
"Война за умы и сердца": как российская пропаганда пытается уничтожить украинские символы в оккупации
Российские захватчики целенаправленно превращают временно оккупированные территории Луганщины и Донетчины в идеологический плацдарм, где каждая улица, памятник или мурал становятся инструментом манипуляции сознанием местных жителей. Переименование, уничтожение украинских символов и возвеличивание советского прошлого — все это ключевые элементы стратегии, которая призвана создать «русский мир» на обломках украинской культуры. Подробнее об этом расскажет Восточный Вариант далее в статье.
Начиная с 2014 года, россия разворачивает многоуровневую пропагандистскую кампанию на временно оккупированных территориях Луганщины и Донетчины, направленную на смену идентичности местных жителей.
Одним из ключевых инструментов этой стратегии является манипуляция городским пространством: переименование улиц и городов, установка памятников советским “героям” и участникам так называемой “сво”, создание муралов с символами “русского мира”.
Украинские названия улиц, памятники и культурные маркеры являются мощными напоминаниями о принадлежности территорий к украинскому пространству, их историческое и культурное наследие. Для россии эти символы становятся препятствием, которое необходимо устранить, чтобы навязать местным жителям новую реальность — российскую.

О том, как россия использует урбанистику и символику для ведения идеологической войны против украинцев и как это влияет на восприятие оккупации местным населением, расскажет Восточный Вариант совместно с аналитикиней цифровых платформ Гражданской сети “ОПОРА” Ольгой Снопок.
Как россия маркирует “свою” территорию в Украине
Перед началом полномасштабного вторжения россии в Украину в феврале 2022 года ученые, которые исследовали российскую культурную политику на временно оккупированных территориях, заметили активное “стирание” украинских культурных и исторических символов.
По словам посла по особым поручениям Смитсоновского института Ричарда Курина, на Крымском полуострове и на временно захваченных территориях востока Украины быстро заменяла украинские памятники своими, осуществляя таким образом “маркировку” этих территорий как часть рф. Об этом говорится в сообщении Центра стратегических коммуникаций Украины.

В последнее время в пропагандистских материалах часто акцентируется внимание на создании новых памятников, которые прославляют так называемых “героев россии”, в частности боевиков, которые были причастны к уничтожению украинских городов и десятков тысяч человеческих жертв.
В то же время уничтожение памятников, связанных с украинской историей, особенно мемориалов жертвам Голодомора, подается кремлевскими пропагандистами как необходимый шаг для “установления справедливости” и “требование местных жителей”. Также есть многочисленные случаи разрушения памятных табличек, посвященных героям АТО/ООС.

Российские оккупанты активно внедряют процесс изменений названий улиц и городов, пытаясь “перекроить” местную топонимику в соответствии со своими пропагандистскими нарративами. Многие улицы, которые носили имена украинских деятелей искусства, ученых или исторических деятелей, теперь получают названия, связанные с советским прошлым или российскими военными, которые участвовали в войне против Украины.
Например, одну из центральных улиц Луганска, которая ранее называлась 16-я линия, в 2022 году переименовали в честь “героя сво” Владимира Зозулина. Согласно сообщениям пропагандистских СМИ, он якобы “получил многочисленные ранения, защищая своих подчиненных, которые отступали по его приказу, и около получаса отбивался от более сильного врага, а затем подорвал себя гранатой”.

В целом, россияне целенаправленно уничтожают все символы украинской культуры, которые подчеркивают независимость Украины от так называемого “русского мира” и российской культуры. Об этом в разговоре с Восточным Вариантом рассказала аналитикиня Ольга Снопок.
“Нельзя сказать о том, что мишенью россиян становится какая-то конкретная часть украинской культуры: они действуют очень взвешенно и системно, пытаясь уничтожить то, что противоречит их версии истории (например, мемориалы жертвам Голодомора) и российской идентичности (памятники украинским культурным деятелям, которые открыто выступали против Москвы)”, — объясняет экспертка.
“Из-за смены названий россия пытается переписывать историю, вычеркивая упоминания об Украине”
По словам Ольги Снопок, переименование — это, в первую очередь, способ россиян продемонстрировать свое доминирование на временно оккупированных территориях и навязать собственное видение истории Донетчины и Луганщины. С помощью изменения названий оккупанты также уничтожают украинскую идентичность, культурное и историческое наследие ВОТ, решая, кто именно или что именно является действительно важным.

