Новая маршрутная сеть Луганска: будет ли удобно пассажирам?
Исполком Луганского горсовета утвердил новую маршрутную сеть общественного транспорта в Луганске. Кому это принесет пользу, а кому – вред, разбирался «Восточный вариант»
В Луганске пересмотрели сеть маршрутов общественного транспорта. Необходимость в этом, по мнению мэра Луганска Сергея Кравченко, назрела давно. «В Луганске центральные улицы перегружены транспортом. Машин больше, чем людей. Такого быть не должно. Наша задача – это принять новую маршрутную сеть. Мы к этому долго шли. Мы ее обсудим с жителями. Потому что ко мне постоянно обращаются перевозчики, жители и просят пустить по такой-то улице транспорт. Но мы не можем везде пустить транспорт. После принятия новой маршрутной сети, прежде всего, будут два главных условия: только большие автобусы и система GPS, чтобы мы могли видеть, какая машина где находится. Кроме того, будет проведен конкурс среди перевозчиков», - говорил городской голова.
Луганский городской совет планировал объявить тендер на выполнение работ по анализу и корректировке маршрутной сети города еще в 2011 году. По крайней мере, такое обещание давал секретарь Луганского городского совета Александр Филипский. «Определенная часть денег, выделенных на развитие транспорта в Луганске, будет направлена на это, будет объявлен тендер, чтобы посмотрели на нашу маршрутную сеть с научной точки зрения». Кроме того, Филипский надеялся, что властям удастся добиться от перевозчиков соблюдения норм законодательства. В частности – в автобусах будут выдавать билеты и объявлять остановки. Ничего из задуманного воплотить в жизнь не удалось.
Спустя два года Филипский заговорил об этом снова. По его словам, озвученным в ходе пресс-конференции, Луганский городской совет планирует заказать специализированному институту обследование маршрутной сети города. В зависимости от результатов может быть принято решение о разработке новой маршрутной сети. Александр Филипский отметил, что вопрос о заказе такого обследования будет рассмотрен на ближайшем заседании исполкома. Во сколько это обойдется городу, пока неизвестно, но, по оценке секретаря горсовета, речь идет о сумме менее 1 млн. грн.
Планируется, что результаты обследования будут готовы до сентября. Согласно им, в случае необходимости, будет разрабатываться новая маршрутная сеть, а, значит, и объявляться новый конкурс для пассажироперевозчиков.
Не отстает от секретаря городского совета и городской голова. Сергей Иванович даже участвовал в наведении порядка лично, инспектируя маршрутки в утренний час-пик. Однажды прокатившись на «убитой» маршрутке, едва из нее не вывалившись, Кравченко созвал экстренное совещание, по результатам которого транспортное средство было снято с маршрута, а через некоторое время, начальник всего «транспортного цеха» города Андрей Андреев написал заявление «по собственному»…
Заметим, что идея новой транспортной сети понравилась далеко не всем. Первыми тревогу забили частные перевозчики. Узнав, что мэрия хочет закупить очередную партию автобусов большой вместимости, они стали громко возмущаться этим шагом. На одном из сайтов довелось прочитать следующее: «Интересно, кто подсказал горсовету эту идею по привлечению в Луганск такого количества автобусов? Ни в одном городе с численностью населения 500 тысяч нет такого транспорта не из-за того, что пассажиры не хотят ездить на больших автобусах, а из-за того, что привлечение больших автобусов нецелесообразно и финансово необоснованно».
Понятно, что «нецелесообразно и финансово необоснованно» именно для частных перевозчиков. Потому, что кормушка может отодвинуться и перестанет приносить уже те баснословные прибыли, которые дает сейчас. Хочу еще напомнить, что в нормальных городах вся эта рухлядь, которая гордо именует себя «маршрутным такси», выполняет функции второстепенные, основной задачей является подвоз пассажиров к центральным магистралям, на которых работает преимущественно муниципальный транспорт. В Луганске на всех ключевых маршрутах работает именно частный перевозчик.
Как «решаются вопросы» можно отследить на примере одного из городских маршрутов - возрожденном 156-м, который не просуществовал и полугода (кв. 50 лет Октября – железнодорожный вокзал). В один прекрасный день почти все работавшие на нем маршрутные такси куда-то исчезли. По рассказам одного из водителей, «в понедельник 8 апреля 156-й работал, как и положено. Но, после обеда «сверху» поступило указание, чтобы со вторника машины на линию не выезжали. Этот маршрут горисполком убирает. Хозяева 155-го маршрута (кв. Мирный – кв. 50 лет Октября) оперативно все «уладили», чтобы убрать конкурента. После того, как 156-й вывели на линию, у 155-х в два раза упала выручка. Соответственно, владельцы вынуждены были снижать план с тысячи гривен в день до пятисот. Тоже наполовину упал доход и у водителей 155-го – с тысячи до пятисот гривен в день, водители начали уходить на другие маршруты. А вы в курсе кто хозяева 155-го? Люди, причастные к силовым структурам. Их такой поворот не устроил, и сейчас на 155-м все приходит в норму».
«Восточный вариант» проанализировал новую маршрутную сеть, которую утвердил исполком Луганского горсовета. Там есть довольно интересные новые маршруты.
Например, 128-й, от кв. Мирного следующий через центральный рынок по Советской и Оборонной к областной больнице. Маршрут охватывает несколько учебных заведений, что обеспечит ему определенный пассажиропоток. Такого маршрута городу давно не хватало.
