Страсти по «Умилению»
Совсем скоро в Луганске станет одним культовым сооружением больше – 11 июля на строящийся храм в честь Иконы Божьей Матери «Умиление» были установлены купола. Напомним, возведение храма было начато в мае прошлого года, а в середине сентября Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил и заложил камень в его основание.
Правда, не все луганчане одобряют православный новострой. Одним жаль деревьев, спиленных в ходе строительства, другие считают затраты на храм неоправданными, третьи – что церквей в Луганске и так более, чем достаточно. В общем, формирующееся гражданское общество Луганска пробует свои силы, выжимая из представителей УПЦ МП и должностных лиц всё новые и новые заверения и оправдания. Что ж, гражданское общество – дело хорошее, но здесь оно (по всей видимости, ввиду своего нежного возраста) выбрало ложную цель.
Итак, главных претензий луганчан к храмостроителям всего три: зачем спилили деревья возле стройплощадки, зачем «спускать» почти 50 миллионов на какой-то храм и, собственно, зачем этот храм вообще нужен? Пройдёмся по порядку.
Действительно, деревья в количестве десятка штук были спилены, но отнюдь не из-за ненависти церковных мракобесов к зеленым насаждениям: территорию возле храма планируется благоустроить, в том числе – высадить целую аллею, о чём официально заявил пресс-секретарь Луганской епархии УПЦ МП протоирей Александр Авдюгин. И если общественникам так уж не терпится побороться за экологию (а это действительно архинужно и архиважно), пусть «трясут» областное управление лесоохотничьего хозяйства – на подотчётных ему территориях число деревьев-«жертв» исчисляется не штуками, а сотнями гектаров. И безо всяких аллей взамен.
Упрёки к храмостроителям по финансовой части на редкость однообразны: мол, лучше б деньги на детскую больницу отдали. По словам председателя облгосадминистрации Владимира Пристюка, бюджетные средства для строительства храма не привлекались, а раз так, то и говорить не о чем – жертвователи вольны тратить свои деньги так, как посчитают нужным. Если переводить вопрос в этическую плоскость, то критикам следует прежде всего спросить себя: сколько я пожертвовал(а) на помощь больным детям (вдовам, сиротам, голодающим Африки), а сколько потратила(а) на личные увеселения. И коль скоро прогрессивная общественность озаботилась вопросом рационального расходования средств, очевидно, следует хватать за грудки тех, кто занимается распределением бюджетных (то есть наших) денег. Тут уж поле непаханное: на одно только Евро-2012 государство «угрохало» миллиардов 5 «зелени», из которых в казну вернулся всего 1 миллиард. За такое на «загнивающем Западе» из Николая Яновича душу б вытрясли…
Ежели кого-то коробит от того, что у храма есть богатые «спонсоры», то зря – в нашем несовершенном мире так было всегда. Практически все величайшие культовые сооружения строились при поддержке, а то и по прямому распоряжению сильных мира сего – князей, царей и прочих господ. Не будь у храмостроителей таких «крутых» заказчиков и спонсоров, не видать украинцам Софии Киевской, русским – храма Христа Спасителя, немцам – Кёльнского собора и т.д.
Можно, конечно, обходиться и своими силами. Скажем, Храм Всех Святых возле с. Каменка Луганской области строится без помощи богатых жертводателей. Николай Тарасенко – руководитель, инициатор и бессменный рабочий стройки – уже полтора десятка лет обходится малыми средствами и помощью неравнодушных людей. Своими силами обходятся и жители пгт. Белолуцк. Местная церковь была построена в конце 19-го века на средства сельской громады и сегодня на её восстановление собирают «всем миром» -кто сколько может дать. Подобные примеры безусловно вдохновляют, но сколько лет потребовалось бы луганчанам, чтобы насобирать на строительство храма «Умиление» 50 миллионов гривен (примерно по «сотке» с носа)? То-то же…
И, наконец, главное. Что бы там ни говорили скептики и атеисты, количество религиозных людей в Украине растёт. По состоянию на прошлый год, почти 70% украинцев полностью или скорее доверяли Церкви и лишь немногим более 20% полностью или скорее не доверяли ей. На сегодняшний день только 4% соотечественников считают себя атеистами, тогда как 63% в Бога верят и церковь посещают – кто иногда, а кто регулярно. Так что и с этой точки зрения строительство храмов оправдано: потребность в них есть и ничто не предвещает её сокращения в будущем.
Рост религиозности вызван, прежде всего, кризисом доверия к светским социальным институтам. По данным Института Горшенина, церковь – главный (после семьи) источник нравственных ценностей для украинцев. Причём в течении последних лет позиции семьи и церкви укрепляются, а государство и школа свой моральный авторитет теряют. Поэтому не удивительно, что украинцы ищут утешения и солидарности в храмах. И, что важнее всего, нередко её там находят. Например, в уже упомянутом Белолуцке люди приходят в храм не только для молитвы, но и за помощью: прихожане помогают друг другу и морально, и материально (одеждой и продуктами), а в церкви устраивают бесплатные обеды для нуждающихся.
Но чем выше авторитет, тем больше ответственность. Вопрос заключается в том, готова ли Церковь ответить на вызов времени и выступить консолидирующей общественной силой. В случае Луганщины речь идёт прежде всего об УПЦ МП, сторонниками которой (по данным Института социологии НАН Украины) считают себя свыше 60% конфессионально определившихся жителей области. На примере храма «Умиление» видно, что УПЦ МП поставленную задачу осознаёт или, по крайней мере, чувствует: при храме планируется открыть «духовно-просветительский центр семьи и молодёжи», а прихожане уже сейчас занимаются помощью пациентам детской больницы и ведут «духовно-просветительские занятия» с их родителями и медперсоналом. И это – не прецедент, аналогичной деятельностью занимаются во многих других храмах Луганска и области.
С другой стороны, набирающая общественно-политический вес Церковь волей-неволей должна выстраивать гармоничные отношения с государством, политикумом и бизнесом, в поддержке которых остро нуждается, при этом сохраняя свою субъектность и хотя бы частичную независимость. В рамках православного социального учения оптимальной моделью взаимоотношений Церкви и государства считается «симфония» - то есть взаимная поддержка и сотрудничество при отсутствии слияния или соподчинения. Правда, такой идеал легче представить, чем воплотить: мирские «расклады» то и дело смешивают ноты, превращая симфонию в какофонию, терзающую уши (и души) прихожан.
В общем, чем станет храм «Умиление» - новой святыней и украшением города или помпезным офисом дельцов в рясах – покажет время. А пока что пусть строят, луганчане сами потом разберутся, ху из ху.
Фото "Восточного варианта" и пресс-службы Луганской областной госадминистрации.