и в 2014-м, и после него. Было бы, конечно, проще, если бы в развитии бизнеса способствовали своими действиями местные власти, но такого подарка судьбы ждать, видимо, не приходится. Поэтому полагаться приходится только на свои силы.
Дмитрий Журавлев, Восточный вариант. Фото предоставлено автором