Виктор Ющенко примеряет тогу сенатора
У результаті політична турбулентність має залишитись виключно в межах нижньої палати з притаманними для неї гострими формами політичної конкуренції та змагальності», - это одна из ярких формулировок из пространного обращения Виктора Ющенко к украинскому народу. Итак, на прошлой неделе Президент Ющенко подал законопроект, предусматривающий изменения Конституции Украины. На что рассчитывал глава государства, подавая проект, не согласованный ни с одной из политических сил – неизвестно. Попытаемся разобраться о характере предполагаемых изменений.
Две палаты. № 6?
Двухпалатный парламент. Первая ассоциация – английский лорд, сидящий на мешке с овечьей шерстью. А за деревянной перегородкой – зажиточные простолюдины в деревянных башмаках. Действительно, двухпалатный парламент – это либо рудимент сословного общества (как в Англии), либо способ представительства территорий в федерациях. Политики национально-демократического толка всегда выступали против создания в Украине федерации. Так что Ющенко указал ориентацию на унитарные страны с двухпалатными парламентами – Францию, Чехию, Польшу.
Основная идея: парламент будет называться «Національні Збори України», в нем будет совмещено территориальное и политическое представительство. Нижняя палата (Палата депутатов) распределяется между политическими силами – согласно процентам, полученным на выборах. Следовательно, Палата депутатов будет представлена «лицами партии», политиками наиболее узнаваемыми (примеры: Янукович, Турчинов, Ефремов, Литвин). Функции Палаты депутатов: «Крім законодавчої функції, на нижню палату парламенту покладається відповідальність за формування Уряду та контроль за його діяльністю.» Интересная поправка: Нижняя палата отвечает за принятие программы правительства в нужный срок. В противном случае ее расформировывают и назначают досрочные выборы.
А Верхняя палата комплектуется из мажоритарщиков: «Верхня палата - має обиратися прямими виборами за мажоритарною системою та представляти громади і регіони». Это прекрасное начинание возвратит нас в счастливое время стыка тысячелетий, когда «любимых бабушек» агитировали вливанием паленого болгарского бренди «Слънчев Бряг». Вполне может быть, что Президент называет Верхнюю палату Сенатом. К появлению этого термина в его речи нет никакой преамбулы: «Рівне представництво в Сенаті усіх регіонів України (по 3 сенатори від кожної області) буде виступати об'єднуючим чинником». Сюда проходить будут люди, имеющие реальный авторитет в своих регионах (примеры: Грач, Шкиль, Витренко, Королевская, Тягнибок). Разумеется, на выборах можно партийно-мажоритарный баланс варьировать. Так, скажем, Черновецкий может без проблем пройти в Верхнюю палату самостоятельно, но может и в списках, например, «Единого Центра». А Тягнибок сможет бороться за мажоритарное место от Тернополя и в то же время оставаться «лицом партии» для своих коллег, штурмующих 3%-ный барьер в Палату депутатов. Комбинаций достаточно: скажем, Виктор Тихонов, чья узнаваемость в Украине за последние годы не увеличилась, а возраст ставит под сомнение лихой мажоритарный наскок, вполне может рассчитывать на место в Верхней палате в тройке «представителей регионов». Номером 3 – после, допустим, Валерия Голенко и Арсена Клинчаева, которые олицетворяют борьбу трудовой Луганщины против «украинского буржуазного национализма».
Призвание палаты: «Ця палата покликана взяти на себе повноваження стосовно кадрових призначень, які не є урядовими, а також схвалення усіх рішень Президента України у сфері оборони і безпеки». Виктор Ющенко подчеркивает, что если депутаты-лица партии вовремя не принимают Программу правительства, работа парламента не прекращается. «Нижнепалатники» идут на досрочные выборы, а за работу отвечает Верхняя палата, «сенаторы».
Баланс власти
Вспомним 2004 год, когда под давлением вносились изменения в Конституцию. Изменения были такого свойства, что позволили «самодостаточно» существовать различным ветвям власти. И это заметно повлияло на становление украинской анархии. Как же пан Ющенко предполагает разрубить этот Гордиев узел?
