В ПОИСКАХ ПРОЛЕТАРИАТА
Недавно в Луганске на митинге, посвященном 140-летию со дня рождения Владимира Ульянова-Ленина, прозвучал лозунг: «С нами Путин, Ленин и Христос!» Можно, конечно, отнести экстравагантность лозунга на счет митинговой экзальтации и недостаточной адекватности некоторых ораторов, которых неизбежно притягивают подобные мероприятия. Но если вдуматься, мудрость в этом слогане сокрытая великая, более того, триединство «Путин-Ленин-Христос» хорошо отражает ситуацию в том секторе украинской политики, который принято называть левым.
Ведь на самом деле набор ценностей, отраженных в бойкой кричалке луганских ленинцев, мало соответствует левой идее. «Путин» - преклонение перед империалистической мощью России, при этом за скобками остается тот факт, что это «сильное государство» представляет интересы олигархического капитала, сращенного с госаппаратом, «Христос» - откровенный клерикализм, поддержку бюрократизированной православной церкви, даже якобы революционный символ «Ленин» в этой триаде отражает реакционный идеал возвращения в советское прошлое. Перечисленный выше набор ценностей характерен скорее для политических сил консервативного направления. Вся эта «право-левая» путаница на постсоветском пространстве связана с тем, что в отличии от Европы в свое время, в 1917-м, наши левые пришли к власти всерьез и надолго, в результате чего стали силой «правой», консервативной, утратив революционный и прогрессистский импульс, который западные левые сохраняют до сих пор. В Украине ниша европейских социалистов, социал-демократов и леволибералов практически пустует – ну нельзя же, например, СДПУ(о), созданную в свое время богатейшими людьми страны, назвать левой партией.
Казалось бы, ну нет левых, и черт с ними! Натерпелись в свое время мы от коммунистов. Однако отсутствие в стране политических сил левого направления лишает общество иммунитета от капитализма. Нынешние левые силы от Симоненко до Витренко только запутывают ситуацию демагогическими призывами к заведомо неосуществимой власти «рабочих и крестьян», при этом в практической плоскости прикручивая ловкие гешефты с «буржуазными партиями». При этом их клерикально-консервативные взгляды мало чем отличаются от того же патриархального консерватизма украинских националистов. Складывается фантастическая ситуация – украинцы – нация-пролетарий, с крайне низким числом людей экономически самостоятельных, с недоразвитым средним классом, голосуют за партии, представляющие интересы крупных собственников. Между тем варварский характер отечественного капитализма напрямую упирается в отсутствие цивилизованных левых сил, заинтересованных не в дружбе с Россией или защите канонического православия, а, прежде всего, в защите интересов работников наемного труда.
Однако в то же время стоит отметить, что политические партии формируются, как ответ за определенный общественный запрос. И если украинские левые на самом деле очень напоминают правых консерваторов, то такими их хотят видеть избиратели. Масштабная деиндустриализация 90-х, уничтожившая промышленное наследие советского периода, стала серьезной психологической травмой для поколения украинцев, не мысливших себя вне «производства». Бывшие рабочие вынуждены были искать другие источники существования на фоне закрытия заводов и невыплат заработных плат. В этих условиях произошло размывание того, что Маркс называет «классовое сознание». Бывшие пролетарии переквалифицировались в мелких буржуа, «лавочников», базарных торговцев. А для этого социального слоя как раз характерна поддержка консервативных сил. Одновременно, после того, как молодая украинская олигархия стала восстанавливать индустриальный потенциал, запускать заводы, те рабочие, которые остались при производстве, стали воспринимать новых владельцев, как «кормильцев», бунтовать против которых грешно, что бы эти хозяева жизни не предпринимали. Последней классовой битвой в Украине, в классическом марксистском смысле, были шахтерские забастовки 90-х, в дальнейшем трудовые коллективы шахт и заводов полностью «легли» под собственников, выступая во время корпоративных конфликтов на их стороне. Для этого пролетариата «новой формации» - триада Путин-Ленин-Христос вполне органична.
Однако это не означает, что социальной базы для возникновения левого движения, европейского, цивилизованного типа в Украине нет. Возможно, кто-то удивится, но потенциальной движущей силой для украинских социал-демократов может стать тот социальный слой, который презрительно принято величать «офисным планктоном» - мелких клерков, служащих, менеджеров. Долгое время этот слой, работающий на собственников и не имеющий ни малейших шансов самому стать собственником, обоснованно воспринимался, как сообщник капитализма. Именно этот слой жил мечтой о буржуазном потреблении. Но только до кризиса, когда «офисный планктон» столкнулся с тем, что капиталисты готовы сбросить его с борта как «неэффективный балласт», а жизнь в кредит является лишь иллюзией благополучия. Офисные работники, по сути, пролетарии умственного труда, стали стремительно леветь. Однако традиционные левые силы своей совковой кондовостью и откровенным мракобесием не могут привлечь на свою сторону людей, имеющих достаточно высокий образовательный ценз, вовлеченных в современный ритм жизни. Именно этот слой, дезориентированный сегодня, нуждается в политической силе, которая бы смогла выражать их интересы. Тот политический деятель, который рискнет и сможет выдвинуть вменяемую альтернативу капитализму, основанную на европейских идеях, а не смеси сталинизма и православия, сможет, что называется, «сорвать кассу», получив преданных и организованных избирателей.
Ну а пока, с 1 мая всех, Днем солидарности трудящихся!