RU
UA RU
29 ноября 2024, 18:53
Восстановление правды. Нематериальное культурное наследие Донетчины
История

Восстановление правды. Нематериальное культурное наследие Донетчины

Что такое нематериальное культурное наследие? Какое оно на Донетчине? И какую роль играет для идентификации истории региона. Ответы на эти и другие вопросы Восточный Вариант узнал у директорки Донецкого областного научно-методического центра культуры Натальи Армяновской и методистки центра Людмилы Савченко.

Нематериальным культурным наследием (НКС) называют совокупность народных обычаев, традиций, праздников, обрядов, исполнительского мастерства, традиционных ремесел, которые отражают идентичность и историческую память. Нематериальное культурное наследие — это устное народное творчество, которое передается из поколения в поколение и является важной частью многообразия украинского народа. В Украине есть местные, региональные и национальный перечни НКС, в зависимости от значимости и распространения.

Нематериальное культурное наследие Донетчины характеризует ее историю и культурное разнообразие, которое сформировалось под влиянием многих народов, которые проживали на этой территории. Однако представительницы Донецкого областного научно-методического центра (ДОНМЦК) культуры отмечают, что НКС региона полностью и беспрекословно отражают именно украинскую историю и традиции, опровергая враждебные нарративы об отношении востока Украины к российскому культурному пространству.

Это то, к чему нельзя прикоснуться, но благодаря чему мы имеем наследие, которое обязаны сохранить и передать из поколения в поколение”, — говорит директорка ДОНМЦК Наталья Армяновская.

Подробнее об этом рассказывает Восточный Вариант в рамках проекта “Деколонизация Восстановление исторической правды”

После 2014 года пришлось все начинать с начала

Исследованием нематериального культурного наследия в Донецкой области занимается областной научно-методический центр культуры. Первые поиски культурных традиций региона начались в начале 2000-х годов. Исследовательница Ирина Крюченко проводила глубинные интервью с жителями донецких сел, поселков и городов, собирали семейные реликвии, памятки, записывали народные песни, обычаи, обряды, фиксировали фольклористику. Результаты хранились в Донецке в Управлении культуры областной администрации.

После оккупации Донецка в 2014 году все наработки были утрачены. Пришлось начинать заново.

Культура Донетчины понесла очень много потерь с 2014 года. Много архивов, данных, информации осталось во временно оккупированном Донецке. Управление культуры возобновило свою работу в 2015 году. Работали с начала, искали, связывались с исследователями, с носителями, кто остался в оккупации, кто выехал. Это было новое большое начало. Можно сказать, что культура Донетчины начала все с начала”, — делится Наталья Армяновская.

Нематеріальна культурна спадщина Донеччини_05

В 2016 году Донецкий областной научно-методический центр возобновил свою работу. На него возложили задачу исследовать, сохранять и популяризировать нематериальное культурное наследие региона. Первый элемент нового областного реестра был обнаружен в 2018 году.

30 лет должно пройти от того, как элемент был зафиксирован, чтобы его начали считать нематериальным культурным наследием. То есть минимум три поколения живое наследие должно передаваться из поколения в поколение. И тогда это действительно считается наследием. Иногда можно зафиксировать изюминку или технологию приготовления блюд, но если она не передавалась хотя бы 30 лет, наследием она не является”, — говорит методист ДОНМЦК Людмила Савченко.

Нематеріальна культурна спадщина Донеччини_08
Людмила Савченко. Фото с ее личной страницы в Facebook

Первыми элементами областного реестра НКС после 2014 года стали свадебная обрядность Хлебодаровской территориальной громады, песня “Чорна стежечка” Лиманской громады и малоянисольский говор румейского языка греков Надазовья.

Нематериальное культурное наследие Донетчины: какое оно?

По состоянию на сейчас на Донетчине исследовано и занесено в областной реестр 24 элемента нематериально-культурного наследия. Это различные обряды, песни, наречия, традиции, кулинарные и рукодельные технологии, обычаи. На область возлагается задача сохранить это и передать следующим поколениям.

