Программные установки: как в правительстве видят развитие Луганской области
Политическая ситуация в Лисичанске обострилась - в прошлом промышленный город, который продолжает медленно и мучительно деградироватьк тому же застрял и в состоянии безвластия, которым пытаются воспользоваться местные оппозиционеры. Экс-мэр Лисичанска Сергей Дунаев с октября прошлого года работает в парламенте, но выборы там до сих пор не проведены, в отличии, например, от Алчевска, где депутаты уже почти месяц работают с новым градоначальником. Большая часть лисичанских промгигантов сейчас не работают, что лишает город экономической базы. На уровне городских и областных властей вопрос судьбы Лисичанска не решается, что вынуждает посмотреть в сторону большого программного документа - «Государственной программы активизации развития экономики на 2013-2014 годы», которую Кабинет Министров утвердил еще 27 февраля 2013 года. Итак, что Кабмин Украины собирается сделать для Лисичанска и стоит ли рассчитывать на его помощь? Да и в целом – что обещает украинском правительство Луганской области за два ближайших года?
ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ
Госпрограмма активизации экономики фактически может быть разделена на «точечные» проекты, когда четко указано, где и что будет делаться, а также на «консолидированные», в ходе которых определенная деятельность государства и бизнеса суммируется в масштабах Украины.
К числу последних, которые затронут или, по крайней мере, могут затронуть Луганскую область можно отнести:
- модернизацию систем централизованного теплоснабжения, для осуществления которой в 2013-2014 гг. предполагается привлечь по 1 млрд. грн. из внебюджетных источников (средства в рамках Киотского протокола или займы);
- капитальный ремонт систем центрального водоснабжения и канализации с 440 млн. грн. финансирования из госбюджета;
- реконструкция и капитальный ремонт жилых домов с целью создания 4800 ОСМД и с привлечением из внебюджетных источников по 1,5 млрд. грн. в 2013-2014 гг.;
- укрепление берега реки Северский Донец с 8 и 9,6 млн. грн. финансирования из госбюджета в 2013-2014 гг.;
- исполнение общегосударственной целевой программы «Питьевая вода Украины на 2011-2020 гг.», которая предполагает благоустройство 200 зон санитарной защиты источников питьевого водоснабжения, строительство и реконструкцию 45 водонапорных сооружений, 1184 установок доочистки воды, строительство 10 очистных сооружений и оборудование их 90 комплектами современного контрольно-аналитического оборудования за счет привлечения из внебюджетных источников 272,5 и 311,7 млн. грн. в 2013-2014 гг.;
- реконструкцию энергоблоков тепловых электростанций, в том числе блоков №11 и №13 Луганской ТЭС за счет внебюджетных источников 1270 и 2204 млн. грн. в 2013-2014 гг.;
- эксплуатационное содержание и текущий мелкий ремонт автомобильных дорог с ежегодным финансированием в сумме 3050,7 млн. грн. из госбюджета в 2013-2014 гг., а также привлечением 197,3 и 181,8 млн. грн. кредитов международных финансовых организаций и 1964,9 млн. грн. из внебюджетных источников в 2014 году;
- текущий средний ремонт автомобильных дорог с финансированием в сумме 1864,2 и 2089,2 млн. грн. из госбюджета в 2013-2014 гг., а также из внебюджетных источников 4,4 млрд. грн. и 10,4 млрд. грн. в 2013-2014 гг.;
- капитальный ремонт автомобильных дорог с финансированием из внебюджетных источников 1,02 млрд. грн. и 1,6 млрд. грн. в 2013-2014 гг. соответственно, а также 1,85 млрд. грн. и 3,87 млрд. грн. кредитов международных финансовых организаций в 2013-2014 гг.;
- приобретение движимого состава (электричек) для пригородных перевозок (17 и 49 единиц) с финансированием из внебюджетных источников 1,15 млрд. грн. и 3,29 млрд. грн. в 2013-2014 гг. (потенциальные возможности для «Лугансктепловоза»);
- приобретение грузовых вагонов (5994 и 2000) с финансированием из внебюджетных источников 3,76 млрд. грн. и 1,13 млрд. грн., а также привлечением 500 и 269 млн. грн. кредитов международных финансовых организаций в 2013-2014 гг. (потенциальные возможности для «Стахановского вагоностроительного завода»);
- строительство и модернизацию хлебопекарских предприятий в 6-ти областях Украины (в том числе Луганской) с финансированием из внебюджетных источников 162 и 171 млн. грн. в 2013-2014 гг.;
- строительства и реконструкцию животноводческих комплексов (в том числе 3-х в Луганской области) с финансированием в сумме 355 млн. грн. из госбюджета ежегодно, а также привлечением из внебюджетных источников 0,7 млрд. грн. и 1,17 млрд. грн. в 2013-2014 гг.;
- модернизацию производства технических средств реабилитации (протезов и др.) на 15 казенных заводах (в том числе Луганском) с финансированием из внебюджетных источников 17 и 33 млн. грн. в 2013-2014 гг.
ЛИСИЧАНСК И ДРУГИЕ
По содержанию Госпрограммы активизации экономики явно видно, что политическое лобби Лисичанска постаралось вписать туда интересы города. Кроме абстрактных планов по пуску Лисичанского нефтеперерабатывающего завода в программе есть целый ряд конкретных мер. Так, предполагается, что в 2013 году 75 млн. грн. (скорее всего по Киотскому протоколу) будут направлены «Лисичанскому стеклозаводу «Пролетарий» для строительства когенерационной газопоршневой установки по производству электроэнергии. Также этот завод может получить 75 млн. грн. в этом же году на углубление переработки флоат-стекла на основе модернизации производства зеркал. Кроме того, 7 млн. грн. в этом году предполагается направить на организацию производства низко-эмиссионного листового стекла, 199 млн. на модернизацию производства крупногабаритного флоат-стекла и 70 млн. на увеличение производства закаленного стекла.
Кроме того, в программу вписаны 2 проекта компании «Солур» (а Антрацитовском районе): по увеличению производства алюминиевого профиля и производству современных энергоэффективных отопительных приборов из алюминия с финансированием, которые компания планирует реализовать за свой счет, привлекая деньги под госгарантии - в 490 и 610 млн. грн. в 2013 году. Также предусмотрен проект производства проката из алюминия на базе «Укрспецмет» в том же Антрацитовском районе с такой же системой финансирования и бюджетом в 480 млн. грн.
Из списка понятно, что Кабмин в значительной степени рассчитывает на инвестиции частного капитала и кредиты. На успешность или неуспешность выполнения этих планов существенно влияет как общеполитическая ситуация в стране и мире, так и реальные показатели развития экономики самой Украины, потому что в большинстве случаев речь пойдет о предоставлении государственных гарантий. Поэтому все элементы программы пока можно расценивать только как планы, до начала реализации которых еще нужно, как говорится, «дожить» и которые предстоит конкретизировать. Однако в программе экономического развития есть и конкретные проекты с луганской пропиской. Почему выбраны именно они? Скорее всего, это наиболее подготовленные и политическое обеспеченные бизнес-идеи, за реализацию которых областным властям придется отвечать перед Кабмином.
По большому счету, получение или неполучение денег даже из государственного бюджета или других источников, управляемых Кабмином (вроде средств по Киотскому протоколу) полностью зависит от политической активности областных властей и народных депутатов. Но поскольку все проекты, связанные с Лисичанском, основаны на внебюджетных источниках, гарантировать их выполнение никто не возьмется. Впрочем, в Украине нет гарантий и под бюджетные обещания.
Фото с сайта Lisichansk.in.ua