ЯЩЕНКО УСИЛИВАЕТ КОНТРОЛЬ НАД ОТРАСЛЬЮ
Министр угольной промышленности Юрий Ященко недоволен результатами выполнения региональной программы внутриобластной кооперации и рядом проведенных тендеров. Из-за злоупотреблений руководителей угольных госпредприятий и дефицита финансовых средств Ященко намерен передать вопросы закупки нового оборудования лизинговым компаниям, а ремонт ГШО доверить «уполномоченным заводам».
В пятницу, 24 сентября, с рабочим визитом Луганскую область посетил министр угольной промышленности Юрий Ященко. В рамках визита министра провел совещание по обсуждению Программы внутриобластной кооперации между угледобывающими и промышленными предприятиями области, посетил шахту «Вергелевская» ГП «Луганскуголь», провел личный прием граждан.
ОПЕРАЦИЯ «КООПЕРАЦИЯ»
Региональная программа производственной кооперации всегда была проблемной. К примеру, в 2008 году тогдашний первый заместитель губернатора Юрий Арефьев угрожал первым руководителям госпредприятий, которые ее не выполняют, увольнением. Никого, конечно же, не уволили, однако тогдашняя власть давала максимально четкий сигнал – угольным предприятиям нужно размещать свои промышленные заказы на заводах Луганской области.
В 2010 году акценты несколько иные – теперь невыполнение программы промышленной кооперации списывают в основном на отсутствие средств, хотя, как показывает та же официальная статистика, это не совсем верно.
Программу промышленной кооперации рассматривали как один из антикризисных механизмов - в 2009 году в сравнении с 2008 годом общие объемы производственной кооперации увеличились на 80 млн. грн., или на 14%. При этом задания программы выполнены на 88 %. Заявочная потребность закупок на предприятиях области составила 39,8 % от общего объема (по номенклатуре продукции, изготавливаемой на предприятиях области). Таким образом, лишь 40% от требуемых товаров и услуг угледобывающие предприятия могли бы закупать на заводах Луганской области. Всего в прошлом году на предприятиях области за бюджетные деньги угольщики закупили товаров и услуг на 91 млн. грн. – это около трети всех выделенных средств.
На 2010 год планы были более масштабными – выполнение программы промышленной кооперации в полном объеме позволило бы вовлечь во внутриобластной оборот более 763 млн. грн., из которых 157 млн. грн. – бюджетные средства.
Однако на деле получается по-другому. По данным за 8 месяцев 2010 года, объем выполненных работ по производству и ремонту ГШО на предприятиях области составляет всего 30 % от уровня объемов за этот же период 2009 кризисного года. Даже предприятия, непосредственно подчиненные Минуглепрому, со 100 % долей госсобственности - ОАО ГХК «Луганскуглеремонт » и ГП «Свердловский ремонтно-механический завод» выполнили объемы производства за 8 месяцев текущего года на 20,4 % и 78,1 % соответственно.
К примеру, в 2010 году угольными объединениями области не закуплено ни одного метра конвейерной ленты производства ООО НПП «Лисичанский РТЗ», ни одной аккумуляторной батареи ООО «УкрБат». Из заявленных годовых потребностей во взрывчатке в объеме 1635 т. куплено всего 286,9 тн или 17,0 %. При ориентировочной годовой потребности в новых электродвигателях во взрывобезопасном исполнении – 308 единиц у ОАО «Первомайский электромеханический завод» закуплен всего один двигатель. Широко эксплуатируемые в шахтах рукава высокого давления даже не заказывали.
Однако если вышеперечисленные предприятия пока еще готовы предлагать свои услуги угольным предприятиям, то фактическими банкротами уже стали ОАО «Свердловский машиностроительный завод», ОАО «Краснолучский машиностроительный завод», ГОАО «Вахрушевский ремонтно-механический завод». ОАО «Краснолучский авторемонтный завод», ЗАО «Штеровский завод крепежных изделий» и ОАО «Стахановский завод резиново-технических изделий» не смогли в ходе банкротства в рамках санации восстановить платежеспособность и сейчас находятся в стадии ликвидации. На грани банкротства находится ОАО ГХК «Луганскуглеремонт».
- ГП «Свердловантрацит» в 2010 году предусмотрело приобретение и ремонт оборудования, выполнения капремонта и других работ на сумму 169,9 млн. грн. У производителей и поставщиков Луганской области за 8 месяцев закуплено товаров и услуг на сумму 93 млн. грн. В том числе у конкретных утвержденных поставщиков – на сумму 42, 6 млн. грн. выполнение годового задания – 55%, есть незначительное отставание. Основная причина – отсутствие средств. Изначально предложения ГП по непонятным причинам при формировании заданий программы учтены не были. Объем работ запланированных по программе внутриобластной промышленной кооперации был изначально завышен, да и некоторые предприятия неконкурентны по ценам и качеству, - говорит гендиректор ГП Александр Коваль. – Хотя основные заказы мы стараемся размещать на Свердловском ремонтно-механическом заводе. А вот, к примеру, АМК ни разу не принимал участие в объявленных торгах, а их продукцию поставляла нам другая организация. В принципе, мы готовы к сотрудничеству.
