"С морем шутить нельзя": мариупольские спасатели о своей работе на побережье
С начала июля в водоемах Украины утонуло 170 человек, из которых больше 80 — дети. Основная причина — беспечность.
Трагедии на воде происходят ежедневно, хотя спасатели не устают повторять правила безопасности. Мариупольские спасатели с пяти утра и до самой темноты патрулируют побережье, каждый день погружаются на дно в поисках опасных предметов и знают, как определить тонущего человека десятков отдыхающих.
«Восточный вариант» патрулировал побережье Мариуполя вместе со спасательной аварийно-водолазной службой города.
Утро начинается не с кофе
Последнее утро июля на Азовском море — тихое, практически безветренное. В такую погоду на пляже всегда много людей. Но сейчас, в половину восьмого утра, здесь можно встретить только пенсионеров, рыбаков и пловцов.
Фото автора
Утро спасателей начинается гораздо раньше. С пяти утра лодка выходит в море на патрулирование. Раньше нельзя — ночью выход в море маломерных судов в Мариуполе запрещен.
Рабочий день спасателей не начинается без медицинского осмотра, во время которого всем сотрудникам измеряют давление, температуру, спрашивают о самочувствии. Затем инструктаж по технике безопасности и так называемая расстановка — утреннее совещание, где обсуждается расписание работы на день. Зимой, весной и осенью у спасателей есть еще и спортивная разминка, но летом на это нет времени. За отдыхающими с самого утра нужно внимательно следить. В море вместе со спасателями мы выходим на надувной лодке, когда на часах еще нет 8 утра.
Повторять о безопасности никогда не устанем
Солнце печет безжалостно, поэтому солнцезащитные очки и головной убор — обязательные атрибуты спасателей. Издалека спасателей сразу можно узнать по коричневой форме, а в море — по ярким оранжевым жилетам поверх формы.
Фото автора
В тихую погоду плавать на лодке приятно. Впрочем, отдыхающим штиль тоже нравится, поэтому расставленные по всему побережью буйки они игнорируют. Беспечность — одна из главных ошибок человека на отдыхе.
«Штиль чем опасен: во-первых, он бывает при северном ветре, когда отдыхающих уносит в море на матрасах, а во-вторых, в такую погоду все заплывают за буйки. А когда волны, бывает даже до буйков плыть не хотят», — говорит инженер аварийно-водолазной службы Евгений Клепинин.
При виде катера купальщики резко сменяют курс движения и плывут ближе к буйкам. Как только катер отплывает, возвращаются за буйки.
«Жека, сделай ему замечание», — говорит спасатель Константин Цикилек, указывая на мужчину, плавающего за буйками.
«День добрый! Пожалуйста, придерживайтесь буйков, не заплывайте далеко. Чуть назад», — просит Евгений. Пенсионер неохотно соглашается. Спасатель говорит, что люди после их замечаний либо молча плывут к берегу, либо начинают спорить.
«Чаще всего за буйки заплывают пловцы и пожилые люди. Мы с ними ругаемся, бодаемся — бесполезно. Но повторять правила безопасности никогда не устанем», — добавляет спасатель Константин Цикилек.
Фото автора
Буйки устанавливают в зависимости от глубины, примерно на расстоянии 25-50 метров от берега. Но Азовское море неглубокое и к тому же в разных местах имеет разную глубину. Например, на Левом берегу на расстоянии 50 метров от берега глубина может быть всего метр, а иногда и меньше.
«Мы однажды буй нашли на проспекте Нахимова. Позвонили люди, говорят, лежит прямо на улице среди жилых домов. И не лень же было его кому-то тащить вверх с пляжа несколько километров» — вспоминают спасатели.
Невнимательность и алкоголь — основные причины трагедии
На летних каникулах на пляже полно отдыхающих, многие с детьми. Спасатели говорят, что по выходным людей еще больше и за всеми уследить сложно. Водный патруль страхуют спасатели на берегу. Они ходят вдоль воды, раздают листовки с правилами поведения на воде, делают замечания невнимательным отдыхающим и страхуют водный патруль.
«У нас вообще до 12 лет запрещено без родителей в воде, но родителям без разницы. Сколько раз мы ругались. Идут купаться, посадили маленького, два-три года ребенку, и плывут вместе с ним до буйка. Мы объясняем людям, что им-то, понятно, неглубоко, а ребенок-то маленький, не дай Бог с круга выпадет и все. Так было два года назад на Песчанке», — вспоминает Евгений.
«Здесь еще пляж неширокий, дети с родителями на виду. А вот на Левом берегу родители любят отдыхать под деревьями — шашлычки и так далее. А дети в это время у воды. Расстояние там приличное. Дети часто теряются», — говорит Константин.
Долю трагических случаев увеличивает алкоголь, хотя на пляже употреблять его запрещено.
«Им же кажется, что море по колено! Бывает такое, что где-то посреди воды подвыпившие ребята говорят — спасите-помогите, не могу доплыть до берега. Ну мы их сопровождаем до берега, но к себе на садим. Они просят нас, лишь бы покататься на лодке», — рассказывает Константин.
