Мэр стаханова Cергей Жевлаков: Сначала во власть, затем в политику
Сергей Жевлаков – дважды голова города Стаханов. В прошлом – рабочий, солдат, ГАИшник, «челнок», мелкий предприниматель, крупный предприниматель и по совместительству – мэр города. Путь к покорению города шахтерской славы этим человеком весьма поучителен, он будто бы знаменует собой короткий и очень непростой период становления государства в период первичного накопления капитала.
«Народные деньги»
Сам Жевлаков, рассказывая об истоках своего богатства, утверждает, что заработал стартовый капитал «своим горбом», регулярно ездил в Турцию и Польшу, перепродавал товары народного потребления. Так ли это? Допустим, предприимчивый экс-гаишник действительно не прогорел, как большинство его коллег-челноков. Но можно ли на эти средства устроить ресторанную империю? Ответ: можно. Если задействовать схемы, обычные для городов, где «старый мир» уже разрушен, а «новый» еще не построен.
Возвышение Жевлакова началось в бытность мэром Сергея Левачкова. В Стаханове тогда бурлило общественное движение – сбор денег на Музей города. Средства эти копились на счету горисполкома, их громко называли «Народные деньги»: сбрасывались бизнесмены, предприятия, небольшие суммы, по гривне-две, давали и простые жители, пенсионеры. Музей так и не открыли. В конце концов, Левачков решил перенаправить собранные средства на реконструкцию городского парка «Горняк». В 1996 году Жевлакова назначили директором парка и он начал «реконструкцию». Когда есть бюджетные средства, это делать легко и приятно: в парке вырос ресторанный комплекс. Как писала «48-я параллель» (газета Стахановской организации Партии регионов), реконструкция парка привела к тому, что любимое место отдыха горняков стало центром алкоголизма и наркомании. Известен парк и крутым норовом местных секьюрити: они не особо церемонятся с подгулявшими клиентами. Место приобрело специфическую славу. Стахановцы зрелого возраста не отваживаются туда ходить, люди утверждают, что если летним утром пройтись по парку, то можно увидеть что кусты завалены шприцами и презервативами.
Первый срок
Жевлаков проработал в народном парке до 2002 года. Это был год выборов, по видимому, капитал и опыт работы в «Горняке» позволили замахнуться на кресло городского головы. Началась и политика – Жевлаков вступил в СПУ. Было отыграно известное на Украине шоу «Тормозок – избирателю», и мэрское кресло приняло нового хозяина города.
Сессии «нового скликання» проходили результативно, новый мэр нашел общий язык с депутатами. Никаких новых технологий разработано не было: берется участок земли, депутаты, на которых действуют различные рычаги, голосуют, и участок за символическую цену достается новому владельцу. Как правило, это законная процедура, ведь стоимость продажи или аренды устанавливается органом местного самоуправления. Впрочем, процесс шел не слишком монотонно – одним «ноу-хау» депутаты-стахановцы действительно удивили. Была в Стаханове трехэтажная школа № 24. Расположение – отличное, вполне можно приспособить здание под банк, или сдать в розницу под офисы. Но это же школа, туда ходят дети! Нет детей – нет проблем. Школу расформировали, она отошла «отцам города» (что там будет, пока не известно, но хороший ремонт уже сделан). Также при Жевлакове было продано, по крайней мере, четыре детских сада. Об этом «Восточному варианту» рассказала Татьяна Малич, предприниматель, политик, активный участник выборных баталий 2004-2006. «Сергей Васильевич обосновывал продажи «оптимизацией дошкольных учреждений». Они за символическую плату переходили в частные руки, – вспоминает Татьяна Малич. – Через несколько лет эта «оптимизация» дала плоды: как известно, рожать в Украине сейчас стали чаще, и теперь в Стаханове очередь «на садик» занимают прямо с рождения ребенка; родителям двухлетних малышей заведующие объясняют, что их ребенок попадет в детский сад через 5 лет, то есть, когда пора уже быть в школе».
Особо яркая страница истории стахановской власти – получение «гуманитарки» в виде двух машин марки «Мерседес-Бенц». В немецком городе Лаге нашлись предприниматели, любящие Украину. Возникло «Общество украино-немецкой дружбы». Организация решила улучшить работу стахановской медицины. Немцы предложили Жевлакову взять на баланс города два автомобиля «Скорой помощи». Мэр отказался, но предложил подарить машины Фонду «Наш город», президентом которого была Людмила Доброхотова (она также работала директором ресторана «Ника», части империи нашего героя) – под предлогом, что в этом случае таможенные пошлины будут меньше. Доверчивые европейцы «клюнули», в декабре 2002 года передача состоялась. «Мерседесы» действительно ездили по улицам Стаханова, гудя медицинскими сиренами. Но только лишь до марта 2006 года, пока Жевлаков не проиграл новые выборы. Машины лишились медицинских отличий, но их и теперь можно увидеть в городе: так, например, корреспондент газеты «Кадиевка» сфотографировал бывшую «Помощь» у офиса Жевлакова в парке «Горняк». Узнав об этом, немцы начали возмущаться, но из своего евро-далеко им трудно контролировать процесс.
Под конец первого срока Жевлаков предпринял такой шаг: «Он приватизировал снегоуборочную технику, трактора, бульдозеры – всю технику, которая принадлежала «Стахановуглю», купил буквально за копейки – и теперь город платит за услуги компании, находящейся под крылом мэра», – рассказала Татьяна Малич.