Приятным сюрпризом для жителей Большой Вергунки и Красного Яра стало наличие новых маршрутов, которые будут связывать эту городскую окраину с остальным городом. Запуск 139-го, на котором пока курсирует всего один автобус «Гортранса», себя уже оправдал полностью: пассажиры могут уехать из Красного Яра до рынка «Околица» через квартал 50 лет Октября. Кроме того, 139-й «облегчил» 135-й, который в утренние и вечерние часы пик сильно перегружен. Добавилось машин и на 171-м, следующем из Большой Вергунки до автовокзала.
Но так как 171 и 135 почти дублируют друг друга, можно было бы в качестве эксперимента пустить 171 от Автовокзала в Красный Яр по улице Буденного, что позволило бы сократить время, проведенное в пути и добраться в нужную точку быстрее.
Учитывая, что изменена схема движения маршрута №125, следующего теперь от Колледжа ВНУ до Паньковки через Восточные кварталы, и на летний период вводится 104-й маршрут с Зеленой Рощи до квартала Якира, проблем у жителей Красного Яра и Большой Вергунки станет меньше. Тем более, что в новой маршрутной сети запланирован еще и 127-й маршрут, который из Красного Яра будет ездить до железнодорожного вокзала через Большую и Малую Вергунку по улице Фрунзе.
А вот новый маршрут №103 ввели непонятно зачем. По сути, он практически полностью дублирует 107-й: оба ездят по одной и той же дороге с квартала Якира до площади Ленина. Разница лишь в том, что 103-й сворачивает на улицу Даля и проходит через больницу №7. Возможно, его было бы пустить, скажем, через квартал Комарова, площадь Горького, по улице Фрунзе с поворотом на 7 горбольницу на улице Карла Маркса. Преимущества налицо: восточные кварталы такой бы маршрут не объезжал, не дублировал бы 107-й, а до Камброда на нем было бы быстрее добраться, чем на 107-м. В качестве альтернативного варианта можно было возродить 103-й в том виде, в каком он существовал в советские времена - с восточных кварталов до парка им. Горького.
Несколько странным является и новый маршрут №198, который от улицы Коминтерна проследует в город Счастье. Ясно, что он составит конкуренцию маршруткам, следующим от Сада 1 мая до Счастья, и берущих с пассажиров за доставку по 6,25 грн. Но вот непонятно почему кольцом в Луганске определена именно улица Коминтерна, окраина Камброда, находящая на выезде из города. Туда ведь еще нужно добраться на чем-то. Почему бы не сделать конечной остановкой этого маршрута железнодорожный вокзал или Дворец спорта «Динамо»?
Введение 106-го и 120-го маршрутов и вовсе кажется ненормальным. Оба будут ездить с квартала Якира до железнодорожного вокзала. Первый через квартал Волкова, а второй - через Комарова. И это при наличии 166-А и -Б, 129-го и 150-го, следующих в том же направлении.
Очень удачным вариантом станет запуск кольцевого маршрута 102А/Б, который будет связывать поселок Юбилейный и Городок завода ОР. 102-А будет следовать через квартал Гаевого, железнодорожный вокзал, Колледж ВНУ, Городок завода ОР, затем по улице Советской через центральный рынок прямо на Юбилейный. 102-Б через квартал Гаевого, центральный рынок, Городок завода ОР, Колледж ВНУ, ж/д вокзал до Юбилейного. 183-й и 132-й ездят до Юбилейного в объезд улицы Советской и добираться ими до поселка очень долго. На 102-м планируется работа и автобусов, и маршрутных такси. Если маршрут накатают, то он имеет все шансы стать востребованным.
Также запланировано возрождение маршрутов №№ 114 (когда-то он был «центральным», соединял южные и восточные кварталы), 169 (кв. Южный – рынок «Околица»), кольцевой 158А/Б А и Б (кв. Южный - Объездная дорога- автовокзал), 109 (кв. Южный - рынок «Околица»). Как видим, с квартала Южного будут отправляться несколько новых маршрутов (вернее возрожденных старых). Почему предпочтение отдано именно Южному, на который, кстати, согласно новой маршрутной сети теперь будет заезжать еще и 119-й маршрут, пока неизвестно. А вот маршрут №105 теперь из Камброда будет следовать только до Колледжа ВНУ, а на восточные кварталы доезжать не будет.
Сомнительно, что появятся машины на маршрутах №№121 (квартал Якира – областная больница), 130 (квартал Якира – Аграрный университет), 131 (Автовокзал – улица Комиссара Санюка), 143 (дублирует маршрут трамвая №13 автовокзал – автостанция №2 –это старый жд/ вокзал). Каждый раз они стоят в маршрутной сети, но желающих работать на них не наблюдается. Так зачем спрашивается, оставлять эти «мертвые души» в сети? Для галочки и отчетности?
При этом, в городе есть целый ряд районов, где транспорт до сих пор остается большой проблемой. Так называемый «Верхний» Камброд, пос. Красный Яр и Тельмана, площадь Горького, поселок завода ОР (район бара «Черный кот»). Одним словом, если поискать хорошо, то можно найти такие места практически в любом районе нашего города. Луганску действительно нужна новая маршрутная сеть, составленная на основании потребностей и удобств рядового пассажира, а не нелепого выбора разработчиков-чиновников, которые в общественном транспорте ездят в качестве политического эксперимента и очень удивляются тому, что видят во время таких вояжей.