Высшее образование на пороге «покращення»
Окончание учебного года – время больших планов и ожиданий. Выпускники школ скоро пойдут на штурм приёмных комиссий, а выпускники вузов – офисов работодателей и кадровых агентств. Томится в ожидании и преподавательский состав: чем больше абитуриентов, тем выше шансы вуза удержаться на плаву. Все эти люди с их планами, ожиданиями и разочарованиями – вольные и невольные заложники системы высшего образования. А оно, в свою очередь, безраздельно пребывает во власти украинского государства, тобишь политико-бюрократической машины. И, похоже, наше государство настроено к высшей школе весьма враждебно.
Ещё в марте увидел свет Указ президента Украины №128/2013 «О Национальном плане действий на 2013 г. по внедрению Программы экономических реформ на 2010–2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». Опытные люди знают: чем больше возвышенных и добрых слов в формулировке, тем приземлённее и гаже её содержание.
В этой Программе много интересных моментов, в частности – п. 39 «Повышение эффективности финансирования учебных заведений». И есть в нём подпункт 39.2, согласно которому следует «увеличить показатель количества студентов на одного преподавателя до 18-ти» - почти вдвое больше, чем сейчас. Авторы документа объясняют это просто - «в соответствии с европейскими стандартами». Правда, эти самые евростандарты предусматривают нагрузку в 4-6 студентов на преподавателя, но кого это волнует? Интересно другое. Увеличить сие соотношение можно двумя путями: либо повышением количества студентов, либо понижением количества преподавателей. Понятное дело, силком никто молодёжь в вузы не потащит. Второй же вариант сводится к тому, что часть преподавателей уволят, а оставшихся заставят работать вдвое больше. Но даже нынешняя преподавательская нагрузка (900 часов в год) – превышает мыслимые и немыслимые евростандарты. Её увеличение (кое-кто уже говорит о 1600 часов!) будет иметь катастрофические последствия.
Прежде всего, это ударит по качеству работы преподавателей. Кроме аудиторной работы, в их обязанности входит подготовка учебных курсов, методического обеспечения, работа с дипломными и магистерскими работами и т.д. Но закон перехода количества в качество здесь работает в обратном направлении: чем выше нагрузка, тем ниже качество исполнения. Даже сейчас большинство преподавателей использует своё личное (никем не оплачиваемое) время для выполнения служебных обязанностей. Повышение нагрузки попросту превратит преподавателя в ремесленника-многостаночника, строчащего по лекции в час.
Далее, вуз отличается от других учебных заведений тем, что в нём соседствуют учёба и наука. Преподаватель тем и отличается от школьного учителя, что является ещё и учёным – создание научного продукта входит в его служебные обязанности. Но чем больше его учебная нагрузка, тем меньше у него времени на исследования. Соответственно, выполнение п. 39.2 данной Программы попросту изгонит науку из вузов: в лучшем случае от неё просто откажутся, в худшем – исследования превратятся в формальные «отписки» для руководства.
Перегруженный преподаватель даже при огромном желании не сможет дать студенту столько, сколько мог бы. Учитывая размер зарплаты, «гореть на работе» никто не станет. И с вузами произойдёт то, что в своё время произошло со школами – они станут местом трудоустройства для тех, кто не смог найти себе место получше. В итоге в проигрыше окажутся все: студенты, преподаватели и работодатели.
Знать и понимать все эти тонкости преподавательской судьбы нужно и студентам, и абитуриентам, и их родителям (которые в большинстве случаев и «оплачивают банкет»), и работодателям. Ведь в конечном итоге, уровень предоставляемых образовательных услуг обрушится вниз – прямо на их головы.
Правда, переоценивать пагубные последствия данного указа не стоит – это лишь очередной гвоздь в крышку гроба, в который украинскую высшую школу уложили уже давно. И опять-таки, не без помощи государства. Ведь именно оно дало «зелёный свет» неконтролируемому увеличению числа вузов (на сегодня это более 300 заведений!), аккредитуя их направо и налево. В Украине в разы больше вузов, чем в Великобритании, Франции, Польше или любой другой приличной стране. Но и здесь количество в качество не перешло: в условиях жесточайшей конкуренции буквально за каждого студента, вузы вынуждены «играть на понижение» и угождать клиентам.
Луганские вузы не стали исключением. Там уже вовсю «штампуют» парикмахеров, товароведов, садовников-декораторов и ещё Бог знает кого, ведь чем больше специальностей, тем больше шансов заполучить абитуриентов! Борьба за иностранных студентов тоже ведётся не на жизнь, а на смерть, ведь именно они наполняют львиную долю университетского бюджета. В одном только Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко учится более 1200 иностранцев, примерно столько же – в Восточноукраинском нацуниверситете имени Владимира Даля. А в Луганском государственном медуниверситете их более 2000 – почти половина общего числа. Что поделаешь, если среди автохтонов спрос на образование меньше, чем предложение.
Кстати, совершенно незамеченной прошла смена (вернее, подмена) клиентской базы высших учебных заведений. Изначально (и по логике вещей) заказчиком являлся работодатель, который получал «продукцию» вуза – то есть специалистов в нужной области. Именно такой логике в своё время подчинялся механизм «распределения» выпускников. Разрушение этого механизма произошло из-за деградации производства и стремления вузов выжить в новой реальности. Именно поэтому машиностроительные институты (например, ВНУ имени Даля) в срочном порядке становились классическими университетами – опять-таки, с благословения государства в лице министерства образования. Восстановить на институциональном и законодательном уровне связь между вузом и работодателем чиновники не потрудились. Поэтому вузы переориентировались: вместо потребностей работодателя стали удовлетворять прихоти абитуриентов, сняв с себя почти всю ответственность за трудоустройство выпускников.
Судя по духу и букве злополучной Программы, такая ситуация чиновников вполне устраивает. Руководство страны уже давно поставило крест на будущем Украины в качестве развитого государства. Поэтому деградация высшего образования никоим образом не является катастрофой: «банановым республикам» качественная «вышка» (не говоря уже о науке) попросту не нужна. К тому же, за счёт «энергии распада» можно неплохо «нагреть руки». Например, «повысив эффективность» финансирования вузов – то есть «отжав» побольше денег в «общак» (ой, простите – в бюджет!). Конечно, сам институт высшего образования никто не упразднит, его просто переведут на коммерческие рельсы, нацепив красивую вывеску: академический бизнес, образовательное предпринимательство и т.п. Но принципы действия станут такими же, как в остальном украинском бизнесе: сверхприбыли для собственников, «потогонка» для наёмных рабочих и очковтирательство для клиентов.