Восстановление правды. Нематериальное культурное наследие Донетчины
Что такое нематериальное культурное наследие? Какое оно на Донетчине? И какую роль играет для идентификации истории региона. Ответы на эти и другие вопросы Восточный Вариант узнал у директорки Донецкого областного научно-методического центра культуры Натальи Армяновской и методистки центра Людмилы Савченко.
Нематериальным культурным наследием (НКС) называют совокупность народных обычаев, традиций, праздников, обрядов, исполнительского мастерства, традиционных ремесел, которые отражают идентичность и историческую память. Нематериальное культурное наследие — это устное народное творчество, которое передается из поколения в поколение и является важной частью многообразия украинского народа. В Украине есть местные, региональные и национальный перечни НКС, в зависимости от значимости и распространения.
Нематериальное культурное наследие Донетчины характеризует ее историю и культурное разнообразие, которое сформировалось под влиянием многих народов, которые проживали на этой территории. Однако представительницы Донецкого областного научно-методического центра (ДОНМЦК) культуры отмечают, что НКС региона полностью и беспрекословно отражают именно украинскую историю и традиции, опровергая враждебные нарративы об отношении востока Украины к российскому культурному пространству.
“Это то, к чему нельзя прикоснуться, но благодаря чему мы имеем наследие, которое обязаны сохранить и передать из поколения в поколение”, — говорит директорка ДОНМЦК Наталья Армяновская.
Подробнее об этом рассказывает Восточный Вариант в рамках проекта “Деколонизация Восстановление исторической правды”
После 2014 года пришлось все начинать с начала
Исследованием нематериального культурного наследия в Донецкой области занимается областной научно-методический центр культуры. Первые поиски культурных традиций региона начались в начале 2000-х годов. Исследовательница Ирина Крюченко проводила глубинные интервью с жителями донецких сел, поселков и городов, собирали семейные реликвии, памятки, записывали народные песни, обычаи, обряды, фиксировали фольклористику. Результаты хранились в Донецке в Управлении культуры областной администрации.
После оккупации Донецка в 2014 году все наработки были утрачены. Пришлось начинать заново.
“Культура Донетчины понесла очень много потерь с 2014 года. Много архивов, данных, информации осталось во временно оккупированном Донецке. Управление культуры возобновило свою работу в 2015 году. Работали с начала, искали, связывались с исследователями, с носителями, кто остался в оккупации, кто выехал. Это было новое большое начало. Можно сказать, что культура Донетчины начала все с начала”, — делится Наталья Армяновская.
В 2016 году Донецкий областной научно-методический центр возобновил свою работу. На него возложили задачу исследовать, сохранять и популяризировать нематериальное культурное наследие региона. Первый элемент нового областного реестра был обнаружен в 2018 году.
“30 лет должно пройти от того, как элемент был зафиксирован, чтобы его начали считать нематериальным культурным наследием. То есть минимум три поколения живое наследие должно передаваться из поколения в поколение. И тогда это действительно считается наследием. Иногда можно зафиксировать изюминку или технологию приготовления блюд, но если она не передавалась хотя бы 30 лет, наследием она не является”, — говорит методист ДОНМЦК Людмила Савченко.
Первыми элементами областного реестра НКС после 2014 года стали свадебная обрядность Хлебодаровской территориальной громады, песня “Чорна стежечка” Лиманской громады и малоянисольский говор румейского языка греков Надазовья.
Нематериальное культурное наследие Донетчины: какое оно?
По состоянию на сейчас на Донетчине исследовано и занесено в областной реестр 24 элемента нематериально-культурного наследия. Это различные обряды, песни, наречия, традиции, кулинарные и рукодельные технологии, обычаи. На область возлагается задача сохранить это и передать следующим поколениям.
Одной из первых была зафиксирована свадебная обрядность юго-восточной Украины, которая до полномасштабного вторжения бытовала в Волновахском районе. Элемент объединяет в себе свадебные традиции и обряды украинского сообщества Волновахского района, которая сформировалась из украинцев и переселенцев с Черкасчины, Полтавщины, Слобожанщины, Черниговщины, Греции, Польши и т.д. Характеризуется воплощением многолетних обрядов во время свадьбы “Сватовство”, “Одевание молодой”, “Угощение гостей”, “Выкуп молодой”, “Покрывание молодой”, “Отъезд молодой”.
Песня “Чорна стежечка” обнаружена в селе Лозовое. Как оказалось в ходе исследования, песня родилась в Лозовом еще в конце 1890-х годов.Когда не было радио или телевидения, люди собирались после работы на улице и пели песни. С 1952 года песня исполнялась в сельском клубе местным фольклорным ансамблем, который сейчас является народным коллективом “Сива зозуленька”.
Малоянисольский говор румейского языка был обнаружен в селах Никольского района: Малоянисоли, Кременевки, Новоянисоли, Касьяновке, Кирилловке.