Прежде всего, усиливаются полномочия Президента. Президент наделяет себя правом назначения и увольнения судей (кроме судей Верховного Суда Украины и высших специализированных судов). Судья Конституционного Суда Украины назначается на должность по представлению Президента Украины решением Сената. Президент своим проектом значительно ограничивает полномочия Кабмина и фактически превращает его в консультативно-совещательный орган, такой себе «Совет старейшин». Замечательно, что в проекте есть положение, согласно которому сенаторами становятся автоматически все экс-президенты Украины. Кроме попавших под импичмент.
Зачем это все нужно Виктору Ющенко, неужели он надеется вновь выиграть выборы? Можно предположить, что, по крайней мере, Президент верит в Операцию «Преемник», новому Президенту легче будет бороться с непременным парламентским своеволием. А при автоматическом зачислении в Сенат у Ющенко всегда будет возможность этот Сенат возглавить.
«Самоврядування»
«Підмінено природу місцевого самоврядування через запровадження виборів за партійними списками, що знищило самоврядування». С этим постулатом Ющенко никто спорить не возьмется. Но расшифровывать мысль подробно Президент не берется. Лишь дается намек, что вся власть будет в руках исполкомов местных советов, в то время как «існуючі державні адміністрації мають бути виведені із системи виконавчої влади та перетворитися на ефективні інструменти здійснення нагляду за додержанням Конституції, законів, прав і свобод». Что-то типа СБУ, наверное?
Реакция
заинтересованных
сторон
Критики уже назвали инициативу Ющенко «пробным шаром» – попыткой измерить общественное мнение, влезть в дискуссию, уйти с лицом реформатора. Реакция последовала мгновенно. Тимошенко сказала, что две палаты нам не нужны, потому что Украина – унитарная держава, а не федерация (хотя Ющенко отнюдь не случайно привел примеры Франции, Чехии и Польши). Виктор Янукович пообещал через неделю (значит, 7-8 апреля) «региональный» вариант Основного закона: «Партия регионов внесет сегодня на рассмотрение парламента проект постановления о создании Конституционной комиссии. А уже через неделю мы сможем подать наш проект изменений к Основному закону. Этот процесс можно начать и завершить быстро и эффективно», – заверил лидер ПР.
Крымские ставленники Кремля немедленно заявили об ущемлении прав автономии. В проекте Президент предлагает создать в Крыму государственную администрацию по примеру областных администраций, действующих в других регионах Украины, и передать этому органу часть полномочий Верховного Совета Крыма. К тому же – назначать главу администрации. Репрессированный однопартийцами коммунист Леонид Грач отреагировал: «Это попытка попрания правовых норм и демократических принципов. Украинская власть, по сути, объявила Крыму конституционную войну. Очевидно, что крымчане никогда не согласятся жить по подобным нормам».
О неприкосновенности
Цитата трехмесячной давности: «Земельные махинации не прекратятся, пока не будет отменена депутатская неприкосновенность. Об этом Президент Украины Виктор Ющенко заявил 23 декабря 2008 года на итоговой годовой пресс-конференции под названием «Будущее создается сегодня» (РБК-Украина). И в нынешнем обращении Виктор Ющенко заявил: «Має бути нарешті виконана принципова вимога людей – скасування необмеженої депутатської недоторканності». Это единственный раз, когда он произносит слово «недоторканність».
Тем не менее, в комментариях от БЮТ Виктора Ющенко бичуют именно за нежелание расстаться с неприкосновенностью депутатов. (Еще и сетуют, что недавно сам обещал отменить неприкосновенность). Таковы комментарии нардепа Александра Фельдмана, члена совета БЮТ, заместителя министра юстиции Евгения Корнийчука. Вице-спикер Верховной Рады Николай Томенко даже засомневался – читал ли Президент проект Конституции, не подставили ли его? Дружно о желании Ющенко «сохранить неприкосновенность» написали и ряд российских СМИ.
На этом можно разбор закончить – повторимся, в Верховной Раде нет ни малейших предпосылок к принятию Конституции а ля Ющенко. Ведь новая страда началась – до этого ли? На следующий день после выступления Президента, пусть и 1 апреля, Рада огромным количеством голосов назначила новые президентские выборы на 25 октября этого года, а не на 17 января 2010-го – именно на такую дату намекали пропрезидентские чиновники.
Ярослав ГРЕБЕНЮК