СТРАННЫЙ РУССКИЙ РЕНЕССАНС
Проведением мероприятий, посвященных защите русского языка, в Луганске - областном центре, где русский язык, пожалуй, как нигде в Украине, ощущает себя дома, никого не удивишь, равно как и высоким уровнем внимания к подобным акциям со стороны местной власти. В этом году международную конференцию «Языковая толерантность – залог стабильности и процветания регионов Украины» можно было смело назвать «съездом победителей», ведь, в отличие от периода правления Виктора Ющенко, нынче центральная власть целиком и полностью на стороне поборников русскоязычия. Мероприятие прошло даже без привычных в прошлом пикетов чахлых луганских национал-патриотов, не решившихся в этот раз прийти выразить свой протест «антиукраинскому шабашу». Однако тем более удивительной оказалась тональность выступлений ораторов на пленарном заседании конференции, по-прежнему выдержанных в духе риторики обитателей «осажденной крепости».
Старые песни о главном
Первое, что стоит отметить – оба первых лица области, и губернатор Голенко, и глава облсовета Пристюк, сочли за необходимое присутствовать на, казалось бы, сугубо научном мероприятии. Этот факт свидетельствует о том, что «луганская группа» в ПР по-прежнему считает языковой вопрос своей ключевой политической «фишкой». Поэтому, несмотря на заявленную в названии конференции «толерантность», речи руководителей области от чаемой терпимости были далеки. Вместо подобающего победителям спокойного изложения конкретных шагов новой власти в гуманитарной сфере, представители правящей партии то и дело срывались на гневные отповеди оппозиции. Под сводами колонного зала областного совета витали всуе поминаемые «укрАинские пещерные националисты», «бендеровцы», словом, все то, чем нас потчевал агитпроп облрады последние четыре года.
Одновременно было хорошо видно, что за пределы, очерченные Президентом в языковом вопросе о сохранении статуса государственного языка исключительно за украинским, государственные мужи выскакивать не рискуют. Признав, что после победы Януковича «русский язык перестает быть изгоем», губернатор Голенко выразил надежду о скором «признании официального статуса русского языка, признании его региональным там, где он должен быть признан» - то есть, по сути, ограничивая свои требования рамками Европейской хартии языков национальных меньшинств о признании русского региональным языком в преимущественно русскоязычных регионах.
Ирина Зайцева, выступавшая на конференции уже не в качестве депутата Луганского облсовета, а как новоназначенный заместитель министра образования и науки, отметила, что «меняются ключевые стратегические направления» в языковой политике ее ведомства, одновременно заявляя, что новая гуманитарная политика приведет в конечном счете к признанию Украины полиэтническим государством. Понять логику Ирины Павловны достаточно сложно, ведь в нашем случае речь идет не о поисках формулы сосуществования двух этносов, как бы ни хотелось радикалам с обеих сторон объявить языковую проблему противостоянием русских и украинцев. Проблема двуязычия касается, прежде всего, собственно этнических украинцев, говорящих на русском языке и считающих его своим родным. И вот вдобавок к этому раздвоению языковой идентичности, не способствующей консолидации нации, на бедных украинцев хотят навесить еще и непонятную полиэтничность.
В соседней России, например, так уже заигрались в эту «полиэтничность», что даже юридически не зафиксирован статус 120-миллионного русского народа, вместо которого источником суверенитета является «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...» - откройте Конституцию РФ, чтобы убедиться. Способствует ли такая политика укреплению дружбы народов? Судя по тому, что в российских правоохранительных органах созданы специальные отделы по борьбе с экстремизмом, которые отлавливают то шайки скинхедов, то банды кавказских «черных ястребов», полиэтничность служит источником только мстительного чувства униженности у большинства и необоснованных претензий у меньшинств. Не будем забывать, что полиэтничность в Украине распространится не только на русских, о правах которых печется Ирина Зайцева, и которым мало что делить с украинцами, но и на крымских татар, венгров и т.н. “русинов” в Закарпатье, румын в Буковине.
Впрочем, это дело будущего. А пока, как сказал Валерий Голенко: «Расслаблятся рано». Именно эту «установку» стали творчески развивать многочисленные эксперты, приглашенные на конференцию в Луганск.
Ученые и мракобесы
Если высокопоставленные луганские чиновники еще пытались сохранять какую-то видимость умеренности в своих речах, то беспартийные эксперты и гости из России не скрывали своей «ястребиной» сущности и жажды идеологического реванша. В качестве тяжелой артиллерии на конференцию прибыли публицист и писатель Олесь Бузина, известный своими крайне сомнительными трактовками истории Украины, и редактор газеты «2000» Сергей Кичигин, славный примитивными украинофобскими взглядами.