«Но мы их сразу предупреждаем: если садим на катер, то на берегу вызываем полицию. Обычно желание отпадает сразу кататься на лодке, они и плыть тогда сами могут», — с улыбкой добавляет Евгений.
«Да, полиция нам помогает, люди сразу по-другому реагируют», — говорит Константин.
Медпомощь — на берегу
Помимо спасателей на воде, вдоль побережья днем дежурят медицинские сестры. На пляже оказывать первую помощь приходится часто. Ушибы, ссадины, укусы насекомых — вот самые распространенные травмы на берегу. Этим летом добавились еще и ожоги от медуз. В день от единичных случаев до нескольких десятков.
Фото автора
В этом году в Азовском море нашествие медуз-корнеротов. Экологи считают, что они появляются здесь из-за повышения концентрации соли в воде. Ощущения при ожоге похожи на обычный термический ожог, появляется такое же покраснение, иногда формируются волдыри.
«У кого-то ожог, как пять копеек, а у кого-то от кисти до локтя. Если ужалила медуза, в в первую очередь нужно снять абразивно остатки этих клеток. Промыть ожог морской водой и аккуратно потереть песком круговыми движениями. А потом холод и всевозможные противовоспалительные мази. Мы пользуемся бутадионом, дексаметазоном», — рекомендует медицинская сестра спасательной аварийно-водолазной службы Марина Круминя.
Она не скрывает, бывают и тяжелые случаи, особенно у детей. Яд медузы действует так сильно, что люди задыхаются.
Нередки и случаи сердечно-сосудистых кризов, особенно среди пожилых людей.
«Вот люди приходят сюда, им ночью плохо было, они говорят, что пришли подышать. Заходят в воду, а там начинают уже тонуть. Летом всегда много смертей от сердечно-сосудистых заболеваний, в принципе. Потому что жарко, люди не выдерживают», — говорит Марина Круминя.
Осторожности много не бывает
Некоторое время стоим молча, наслаждаясь шумом прибоя. Марина ни на секунду не отвлекается от наблюдения — глаза перебегают от одного человека к другому, чтобы заметить мельчайшую деталь, которая указала бы, что все не в порядке.
«Родители очень плохо следят за детьми. Мы тут перенервничали, сейчас уже ходим, читаем лекции, что нужно следить за детьми. Тут, казалось бы, берег, а ребенку глубоко. Был случай недавно на другом пляже, что ребенок утонул», — вспоминает медсестра.
В начале июля в Мариуполе нашли мертвым семилетнего мальчика. Накануне вечером он потерялся на пляже, полиция и спасатели долгое время вели поиски. Утром тело мальчика водолазы вытащили из воды.
По факту случившегося открыто криминальное производство за неисполнение родительских обязанностей. Известно, что у мальчика была инвалидность.
Спасатели неохотно об этом говорят, но напоминают, что к таким случаем всегда приводит недостаток родительского внимания.
«Нельзя отвлекаться, смотреть в телефон. Секунда — и он под водой! Где ты его искать будешь?!», — говорит Марина.
С ней на посту дежурит главный специалист охраны труда Виктория Назаренко. Она говорит, что и помимо медуз всегда хватало травм.
Есть ограничение — будет нарушение
«Вот на волнорезах вдоль побережья написано “прыгать запрещено”. Когда наши люди видят надпись “запрещено”, они наоборот решают поплавать. Если есть ограничение будет и нарушение», — считает Виктория.
Вокруг волнорезов по дну плавают водолазы. Они то погружаются в воду, то выныривают — с мусором со дна моря. Свой «улов» собирают на волнорезе.
«Протяженность пляжа - восемь километров. Чистят каждый день, потому что вчера утром почистили, а сегодня снова достают со дна бутылки, баночки после ночи. Люди гуляли-веселились, называется. Просто люди у нас немножко некультурные в этом смысле. Они приходят на пляж и ведут себя так, как будто сюда больше не вернутся. Пластик вообще очень часто плавает по морю», — рассказывает Виктория.
На выходных хочется в лес
Несмотря на все особенности и неприятности, спасатели любят свое дело. Все, с кем удалось пообщаться, признаются — работа интересная.
«Ну, в выходные, честно говоря, уже не хочется на море, хочется куда-то в лес. Хотя я люблю море — мне нравится, как оно шумит и штормит. Я вообще не понимаю, как человек живет, если рядом нет моря. И он планирует отдых возле море, а не как мы, мариупольцы», — рассуждает Виктория Назаренко.
Тем не менее, даже в свой выходной на море спасатели не расслабляются.
Фото автора
«Был случай, когда мальчик на выходном был, отдыхал и спас человека. А это уже как-то в привычку входит — отдыхаешь, но на море внимательно смотришь, вдруг кому-то плохо», — говорит Виктория.
«Утро начинается и ты еще не знаешь, что тебя сегодня ждет. Это летом мы по побережью работаем, а зимой устраняем аварийные ситуации, последствия непогоды», — говорит Евгений Клепинин. У спасателей нет выходных и праздников. Если нужно, поедут помогать и бороться с последствиями непогоды даже в новогоднюю ночь.
Татьяна Жук, Восточный вариант