Профессия: Солдат
Народ относится к армейской службе с пренебрежением, но армия за народом тоже не слишком скучает. Хотя плановое хозяйство стало историей, но такая штука, как план призыва, существует по-прежнему, и это понятно: надо же знать заранее, на сколько ртов запасать провианта и сколько гимнастерок шить. Так вот план этот очень, мягко сказать, экономный. В 2007 году план на полугодие в Луганской области был около тысячи человек. Не так много. Даже учитывая резкое снижение рождаемости в 90-е, которое именно сейчас наиболее ярко проявляется в количестве молодых людей призывного возраста, и то, что абсолютно здорового человека в нашем регионе пойди поищи. (В документах, обосновывающих переход ВСУ к комплектации контрактниками, это четко обозначено: «Перехід ... зумовлюється зниженням показників щодо стану здоров`я, ділових і моральних якостей призовників»).
А хотелось бы, чтобы ситуация изменилась, потому что государство без армии – это даже не «как жизнь без любви», это, скорее, как тело без скелета. Не очень приятное вообще-то зрелище.
Возможно, эффективно способствовать этому сможет введение и распространение контрактной службы.
Для нас это явление еще непривычное, и отдающее немного западным душком. Хотя существует оно не первый день: концепция перехода вооруженных сил Украины на профессиональную основу была подписана еще в 2001 году, и разработана его детальная программа. В соответствии с ней, в 2002-2005 гг. до 30% солдат и сержантов должны были составлять контрактники, в 2005-2010 соответственно – 50%, а к 2015 году процесс должен был завершиться. И программа действительно выполнялась (для нашей страны с огромным количеством «виртуальных» законов это всегда следует отмечать особо). Новый Президент в 2005 году предложил ускорить процесс, завершив полный переход на контрактную службу к 2011 году, и подписал соответствующий указ, но вот эта инициатива действительно осталась виртуальной, в то время как кучмовская постепенно осуществляется, и на сегодня мы действительно имеем около 40% военнослужащих по контракту.
В нашей области работает 174-й территориальный центр комплектования военнослужащих по контракту. Центр один, и, имея четыре отделения в городах области, окончательный прием контрактников осуществляет здесь, в Луганске. Расположен он на территории областного сборного пункта Луганского ОВК, рядом с автовокзалом.
Особенно привлекательным для сегодняшнего человека выглядит «свободный выбор» – и контрактная служба его как раз обеспечивает. Каждому призывнику предоставляется альтернатива: можно пойти в «обычную армию», провести там около года и вернуться, ничего практически не приобретя для своей дальнейшей жизни (разве что в охранники берут с большей охотой). А можно – пойти на контракт, получить специальность во время службы плюс возможность поступления на гражданские специальности при военных учебных заведениях на бюджетную форму обучения…
Я подозревал, что желающих может оказаться больше чем достаточно, так, что набор придется проводить на жесткой конкурентной основе (вплоть до «кто больше подтянется»). Особенно учитывая кризис. Оказалось, что это не совсем так. Вернее, кое-где именно так: скажем, в Тернопольской области от кандидатов действительно отбоя нет. Но там условия другие: и работы меньше, и средние зарплаты другие. У нас 900 гривен выглядят не так уж соблазнительно.
Условия в армии сейчас не те, что были еще в 90-е. Казарма напоминает скорее неплохую гостиницу, с двух-трехместными номерами и телевизором. Сокращение общей численности вооруженных сил позволило улучшить условия службы каждого отдельного солдата.
Прием на контракт осуществляется на требованиях менее строгих, чем на срочную службу. В конце концов, тут ты сам несешь ответственность за свое решение, а за срочников отвечает государство. Поэтому допускается некоторое смягчение медицинских требований, которые не являются принципиальными для выполнения служебных обязанностей. Грубо говоря, связисту не обязательно хорошо бегать. Но медкомиссия все равно полная, и сертификаты нарколога и психиатра требуются обязательно: человек, готовящийся к обращению с оружием, должен быть психически устойчив.
Инструкторы центра далеко не всегда работают с призывниками. Зачастую приходят люди с определенной целью – стать военнослужащим по контракту. Социальное положение таких кандидатов может быть разным, некоторые – из вполне обеспеченных семей. Просто в контрактной службе они видят возможность реализовать свою мечту. Некоторые приходят с вполне определенной целью – служить в миротворческих войсках. К сожалению, в последнее время такую возможность предоставить сложнее: миротворческие миссии Украины, для которых требуются рядовые и сержанты, есть только в двух странах – Югославии и Либерии, и они не очень многочисленны. А в свое время только в Ираке стояла бригада в 1800 человек.
За прошлый год в 174-ом территориальном центре, т.е. по нашей области, принято 270 контрактников. Из них 141 пожелали служить в сухопутных войсках, 67 – в военно-морских силах и 62 – в воздушном флоте. Службу они проходят в разных регионах страны, как правило, в соответствии со своим желанием. Большинство «сухопутных» остались здесь, в области – ближе к дому.
…Смешны предвыборные заигрывания вроде обещания «сделать профессиональную армию». Этот процесс идет и без того своим чередом, и будет идти. Соответственно, будет меняться и отношение к армии. И можно ожидать, что уже на наших глазах служба в вооруженных силах будет пользоваться прежним престижем – но уже на новых основаниях.
Виталий ДОРОФЕЕВ