ЗАВОДЫ – ЗА ГОРОД, МУСОР – В ГОРОД
Разговоры о том, что городу крайне необходим новый генеральный план развития, ведутся давно. Каждый год мы слышим обещания, что вот-вот Луганск заживет по-новому. И вот, на последней сессии горсовета (две недели назад) разработчики генплана наконец-то представили депутатам основы перспективного развития города на ближайшие десятилетия. Для чего же нужен Луганску этот документ, и какие «генеральные» планы в нем заложены?
ЗАЧЕМ?
Во-первых, генеральный план определяет, каким Луганску быть в дальнейшем: будет он развиваться как промышленный центр или как транспортный узел, а, может быть, он станет городом-садом?
Еще поселок Луганский Завод строился по заранее намеченному плану. Первая его улица, Английская, а ныне улица Даля, застраивалась стандартными одноэтажными коттеджами. По плану позднее застраивались улицы Почтовая, Пушкина, Петербургская, а на окраины выносились фабрики, заводы…
Но в последние годы Луганск «жил» и развивался бездумно и беспорядочно. Все потому, что последний по счету Генплан города был разработан и принят еще в 1977 году. Срок его действия закончился в 2002-м. С тех пор тема хаотичной застройки стала самой актуальной для Луганска.
– В горсовет часто обращаются предприниматели по поводу строительства новых киосков, подъездов к предприятиям, расположенным на первых этажах жилых домов. Иногда эти строения, особенно в центре, мешают благоустройству города, его внешнему виду. По закону, если они обращаются, мы эти вопросы должны рассматривать, выносить на сессию и принимать решение – разрешать или отказывать. Но когда нет Генплана, то очень сложно людям отказать, – пояснял заместитель городского головы Луганска Манолис Пилавов. – Генплан должен помочь навести порядок в процедуре выдачи земельных участков в Луганске.
Во-вторых, сегодня Луганск хоть и считается областным центром, но статусу «крупного города» уже давно не соответствует. «Крупным» считается город с населением более 500 тысяч человек, в Луганске же на данный момент – всего 441 тысяча. И, по демографическим прогнозам, на ближайшие 25 лет с такими темпами рождаемости, как у нас, численность населения ожидается в пределах 460-ти тысяч. Чтобы исправить сложившееся положение вещей, нужно укрупнять город и решать проблему привлечения молодежи в областной центр.
Итак, Генплан призван решить ряд важных задач: разработка социально-экономической и градостроительной концепции развития города в условиях переходной экономики, обоснование основных параметров – численность населения, объемы жилищного строительства, необходимые территории.
ВШИРЬ И ВВЫСЬ
Тендер на разработку стратегически важного документа выиграл проектный институт «Луганскгражданпроект». На данный момент Генплан находится в стадии завершения. Впервые он разработан в электронном виде, что упрощает работу по его реализации и созданию системы градостроительного кадастра города.
Что же в нем
запланировано?
Вопрос первый – «укрупнение» города. Для этого решено расширить его на 3 тысячи гектаров за счет включения в границы областного центра города Александровска, поселков Юбилейный, Дзержинского, Фабричный и Роскошное. Основную часть дополнительных земель Луганск получит за счет Лутугинского района. Кроме этого, территорией города станут земли Станично-Луганского, Славяносербского и Краснодонского районов.
Вопрос второй – привлечение молодежи в Луганск. Эту проблему можно решить двумя способами: развитой образовательной структурой (именно города-университеты признаны во всем мире самыми динамично развивающимися) и обеспеченностью работой и жильем. Если с первым «способом привлечения» у нас все в порядке, то вторую проблему нужно решать незамедлительно. По словам главного инженера проекта института «Луганскгражданпроект» Владимира Журавлева, в настоящее время в Луганске более 8,7 миллиона квадратных метров жилья, а средняя обеспеченность жильем составляет 19 кв. метров на человека (необходимо не менее 25 кв. м на человека). Поэтому Генпланом предусмотрено строительство в городе нового жилья в объеме 3 млн. 285 тыс. квадратных метров. При этом обеспеченность луганчан жильем составит в среднем 27,4 кв. метра на человека. Для строительства понадобится 1820 га земли.