“Для того, чтобы понять мотивацию россии, нужно подумать, почему мы вообще даем названия улицам. Это не только об удобстве, идентификации определенного места и слаженной работе различных сервисов (в частности, почты, доставки и т.д.), ведь тогда можно было бы просто давать улицам номера (как это, например, происходит в Соединенных Штатах).
Тогда как для нас это способ подчеркнуть исторические, культурные или природные особенности определенного региона, города и т.п. Названия улиц и городов часто являются способом сохранить память о важных моментах в истории. Когда мы даем улице или городу определенное название, мы наполняем физическое пространство вокруг нас именами наших героев, названиями важных событий или возвращаем названия, которые исторически были присущи определенному месту. Поэтому это не просто название, это определенный идеологический маркер — так мы показываем, что на самом деле для нас является важным”, — объясняет аналитикиня Гражданской сети “ОПОРА”.

Как отмечает экспертка, Украина тоже применяет этот подход, в частности в рамках политики декоммунизации, которая действует с 2015 года. Однако для нас эти изменения имеют более глубокий смысл: это способ отбросить навязанную нам советскую идеологию, подчеркнуть то, что герои ссср — не наши герои, а события, что происходили в те времена, далеко не всегда являются проявлением чего-то хорошего.
Для нас это способ сохранить собственную культуру, историю и отдать дань уважения нашим героям. Кроме того, довольно часто названия улиц и городов отражают не только украинскую идентичность в целом, но и подчеркивают местные идентичности (например, касаются каких-то событий местного уровня или прославляют людей, которые сделали что-то важное на локальном уровне).

“Поэтому когда россия меняет названия улиц и городов на пророссийские, она устанавливает идеологический контроль над определенной территорией. Это способ ассимилировать людей с временно оккупированных территорий и создать впечатление, что они всегда принадлежали к «русскому миру». Особенно это касается детей, которые привыкают жить на улицах, которые прославляют героев россии, ссср или «лнр» и «днр»”, — говорит Ольга.
Названия улиц, памятники и культурная политика в целом — это то, что формирует мировоззрение жителей временно оккупированных территорий, влияя на их отношение к войне, оккупации и Украине. Российские захватчики используют эти инструменты как часть своей стратегии “мягкой силы”, чтобы убедить местное население в своих “добрых” намерениях и обеспечить лояльность без применения военной силы.

“Россияне понимают, что обычной военной силы и силы репрессий на самом деле не хватает, чтобы эффективно контролировать захваченную территорию. Поэтому они используют мягкую силу, силу культуры, образования и т.п., для того, чтобы не расстреливать или иным образом уничтожать все местное население, а для того, чтобы как-то убедить его в своих добрых намерениях и так завоевать его согласие на свое управление”, — объясняет аналитикиня.
Попытки россии создать общее культурное и социальное пространство на временно оккупированных территориях и размыть местную идентичность является формой культурного геноцида. Вместо физического уничтожения этнической группы, россия создает условия, при которых невозможно сохранять и передавать основные характеристики культуры — язык, традиции, религию. Уничтожая украинские культурные маркеры, оккупанты пытаются лишить местных жителей возможности передать свою идентичность следующим поколениям, что способствует формированию лояльного к ней нового поколения.
***
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Педагог из Покровска рассказала о волонтерской деятельности
Ветеран из Луганщины поддерживает военных и их семьи в Черкассах
Эксклюзив Центр изучения оккупации рассказал о возросшем военном "призыве" и "сборах резервистов на ВОТ

Оккупанты определили количество народных дружинников на каждый населенный пункт так называемой "лнр"
Маленьких школьников оккупированной Луганщины росгвардейцы привлекают к "специфической игре" на блокпостах
В оккупированном Донецке захватчики сообщили о критических перебоях с электроснабжением и отоплением
Из-за российских обстрелов Белицкого вспыхнул пожар в квартире
Экс-главе марионеточного "правительства лнр" Сергею Козлову объявили подозрение
Ущерб Национального природного парка "Святые Горы" из-за войны превышает 537 млрд грн

Эксклюзив Для расселения людей с инвалидностью "Восток SOS" реконструирует и оборудует места временного проживания ВПЛ
К этому времени количество боевых столкновений с российским агрессором достигло 111
Эксклюзив Что задекларировал начальник ЛугОВА Артем Лысогор за 2024 год