Бузина потребовал вернуть в школу русский язык и литературу, а затем нырнул в любимые исторические штудии: «Я узнал, что украинский народ, это не только угнетенные крипаки, а и фельдмаршал Паскевич или любовник императрицы Екатерины Разумовский, и нам есть, кем гордиться!» Ну, допустим, гордиться любовником Екатерины - честь сомнительная, как и русским генералом, потопившим в крови освободительное польское восстание 1830 года. Разгулявшаяся фантазия может подсказать и других «великих украинцев». Например, Ярема Вишневецкий был крупнейшим магнатом украинского происхождения (его предок основал первую Запорожскую Сечь), богатейшим человеком Речи Посполитой, что не отменяет, однако, того факта, что он был злейшим врагом своих соплеменников и пачками сажал их на кол во время Хмельниччины.
Сергей Кичигин коснулся материй более приближенных к современности, призвав «рыцарей русского языка, таких как Валерий Николаевич Голенко» учиться у Ющенко агрессивному продвижению своего видения будущего украинской культуры. Одновременно обвиняя Ющенко в том, что тот «собирал олигархов и выбивал из них деньги» на свои культурные проекты, Кичигин призывает также «работать» с крупным капиталом и новую власть. Он также призывал не отдаваться «эйфории победы», а учиться у «нациста Ющенко» настойчивости в реализации своих принципов. Эта наивная наглость редактора крупнейшего общественно-политического издания очень показательна – имея такие же возможности «выбивать деньги» на культуру и историю, как и Ющенко, новая власть не торопится этого делать. Может быть потому, что та Украина, которую в силу своего разумения пытался возвеличить Ющенко, была исторической и настоящей, а та, «Украина без украинцев», за которую ратуют Бузина и Кичигин, попросту не существует? И как можно убедить дать денег Бузине и Кичигину на то, чего нет? Отсюда и злость.
Российские эксперты тема отдельная – представитель загадочной организации "Евразийская сеть политических исследований" Виталий Меркушев обрушился на Хартию региональных языков, как недостаточно эффективный инструмент защиты прав русскоязычных, требуя для русского языка особого статуса. «Хартия уравнивает все языки национальных меньшинств, что означает снижение уровня защиты русского языка», - заявил российский эксперт. Речь же профессора Троицкого, совершенно карикатурного типажа русского национал-патриота (брата-близнеца украинского «пещерного националиста»), любящего порассуждать о кознях «жидомасонов» и «мировой закулисы», вызвала недоумение даже аудитории круглого стола. «Есть три ветви, три наречия великорусского языка – великорусское, малороссийское, белорусское…Только объединение может нас спасти…Военный министр США Билл Гейтс (на самом деле Роберт, - К.С.) заложил в оборонный бюджет средства на организацию партизанской борьбы на чужой территории… Все это направлено против России», - почтенный старец изрекал с серьезным видом подобную черносотенную ахинею.(К слову, про черносотенство не метафора — типичная цитата из интервью этого «литературоведа»: «Существует громадная сионистская система, поддерживаемая колоссальным капиталом. Откуда берет эта организация своих наемников и исполнителей? Из еврейства в основном. Следовательно, именно потому, что сионизм берет свои силы из еврейства, у нас к нему особое отношение». Хороших специалистов нам привезли организаторы конференции).
Заложниками подобного «языковедения» в итоге оказались настоящие ученые-лингвисты, которые на полном серьезе ехали на научную конференцию по вопросам изучения русского языка, и вдруг оказались лишними на этом празднике жизни (Кичигин так и сказал: «Языковой вопрос в Украине - дело не лингвистов, а политиков»). Некоторые из них открыто выразили свое недовольство втягиванием себя в политическую авантюру. Гость из Беларуси, профессор Витебского университета Валентина Маслова сказала: «Я ученый, а не политик. Многое из того, что здесь говорилось, пойдет во вред русскому языку в Украине. Кроме того, я не считаю свой язык «наречием». И отказалась от выступления на пленарном заседании, подпортив картину организаторам.
Посидев хотя бы час на этой «научно-практической» конференции, становится понятно, почему тема русскоязычия еще долго будет раскалывать украинское общество, и дело тут не в происках «мировой закулисы» и не в «пещерном национализме». Пока действительно интересная и сложная проблема украинского двуязычия усилиями определенных политиков будет подаваться в одном пакете с авторитаризмом, коммунизмом сталинского образца, антизападничеством и прочим мракобесием, не имеющими ничего общего с сегодняшним днем Европы, до тех пор, пока вместо ученых о ней будут говорить демагоги и фрики, никакой языковой толерантности в нашей стране не будет. Об этом и стоит задуматься новому украинскому правительству.