Директор ООО НПП «Лисичанский РТЗ» Николай Подгорный в свою очередь обратил внимание на то, что все тендеры на поставку товаров и услуг для угольных ГП выигрывают посредники.
- Проблема в том, что торги зачастую проводятся одним лотом – все, начиная от болта и заканчивая комплексом, закупается одним лотом, в том числе закупается и лента. Как результат – за последние годы ни одного метра – кроме как на «Луганскуголь» – мы не поставили , везде перекупщики, - сказал Подгорный.
- Лента российская?, - уточнил губернатор Валерий Голенко.
-По области было закуплено 186 км, из которых более 80 км. - украинские фирмы, остальное французская и курская ленты, - сказал Подгорный. – Поверьте, нужно приложить небольшие усилия и завод будет работать. И цена сразу же значительно снизится, потому что сегодня она просто неподъемная.
На эту же проблему обратил внимание и заместитель генерального директора ООО «Укрбат» Вадим Гапонов.
- У нас угольным предприятиями области в этом году не закуплено ни одной единицы оборудования. Зато нам известно, что в Луганск завезено примерно 27 комплектов батарей российского производства, которые делаются по нашей технологии, -жалуется Гапонов.
Проблема с игнорированием есть и даже у таких специфических предприятий, как Химзавод им. Петровского, который производит взрывчатку.
- Сейчас наши мощности загружены на 20-25%, хотя наш завод удобен по перечню номенклатуры и транспортному сообщению. За 8 месяцев мы реализовали продукции на 12 млн. грн, тогда как в область завезено аналогичного товара на 17 млн. грн., а ведь эти деньги могли бы остаться в нашем регионе, говорит руководитель предприятия.
Его слова подтверждаются и официальной статистикой.
По данным заместителя губернатора Юрия Чернухи, к примеру, ГП «Ровенькиантрацит» купило взрывчатки у ХКО им. Петровского на сумму 7,17 млн. грн., а за пределами области – еще на 3,82 млн. грн., а вот предприятия ГП "Луганскуголь", ГОАО "Шахта Белореченская", ГП "Донбассантрацит", ПО "Антрацит", ГП "Свердловантрацит" приобретали взрывчатые вещества только за пределами области. Это еще 16,65 млн. грн.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТЕНДЕРАХ БУДУТ МЕНЯТЬ
У заместителя луганского губернатора Юрия Чернухи претензий к тендерам, проводимым угольными предприятиями, не меньше, чем у самих поставщиков.
- Сохранение существующей тенденции приведет к парадоксальной ситуации гибели промышленных предприятий при наличии развивающегося угледобывающего комплекса, - говорит Чернуха. - Тендерный механизм, введенный для защиты интересов государства в части расхода средств на оснащение госпредприятий, в том числе и угольной отрасли, предусматривает минимально возможную оплату предложения равного с остальными качества, но на деле складывается несколько иначе.
В качестве примера Чернуха привел историю отношений ГП «Луганскуголь» с ГП «Свердловский ремонтно-механический завод» (ГП «СРМЗ») в предыдущие годы.
В 2008 году завод на тендере выиграл лот на ремонт 1715 единиц крепи, но по факту было завезено на ремонт только 200 единиц оборудования. В 2009 году проводится тендер на 2124 единиц, включая не довезенные заводу в 2008 г. 1515 секций. Из трех участников тендера минимальную цену предлагает ГП «СРМЗ», однако торги признаются не состоявшимися. В конце 2009 года объявляются торги на эту же группу оборудования. Вновь ГП «СРМЗ» - единственный представитель от области предлагает минимальную цену. Торги признаны несостоявшимися. 29.03.2010 торги таки происходят, однако ГП «СРМЗ» не получает ни единого лота.
Примерно такая же проблема и у ООО НПП "Лисичанский РТЗ": в этом году завод участвовал в 2-х тендерах по закупке конвейерной ленты на ГП "Снежноеантрацит" и ОАО "Лисичанскуголь". Несмотря на то, что предложения завода были более предпочтительными, тендер выиграла иная фирма.
10 августа 2010 года были проведены тендерные торги на предприятии ГП "Ровенькиантрацит" на дополнительную закупку аммонита в количестве 420,0 т. ХКО им. Г.И. Петровского продукция была предложена с отсрочкой платежа 10 дней. По результатам тендерных торгов ГП "Ровенькиантрацит" выбрал предложение опять же фирмы расположенной за пределами области, которая продает аммонит дороже, но с большей отсрочкой.
- Ссылки на недофинансирование угольной отрасли в связи с кризисными явлениями в экономике не всегда оправданы. Уголь в регионе добывается, а значит - лавы необходимо оснащать. И они оснащаются, только, к сожалению, большей частью продукцией, закупленной за пределами области, - говорит Чернуха.