Предполагается, что Луганск будет развиваться в двух направлениях – западном и южном. Именно здесь город готов выделить инвесторам территорию под строительство жилых массивов. В частности, основными площадками для жилищного строительства определены: пос. Видное, пос. Терновое, микрорайон Марьевский, микрорайон Острая Могила, пос. Восточный-2, жилой район Западный и пос. Вольный.
Из самых «реальных» к воплощению в жизнь – застройка микрорайонов Западный (в районе «METRO» и «Эпицентра»), где предусмотрено строительство домов по президентской программе «Доступное жилье», микрорайона Острая Могила, где на данный момент уже ведется строительство, и жилых районов Марьевский и Видный-4, эскизный проект которых, по словам чиновников, уже разработан. Строительство станет продолжением существующего индивидуального сектора в районе ипподрома. Ориентировочная численность населения тут будет достигать 14 тысяч человек. Здесь не предусмотрено строительство крупных супермаркетов и торговых центров, потому что район спальный и рассчитан на смешанную застройку с максимальной этажностью высотных зданий в 9 этажей, строительство маленьких магазинов, школ, детских садов, поликлиник.
При этом руководитель проекта Генплана Леонтий Барилюк подчеркнул, что вопросом строительства жилья необходимо заниматься серьезно, так как при существующих темпах строек в Луганске запланированные миллионы квадратных метров жилья будут возводиться лет сто.
МЫ НОВЫЙ ГОРОД
ПОСТРОИМ НА МЕСТЕ
СТАРОГО
Еще одно направление Генерального плана – это реконструкция старых микрорайонов. То есть предполагается «освободить» центр города от старых домов с истекшим амортизационным сроком и построить на их месте новое жилье.
Проектом предусмотрены следующие площадки реконструкции: городок Щорса, Стандартный городок, квартал в районе пересечения улиц Сосюры и Ленина, Новый городок (в районе пересечения улиц Градусова и Гудованцева), жилой квартал между улицами Ленина и Луначарского (эстакада) и 1-й микрорайон (район ж/д вокзала).
– Четкое определение в Генплане реконструкции микрорайонов поможет решить проблемы, возникающие с жителями близлежащих домов при ведении строительства на внутриквартальных территориях. Ведь оно неизбежно будет проводиться в центральной части города, и, как показывает опыт других городов, мы никуда от этого не уйдем. При этом строительство будет проводиться только в соответствии с существующими нормами, а также выдаваться разрешение на его проведение будет с обязательной заменой всех сетей в близлежащем районе. Таким образом, мы сможем решать проблему замены обветшавших коммуникаций в старых кварталах города, – поясняют руководители горсовета.
ОТ МЭРА КАМБРОДУ
В проекте генплана сохранено также промышленное зонирование города, но на перспективу предлагается вынос существующих площадок 16 предприятий и цехов за город.
В частности, специалисты говорят об экологической целесообразности переноса Луганского трубного завода, Эмальзавода и Литейно-механического завода после срока амортизации их основных фондов.
Правда, тут же планируют строительство мусороперерабатывающего завода прямо в черте города, а именно в Камброде, на территории бывшей военной части. Кстати, по этому поводу звучало много нареканий от депутатов в адрес проектировщиков. Но, несмотря на протесты, изменения в генплан пока так и не внесли. Говорят, все зависит от того, какого уровня будет данное предприятие. Например, в Европе известны случаи, когда мусороперерабатывающий завод находится практически в центре города, при этом он не представляет никакой угрозы ни жителям, ни окружающей среде. Поэтому, прежде чем строить подобный завод в Луганске, нужно тщательно изучать проект.
ЭХ, ДОРОГИ…
Изменения коснутся и транспортной системы Луганска. Генеральным планом предполагается реконструкция магистралей и транспортных перекрестков города, обустройство развязок в разных уровнях, а также строительство новых дорог.