“В 1780 году на территории Никольского района греки-христиане, переселенцы из Крыма, основали 2 села — Малоянисоль и Чердаклы (сейчас — Кременевка). Разговаривали на румейском языке, основой которого является древнегреческий язык. Исследователями этого языка выделено 6 говоров (диалектов) румейского языка, в частности Малоянисольский говор (Харахлотку глоса). Малоянисольский говор, как и весь румейский язык, не имеют собственного алфавита. Уже более 50 лет румейские литераторы пользуются для передачи говора на письме буквами русского алфавита”, — рассказывает Наталья Армяновская.
Традиция приготовления авдеевской каши, согласно преданиям местных жителей, существует с конца 19 века. Об этом сохранились устные упоминания, согласно которым авдеевская каша была элементом как ритуальной, так и праздничной семейной кухни.
Как известно, Лиманский район расположен посреди соснового леса. Неудивительно, что здесь была обнаружена технология приготовления варенья именно из сосновых шишек, которые собирали ежегодно с 16 апреля по 15 мая.
Традиционное изготовление свадебного воскового веночка в сельской местности Волновахского района была обнаружена во время этнографической экспедиции 17 июля 2012 года. Исследовательница Ирина Крюченко пообщалась с носительницей традиции Анастасией Хоцько и зафиксировала описание изготовления традиционного веночка.
Галушки — это традиционное блюдо села Богоявленко, первые поселенцы которого в середине 19 века были из Полтавской губернии. Переселенцы строили себе дома, обрабатывали земли и готовили галушки.
“С тех пор и появился рецепт галушек, который передался из поколения в поколение. Существуют различные рецепты приготовления и подачи галушек. Жителей села называли «галушниками», что связано с родом деятельности и традициями. Галушки — блюдо из вареного теста в виде квадратиков или шариков. Они не имеют начинки, их готовят как отдельное блюдо, так и варят суп с галушками. Как правило, собирается семья; бабушки с внуками, детьми готовят вместе это блюдо, добавляют ингредиенты по своему вкусу, одни готовят галушки со шкварками, другие варят суп с галушками и т.п. В каждой третьей семье готовят это вкусное старинное блюдо”, — рассказывает директорка ДОНМЦК.
В 1951 году в селе Солнечное Волновахского района поселились переселенцы с запада Бойковщины и Лемковщины. Именно здесь уже в современное время была найдена традиция приготовления “Лемковских голубцов с картошкой”. Они бывают постные к Святой вечере и обычные (более праздничные).
“В селе Искра Великоновоселковского района был зафиксирован обычай «Гонения гадюк», который связывается нашими предками с началом Великого Поста. Главный объект обычая — человеческое жилье, которое участники ритуала должны «очистить от злых духов, нищеты, бедствий, всевозможных болезней и напастей, которых в селе именуют «гадюками, гадами». Участниками обряда являются исключительно представители мужского пола: мальчики от 7 лет, парни и взрослые мужчины. Каждая хозяйка готовится к встрече с полазниками — теми, кто лазил в дома”, — рассказывает Людмила Савченко.
Подойдя ко двору, полазники выкрикивают хозяев, поздравляют с началом Великого Поста и предлагают “прогнать гадюк”. После этого хозяева благодарят полазников за проведенный ритуал и угощают их.
В перечне есть еще много элементов нематериального культурного наследия Донецкой области. В частности, приготовление козацкого борща с крапивой в селе Стародубовка Мангушского района, приготовление обрядового хлеба греков Надазовья, приготовление праздничного сладкого хлеба Бурма хатлама греков Мангуша, плетение ковриков в селах Екатериновка и Антоновка Покровского района, традиция выпекания свадебного каравая Волновахского района, свадебные традиции села Новомайорское и т.п. Подробнее о них пишут сотрудники и работники Донецкого НМЦК на официальном сайте.
После начала полномасштабного вторжения россии и обострения боевых действий на Донетчине исследование нематериального культурного наследия региона не прекратилось, а наоборот — приобрело новую актуальность. Ведь война разрушает нашу культуру и историю, и такие исследования — это возможность сохранить достояние донецкого региона.
“В 2023 году мы зафиксировали 3 элемента НКС, в этом году — уже 6. С началом полномасштабной войны мы поняли, если мы не будем идентифицировать себя как украинцы, то нас уничтожат, как нацию. А нематериальное культурное наследие и является тем, что помогает нам идентифицировать себя, как украинцев. Во время исследований мы все больше видели, что громады Донетчины хотят идентифицировать себя, как украинские. Как украинские громады украинской Донетчины”, — говорит Наталья Армяновская.
Это же подтверждает Людмила Савченко:
“Действительно, все наши элементы НКС — чисто украинские, которые рассказывают о нашей украинской идентичности. Российской традиции в нашем регионе нет. Ни в одном элементе не было намека на российскую традицию”.
Нематериальное культурное наследие ценно тем, что отражает не политические и государственные настроения культуры, а реальные традиции, присущие простому народу. Нематериальное культурное наследие Донетчины свидетельствует, что история региона неотъемлемо связана именно с украинскими обычаями. Это — мнение народа, которое голосует о своем прошлом и настоящем. И эта мысль звучит, как “Донетчина — это Украина”.
***
Осуществлено в рамках проекта при поддержке Посольства США в Украине. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США / Supported by the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government