От угла в здании почты до полноценной церкви: как священник ПЦУ помогает громаде на Луганщине
Священник-переселенец строит уже вторую церковь в селе Веселое, отреставрировал библиотеку, приглашает в громаду писателей, деятелей искусства и волонтеров. Рассказываем его историю
Владимир Маглена — переселенец из оккупированной Кадиевки. Он первым на Луганщине перешел в Православную церковь Украины, отказался от построенного им самим храма и сегодня при поддержке волонтеров развивает громаду села.
Приехал ночью и долго не мог понять, где храм
Из оккупированной Кадиевки тогда еще священник Украинской православной церкви московского патриархата Владимир Маглена уезжал в 2014-м году. По наставлению епископа Северодонецкого и Старобельского Никодима был направлен в село Веселое Старобельского района. Там должен был заменить своего коллегу, уезжающего в Киев.
“Приехали в Веселое в 4 утра, еще темно было. Подъехали к почте. Спрашиваю: “А храм где?”. Повели куда-то за угол, в посадку. Повторяю: “А храм где?”. Меня завели в помещение, напоминавшее комнату у меня в доме, в Стаханове (прим.ред.: ныне Кадиевка). На окнах почерневшие от времени занавески, темно, мрачно. В первый же день я эти занавески выбросил”, — вспоминает Владимир тот день.
Из “дома скорби” — “молитвенный дом”
Позже в селе Веселое закрыли дом престарелых из-за недостатка финансирования. Отец Владимир помогал пристроить стариков по семьям, заботился о них. В опустевшем здании в аварийном состоянии решил с нуля обустроить храм.
“В доме, где я жил с семьей на тот момент, не было обоев и текла крыша. Деньги тратили только на самое необходимое, чтобы только не умереть с голоду. Все пожертвования, а также немалая помощь волонтеров и друзей со всей Украины шла на строительство храма. Построили его достаточно быстро. Но в тот период это казалось целой вечностью. Храм получился просторный, светлый. По всем канонам. Два зала, алтарь, подсобные помещения. Даже купол со временем поставили”, — рассказывает священник.
Владимир со временем стал “своим” в селе. Знает в лицо каждого односельчанина. У каждого свои проблемы, к каждому свой подход. С людьми всегда говорил на равных, помогая, направляя, а не указывая, что делать.
Свечи и просфоры в церкви всегда были бесплатными. Жертвовали прихожане всегда по мере своих возможностей.
“Меня всегда поражало пренебрежительное отношение священников к своим прихожанам. Я всегда настаивал на том, что без прихода нет ни священника, ни церкви. Если от тебя сегодня отвернется твоя паства, завтра ты умрешь от голода”, — объясняет Владимир.
В конце концов такая позиция священника, а также его патриотизм стали камнем преткновения в отношениях с высшим духовенством Луганщины. И Владимир Маглена принял решение перейти во вновь созданную Православную церковь Украины.
“Я из Кадиевки. Я знаю, что такое война. Я видел, кто и откуда пришел в мой город и кто убивал моих людей. Как я могу на проповеди называть Российско-Украинскую войну братоубийственной? Я называл вещи своими именами. Рассказывал прихожанам сотни историй переселенцев, волонтеров, добровольцев, военных. Настоящих патриотов своей страны. Для меня было ожидаемым, что это не понравилось моим “начальникам”.
“Долго объяснял односельчанам, что я их не бросал”
Практически сразу после перехода священника из одной парафии в другую, в Веселое приехали представители Украинской православной церкви московского патриархата. Стали рассказывать жителям Веселого, что Владимир не будет служить у них, что переедет в Старобельск, будто для него там уже подготовлен приход. Называли его раскольником. Хотя по сути причина была ясна — оставить храм в Веселой под патронатом УПЦ (МП). На всеобщем собрании предложили местным жителям выбрать нового священника.
“Ключи от храма я отдал сразу, в день собрания. Тогда ко мне подходили мои прихожане и со слезами на глазах говорили “Зачем вы нас бросаете?”. Я пытался достучаться до них, объяснить, поговорить. Но натыкался на стену непонимания. Как священнослужитель я принял эту ситуацию, я простил прихожан. Но как простому человеку мне было очень горько и обидно”, — делится Владимир.
Церковь на каланче и возвращение в Веселое
Первое время Владимир служил в Старобельске. Свою церковь обустроил на каланче в центре города. Но священник, по его словам, не получил должной поддержки ни со стороны городской власти, ни со стороны прихожан. Как итог: отец Владимир возвращается в село Веселое, в то самое помещение, где начинал в 2014-м году.
В церквушке Владимир Маглена обустроил все с помощью своих друзей из разных уголков Украины. Тут и расписные столик и лавка из Полтавской области, традиционные рушники из Галичины, вырезанные вручную иконные рамы из Прикарпатья. Вместо подсвечника — цинковые ящики из-под патронов.
“Вернувшись в Веселое, стал снова задумываться о ремонте помещения. На помощь пришли друзья из социальных сетей. Волонтеры, представители церквей, общественных организаций, бизнесмены помогали кто чем мог. В итоге собралась сумма, достаточная на ремонт помещения”, — рассказал он.
Церковь и храм знаний по соседству
Рядом со своей церквушкой Владимир решил сделать библиотеку. За умы молодежи нужно бороться во всех направлениях, считает священник.
До того библиотека находилась в подсобном помещении дома культуры. Небольшое помещение было настолько сырым, что часть фонда через некоторое время просто потеряли. К тому же детям не было комфортно в этой каморке, вспоминает заведующая библиотекой Наталья Токарчук.
За деньги благотворительных организаций в помещении поменяли окна, электрическую проводку, починили крышу. Косметический ремонт делали практически всем селом.
“Моя семья занималась покраской стен и потолка. Кто-то красил стеллажи, белил потолок, убирал строительный мусор, косил траву вокруг здания”, - рассказывает библиотекарь.
Почему рядом с церковью решил обустроить библиотеку Владимир Маглена объясняет просто:
“Рядом со мной всю жизнь были книги. Не только церковные. И детей своих я всегда приучал к чтению. Это развивает воображение, эрудицию, критическое мышление в конце концов”.
Часть книг передал из личной библиотеки. Большую часть почтой прислали украинские волонтеры.
Тут и классические произведения, и энциклопедии, и комиксы. Гордостью же Веселовцы считают современную художественную литературу, многие книги подписаны авторами произведений.
Сейчас Владимир Маглена ведет переговоры с фондом Сергея Жадана. Священник хочет пригласить своего знаменитого земляка в сельскую библиотеку.
Александр Волков, Восточный вариант. Фото автора