Наконец-то в планах появилась объездная дорога вокруг Луганска: с «Бахмутки» мимо «METRO» и «Эпицентра», через новый микрорайон Западный, далее вокруг южных кварталов, по улице Победоносная на ул. Лутугинскую, потом предполагаемая магистраль пересекает зеленую зону, выходит в районе Острой Могилы, затем по улице им. Гастелло и дальше на восток, где соединится с объездной дорогой, которая, по плану, должна появиться на правом берегу Северского Донца.
Несколькими радиальными и кольцевыми дорогами хотят свести воедино восточные кварталы и новостройки западного и южного микрорайонов с улицей Оборонной и новостройками на городке ЛВВАУШ.
Для увеличения пропускной способности магистралей в центральной части города предполагается также строительство ряда подземных транспортных тоннелей: по улице Советской, по Коцюбинского, по улице Буденного и в районе пересечения улиц имени Газеты «Луганская правда» и Оборонной.
Кстати, по заявлению директора НПФ «Градинвест» Юрия Маковийчука, который знакомил депутатов Луганского горсовета с перспективами магистрально-транспортной системы города, основной акцент в развитии городского пассажирского транспорта будет сделан на расширении сетей троллейбусного и трамвайного сообщения. При этом он ни слова не сказал о переносе трамвайных путей с улицы Оборонная, о чем неоднократно говорили в последнее время городские власти. Более того, в новом Генплане внимание акцентировано на необходимости реконструкции этой самой линии, но никак не на ее переносе. И даже планируется продление трамвайной линии от «больничного» городка до новых микрорайонов Терновое и Видное. А в Западном микрорайоне запланировано продление троллейбусной линии до квартала Мирный.
Новый путепровод по улице Луганской Правды, соединяющий центр с западными кварталами, тоже нашел отражение в Генплане.
КАЖДОМУ ПО ПАРКУ
Большое внимание в документе уделено вопросам озеленения нашего города. Ведь на сегодняшний день на одного луганчанина приходится всего 5,5 кв. м парков и скверов, а по нормам положено как минимум 14 кв. м.
Согласно Генплану площадь нового зеленого строительства общего пользования должна составить 1113 га, при этом норма «зелени» будет увеличена до 21,4 кв. м на одного жителя.
Для этого предлагается провести работы по обустройству ныне существующих парков и скверов, а также строительство новых. Будут созданы городские парки в районе Луганского водохранилища (с.Роскошное), по улице Фрунзе, в городе Александровске и в поселке Юбилейный. Будут восстановлены и обустроены парки им. Горького и 1-го Мая. Кстати, в районе парка 1-го Мая предусматривается обустройство реки с усилением ее рекреационных функций. Другими словами, здесь хотят воссоздать городской пляж, который, к слову, был запланирован еще в прошлом Генплане Луганска от 1977 года.
Появится в Луганске и свой «спортивный» парк – на склонах Калмыцкого Яра (между Заречным и Южным кварталами).
Центральный городской парк будет на базе лесного урочища «Острая могила». По замыслу мэрии этот парк должен стать настоящим украшением города. Он раскинется на 150 гектаров.
– Здесь будут карусели, детские площадки, летний театр и даже спорткомплекс, – рассказывает первый заместитель городского головы Манолис Пилавов.
Все отлично, только есть одно «но»: территория, примыкающая к улице Оборонной (так называемая «первая линия»), согласно представленному общественности проекту парка, будет застроена гипермаркетами, автосалонами и торгово-развлекательными комплексами. Сейчас на этом месте дубовая роща, которая снабжает кислородом луганчан вот уже 50 лет. И зеленых насаждений от того, назовут эту часть леса парком или сквером, в городе не добавится. Более того, после «облагораживания» парка деревьев в округе города наоборот станет меньше на 37 гектаров (именно столько планируется вырубить под застройку).
Еще множество «радужных перспектив» запланировали городские власти. Однако не нужно забывать, что Генплан – это всего лишь план, а воплощение представленных в нем идей зависит от множества факторов. И в первую очередь – от инвестиций и размера городского «кошелька».
– Мы предлагаем городу только свое видение того, каким должен быть Луганск, а каким он будет – покажет время, – говорит главный инженер проекта «Луганскгражданпроекта» Владимир Журавлев.
Светлана БОНДАРЕВА