В свою очередь министр угольной промышленности Юрий Ященко также выражает недовольству существующим тендерным законодательством. И его практической реализацией.
- Тендерное законодательство, по сути, не выполняет своё предназначение. Отработано поручение Президента по развитию угольной промышленности - внести необходимые изменения в тендерное законодательство, чтобы оно работало на то, что нужно - на снижение цены. Если учтут все наши предложения, а я думаю, их учтут, то ситуация изменится– случайная фирма не сможет победить. И тогда мы получим рычаги практической реализации межотраслевой кооперации. Я к чему говорю… У меня на столе лежит справочка по одной тендерной процедуре в «Луганскугле». Тендер был проведён в декабре-январе прошлого года, выиграла его фирма, которая не соответствует тендерной документации, цены предложила в 2-3 раза дороже, незаконные торги произошли. Потому что кто, Николай Евгеньевич (Подгорный – «ВВ») говорил? И мухи, и каши там в той заявке, и рожки, и ножки, и так далее, понимаете? Этот тендер должен был быт отклонен, но был выигран с ценами в 2-3 раза выше. Я обращал на это внимание, Александр Анатольевич (обращается к гендиректору ГП «Луганскуголь» Чепурнову –«ВВ»). 200% там нужно было цену заплатить. Так вы в мае ещё повышаете на 15% стоимость этого тендера. У меня он там лежит. Ну, это ладно, так. Мы вас покритикуем в другом месте….
Стоит обратить внимание на то, что это была не единственная претензия к гендиректору «Луганскугля» Александру Чепурнову. Так, в ходе совещания министр еще упоминал о еще одном заказе.
- Отдельные предприятия угольной промышленности наши заказывают по 47 конвейеров непонятно для чего, Александр Анатольевич (обращаясь, видимо, к Чепурнову). И эта любовь к конвейерам продолжается и дальше…
«УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЗАВОД»
Чтобы выполнить плановое задание по добыче угля (39, 1 млн. тонн) в Министерстве рассчитывали ввести в эксплуатацию 143 очистных забоя, в том числе 111 комплексно механизированных. Для этого нужно было 4,5 млрд. грн., в том числе около 2 млрд., - для предприятий Луганской области.
- Мы рассчитывали, конечно, на бюджетные деньги, около 2 млрд. Но по разным причинам мы их не получили, и, видимо, не получим. Поэтому пришлось пересмотреть планы нам по вводу очистных забоев, - признает министр. - Если мы планировали делать упор на ввод лав с высоконагруженным новым оборудованием, то сейчас нам пришлось перенести акцент на капитальный ремонт и даже на текущий ремонт при перетаскивании, так сказать, из лавы в лаву.
В этом контексте вопрос качества работы ремонтных заводов становится ребром. Министр считает, что в отрасли творилась «полная вакханалия» с ремонтом ГШО, и поэтому он своим решением вынужден был внедрять новую систему организации ремонта оборудования.
- Существовала целая система зарабатывания денег теневым сектором с участием, к сожалению, нашихруководителей. Списывали горно-шахтное оборудование, продавали коммерческим структурам за копейку, в гараже его отмывали, в лучшем случае, перекрашивали и уже за колоссальные деньги, через тендер, продавали обратно. Это приводит к аварийности. Но теперь все меняется основательно, - обещает министр.
Теперь само Министерство угольной промышленности своим приказом будет выбирать уполномоченный ремонтно-механический завод, и весь фонд, который подлежит ремонту или списанию, будет поступать туда. Специалисты завода будут определять ремонтопригодность оборудования – и только потом, в случае принятия соответствующего решения, возможно списание на металлолом.
- Это отразится и на тендерах, и на качестве ремонтов, и на областной межотраслевой кооперации. Поскольку теперь мы можем планировать эту кооперацию без вакханалии - и ценовые позиции, и ценовые расчёты. Если унас есть деньги на ремонт ГШО, мы будем ремонтировать, а если нет их – то и не будем планировать в программах, - обещает министр угольной промышленности Ященко.
Будут новации и в вопросах закупки нового оборудования – из-за дефицита бюджетных средств министерство начинает сотрудничество с несколькими лизинговыми компаниями.
- Та или иная компания поставляет на условиях лизинга всё оборудование на шахту. Но она же его и закупает. То есть оборудование закупает не угледобывающее предприятие, а лизинговая компания – у производителей. Это коренным образом меняет всё, в том числе и организацию условий должных региональной межотраслевой кооперации. Но это их деньги, это их условие, - говорит Ященко.
Введение внешних компаний и централизация вопроса выполнения ремонтов ГШО, видимо, должны вернуть в руки министра контроль над ситуацией в отрасли. Тем более, что в ближайшей перспективе – приватизация углепрома. К тому же, введение финансовых посредников в лице лизинговых компаний – это уже серьезный шаг к привлечению легального частного капитала на предприятия отрасли.