Борьба с ПР
Итак, приближались выборы-2006. Разумеется, Жевлаков решил стать мэром во второй раз. Здесь, однако, сыграл свою роль новый политический фактор – консолидация жителей Донбасса вокруг тезиса о профессионализме Партии регионов. Вспомним, попав под партийную крышу, в 2006-м к власти пришли довольно сомнительные персонажи – в прямом сравнении, казалось бы, в чистую проигрывающие молодым, продвинутым, сорящим деньгами конкурентам. Возьмем хотя бы победу в Луганске экс-военкома Сергея Кравченко, которого, как предполагалось, легко прокатят или Владимир Медяник, или же Александр Паршин. Но благословление Януковича дорогого стоило! На военкома поставили и в Стаханове – и не проиграли. На выборах Жевлакову противостоял косноязычный и неяркий военком Василий Александров – креатура Сергея Гладких, директора ЗАО «Стахановский машзавод», тогдашнего председателя городской организации ПР. Хотя в самой городской организации Партии регионов было множество недовольных таким «кастингом». Рассказывает Татьяна Малич: «Всем было непонятно, почему Гладких выставил такого странного кандидата – ведь люди верили в Партию регионов, знали, что объективно – она сильнейшая в Донбассе, так неужели нет людей более достойных – из хозяйственников, управленцев, бизнесменов? Гладких мне ответил: «Это не твое дело, занимайся выборами!» Я так и сделала, хотя мы и удивлялись, почему Гладких не принимает участие в кампании Александрова, он даже не давал транспорт на выборах».
Но мэр из Александрова не получился, полтора года прошло в борьбе депутатов с сильными замами (одним из них была Татьяна Малич). Стоит также учесть постоянную критику новоизбранного мэра со стороны областных властей – то за провал отопительного сезона, то за рост долгов по зарплате. Стотысячный город оказался намного более сложным организмом, чем военкомат, и руководить им, просто отдавая приказы, не получилось. Посему военком написал «по собственному желанию», мотивировав свой уход «честью офицера».
Второй срок
Март 2008 года. Жевлаков снова баллотируется на выборах городского головы. Он бросил СПУ, шел к победе «беспартийным». На досрочных выборах в Стаханове был установлен рекорд пассивности избирателей, на участки пришли 32% от числа внесенных в списки. Чуть больше трети из них (38,36%) отдали голоса за Жевлакова. Отметим удачную стратегию подтанцовки: от Партии регионов шло сразу два кандидата – Юрий Борисов (24,62%) и Виталий Михайлов (20,06%), они заняли второе и третье места. Складываем их проценты – в сумме кандидаты от Партии регионов переиграли беспартийного Жевлакова. Но только в сумме. Раскол внутри городской ПР ослабил ее еще больше – больше, чем после внутрипартийной дискуссии о том, стоило ли выдвигать в 2006 году Александрова.
Итак, Жевлаков снова вернулся в кресло мэра в 2008 году. И сразу бросился наверстывать упущенное. Жевлаков начал борьбу с заместителем мэра Татьяной Малич, в ведении которой были земельные вопросы. Ее попытались уволить, суд идет до сих пор. После «свержения» военкома в горсовете вернулись к прежним нравам. Землю в центре города продают, исходя из цены 7,95 гривен за квадратный метр. Возьмем последнюю сессию. По словам главы Стахановского профсоюза «Единство» Светланы Шарандиной, 4 марта на сессии городского совета рассматривался такой вопрос: в Стаханове крупный бизнесмен собирается начать строительство, вложить 5 млн. гривен. Согласно закону он обязан внести в городской бюджет 10% от этой суммы – то есть, 500 тысяч. Так вот, 4 марта по предложению Жевлакова депутаты проголосовали… отказаться от этой суммы. Хватит и одного процента!
Отдельный вопрос – отношение в городе к местным предпринимателям «средней руки». Примеров много и они все красочные, этому, без сомнения, стоит посвятить отдельный материал. А принцип объяснить можно – чем меньше доход предпринимателя, тем больше он платит за землю. Возьмем землю брата мэра. На ней расположены рестораны, бары, торговые площадки. Светлана Шарандина объяснила, что по документам все эти заведения проходят как «места общественного отдыха», и арендная плата с них берется минимальная, с коэффициентом 1,0. А для мест предпринимательской деятельности положен коэффициент 10. Городской бюджет недополучает вдесятеро. И приходится горсовету «оптимизировать» школы и садики, требовать снижения зарплаты врачам и учителям, отправлять учителей в неоплаченные отпуска. В Стаханове до 11 марта в школах объявлен карантин. Однако, почему этот факт должен влиять на зарплату учителя, которого гонят в неоплачиваемый отпуск, понять сложно.
В прошлом году были закрыты две школы, в этом на сессии обсуждался вопрос, не избавиться ли еще от парочки на окраинах, в бедных неустроенных районах. Это значит, детям нужно будет платить минимум три гривны для поездки в центр? «Против инициативы мэра поднялись люди, были пикеты, обращения, на сессии не удалось утвердить этот вопрос», – рассказала Шарандина.
Третий срок?
Кончатся ли испытания стахановцев в скором времени? Прогнозировать сложно. Ведь Жевлаков уже не беспартийный – так что на следующие выборы он пойдет под знаменами самой любимой в Донбассе партии. Ведь, несмотря на то, что в Стаханове есть довольно сильная оппозиция к городскому голове, он смог снова выиграть выборы – как бы ни спорили об адекватности их результатов местные политики, а значит, определенный ресурс он имеет.
Ярослав ГРЕБЕНЮК