Одной из первых была зафиксирована свадебная обрядность юго-восточной Украины, которая до полномасштабного вторжения бытовала в Волновахском районе. Элемент объединяет в себе свадебные традиции и обряды украинского сообщества Волновахского района, которая сформировалась из украинцев и переселенцев с Черкасчины, Полтавщины, Слобожанщины, Черниговщины, Греции, Польши и т.д. Характеризуется воплощением многолетних обрядов во время свадьбы “Сватовство”, “Одевание молодой”, “Угощение гостей”, “Выкуп молодой”, “Покрывание молодой”, “Отъезд молодой”.

Нематеріальна культурна спадщина Донеччини
Источник: сайт ДОНМЦ

Песня “Чорна стежечка” обнаружена в селе Лозовое. Как оказалось в ходе исследования, песня родилась в Лозовом еще в конце 1890-х годов.Когда не было радио или телевидения, люди собирались после работы на улице и пели песни. С 1952 года песня исполнялась в сельском клубе местным фольклорным ансамблем, который сейчас является народным коллективом “Сива зозуленька”.

Нематеріальна культурна спадщина Донеччини
Источник: сайт ДОНМЦК

Малоянисольский говор румейского языка был обнаружен в селах Никольского района: Малоянисоли, Кременевки, Новоянисоли, Касьяновке, Кирилловке.

В 1780 году на территории Никольского района греки-христиане, переселенцы из Крыма, основали 2 села — Малоянисоль и Чердаклы (сейчас — Кременевка). Разговаривали на румейском языке, основой которого является древнегреческий язык. Исследователями этого языка выделено 6 говоров (диалектов) румейского языка, в частности Малоянисольский говор (Харахлотку глоса). Малоянисольский говор, как и весь румейский язык, не имеют собственного алфавита. Уже более 50 лет румейские литераторы пользуются для передачи говора на письме буквами русского алфавита”, — рассказывает Наталья Армяновская.

Нематеріальна культурна спадщина Донеччини
Источник: сайт ДОНМЦК

Традиция приготовления авдеевской каши, согласно преданиям местных жителей, существует с конца 19 века. Об этом сохранились устные упоминания, согласно которым авдеевская каша была элементом как ритуальной, так и праздничной семейной кухни.

Нематеріальна культурна спадщина Донеччини
Источник: сайт ДОНМЦК

Как известно, Лиманский район расположен посреди соснового леса. Неудивительно, что здесь была обнаружена технология приготовления варенья именно из сосновых шишек, которые собирали ежегодно с 16 апреля по 15 мая.

Нематеріальна культурна спадщина Донеччини
Источник: сайт ДОНМЦК

Традиционное изготовление свадебного воскового веночка в сельской местности Волновахского района была обнаружена во время этнографической экспедиции 17 июля 2012 года. Исследовательница Ирина Крюченко пообщалась с носительницей традиции Анастасией Хоцько и зафиксировала описание изготовления традиционного веночка.

Галушки — это традиционное блюдо села Богоявленко, первые поселенцы которого в середине 19 века были из Полтавской губернии. Переселенцы строили себе дома, обрабатывали земли и готовили галушки.

С тех пор и появился рецепт галушек, который передался из поколения в поколение. Существуют различные рецепты приготовления и подачи галушек. Жителей села называли «галушниками», что связано с родом деятельности и традициями. Галушки — блюдо из вареного теста в виде квадратиков или шариков. Они не имеют начинки, их готовят как отдельное блюдо, так и варят суп с галушками. Как правило, собирается семья; бабушки с внуками, детьми готовят вместе это блюдо, добавляют ингредиенты по своему вкусу, одни готовят галушки со шкварками, другие варят суп с галушками и т.п. В каждой третьей семье готовят это вкусное старинное блюдо”, — рассказывает директорка ДОНМЦК.

Нематеріальна культурна спадщина Донеччини
Источник: сайт ДОНМЦК

В 1951 году в селе Солнечное Волновахского района поселились переселенцы с запада Бойковщины и Лемковщины. Именно здесь уже в современное время была найдена традиция приготовления “Лемковских голубцов с картошкой”. Они бывают постные к Святой вечере и обычные (более праздничные).

В селе Искра Великоновоселковского района был зафиксирован обычай «Гонения гадюк», который связывается нашими предками с началом Великого Поста. Главный объект обычая — человеческое жилье, которое участники ритуала должны «очистить от злых духов, нищеты, бедствий, всевозможных болезней и напастей, которых в селе именуют  «гадюками, гадами». Участниками обряда являются исключительно представители мужского пола: мальчики от 7 лет, парни и взрослые мужчины. Каждая хозяйка готовится к встрече с полазниками — теми, кто лазил в дома”, — рассказывает Людмила Савченко.

Нематеріальна культурна спадщина Донеччини_09
Источник: сайт ДОНМЦК

Подойдя ко двору, полазники выкрикивают хозяев, поздравляют с началом Великого Поста и предлагают “прогнать гадюк”. После этого хозяева благодарят полазников за проведенный ритуал и угощают их.

В перечне есть еще много элементов нематериального культурного наследия Донецкой области. В частности, приготовление козацкого борща с крапивой в селе Стародубовка Мангушского района, приготовление обрядового хлеба греков Надазовья, приготовление праздничного сладкого хлеба Бурма хатлама греков Мангуша, плетение ковриков в селах Екатериновка и Антоновка Покровского района, традиция выпекания свадебного каравая Волновахского района, свадебные традиции села Новомайорское и т.п. Подробнее о них пишут сотрудники и работники Донецкого НМЦК на официальном сайте.

После начала полномасштабного вторжения россии и обострения боевых действий на Донетчине исследование нематериального культурного наследия региона не прекратилось, а наоборот — приобрело новую актуальность. Ведь война разрушает нашу культуру и историю, и такие исследования — это возможность сохранить достояние донецкого региона.

“В 2023 году мы зафиксировали 3 элемента НКС, в этом году — уже 6. С началом полномасштабной войны мы поняли, если мы не будем идентифицировать себя как украинцы, то нас уничтожат, как нацию. А нематериальное культурное наследие и является тем, что помогает нам идентифицировать себя, как украинцев. Во время исследований мы все больше видели, что громады Донетчины хотят идентифицировать себя, как украинские. Как украинские громады украинской Донетчины”, — говорит Наталья Армяновская.

Это же подтверждает Людмила Савченко:

Действительно, все наши элементы НКС — чисто украинские, которые рассказывают о нашей украинской идентичности. Российской традиции в нашем регионе нет. Ни в одном элементе не было намека на российскую традицию”.

Нематериальное культурное наследие ценно тем, что отражает не политические и государственные настроения культуры, а реальные традиции, присущие простому народу. Нематериальное культурное наследие Донетчины свидетельствует, что история региона неотъемлемо связана именно с украинскими обычаями. Это — мнение народа, которое голосует о своем прошлом и настоящем. И эта мысль звучит, как “Донетчина — это Украина”.

***

Осуществлено в рамках проекта при поддержке Посольства США в Украине. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США / Supported by the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
29 ноября Пятница
23:22

Армия+ Национальная гвардия Украины должна присоединиться к сервисам "Армия+"

23:03

Силам обороны придется покинуть Покровск до конца этого года или в начале следующего, — генерал бундесвера

22:48

В настоящее время на фронте произошло 172 боевых столкновения: наиболее горячо на Кураховском направлении

22:29

Сегодня были завершены ремонтные работы на Втором Донецком водопроводе

22:03

Россия снова не отдала тело украинской журналистки Виктории Рощиной

21:24

У Главнокомандующего ВСУ новый заместитель

21:19

PR Правильное питание кошек с продукцией Hills

21:15

PR Кофемолка: создайте идеальный помол для вашего кофе

21:04

Морпехи уничтожили вражескую колонну бронетехники на Кураховском направлении (видео)

20:45

Из оккупации удалось вернуть 8 украинских детей (фото)

Из оккупации удалось вернуть 8 украинских детей (фото)
20:24

Германия предлагает развернуть системы ПВО Patriot в Польше: как это поможет Украине

20:05

Видео "Тактика россиян постоянно меняется". День с бойцами 24 ОМБР в Донецкой области

"Тактика россиян постоянно меняется". День с бойцами 24 ОМБР в Донецкой области

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: