Восстановление правды. История основания Краматорска
Какой год следует считать настоящим годом освоения Краматорска? Действительно ли первыми поселенцами здесь были украинские козаки? И какое влияние на развитие города имели зарубежные предприниматели? Ответы на эти и другие вопросы дает Восточный Вариант в рамках проекта “Деколонизация. Восстановление исторической правды”
Краматорск — один из крупнейших городов Донецкой области и важный промышленный центр Украины. После начала российско-украинской войны в 2014 году, Краматорск занял место областного центра, ведь именно сюда эвакуировалась Донецкая областная государственная администрация. Сегодня Краматорск — важный тыл и форпост Донетчины, где, несмотря на приближенность к фронту и постоянные взрывы, еще есть возможность вдохнуть воздух мирной жизни.
Но, живя настоящим, стоит помнить свое прошлое. Сегодня рассказываем историю основания центра машиностроения в Украине.
Земли, которым суждено было стать промышленным центром
Как и в случае с другими городами Донетчины и Луганщины, древние жители современного Краматорска уже организовывали здесь собственные мастерские. В 1964 году преподаватель Донецкого государственного университета (современный ДонНУ им. В. Стуса) Доротея Цвейбель на северо-западных окраинах города обнаружила древние каменоломни и неолитические камнеобрабатывающие мастерские. В результате исследования собрали коллекцию предметов периода каменного века, которая насчитывала более 4 тысяч кремней, среди которых рубящие орудия труда, заготовки, производственные отходы. Поэтому уже в древние времена здешние жители обрабатывали кремень, чтобы потом использовать его в быту или для обмена товарами.
В марте 1991 года участники кружка юных геологов Центра внешкольной работы под руководством Натальи Овсянниковой в районе поселка Красноторка обнаружили окаменелые фрагменты араукарии — дерева семейства еловых. Особенно интересно то, что во время очередного исследования этой площадки в 1999 году воспитанниками Овсянниковой удалось обнаружить прослойки каменного угля. Говорит ли это, что древние жители этих земель уже находили уголь и использовали его по назначению? Вполне возможно.
Эти два сюжета в своем сборнике очерков “Краматорск: истоки” описал известный краматорский краевед Владимир Коцаренко. Уже много лет он занимается изучением истории Краматорска и прилегающих к нему поселков.
Владимир Коцаренко одним из первых исследовал историю заселения этого края, а результаты изложил в собственных книгах и статьях. В частности, это работы “Краматорск: забытые страницы истории”, “Краматорск: истоки”, “Краматорск. Страницы истории” и др.
Территория переселенцев
Как ранее рассказывал Восточный Вариант в своих исторических материалах, территория современной Донетчины в 16-18 веках входила в Дикое поле — большую территорию малолюдных украинских степей. Строить постоянные поселения здесь было трудно, ведь крымские татары, двигаясь военными походами на Москву, сжигали все на своем пути.
В конце 17 века территории Слободской Украины входили в пять козацких полков: Сумского, Ахтырского, Харьковского, Изюмского и Острогожского. Они входили в состав Московского царства, однако имели определенное самоуправление. Часть современного Краматорска в те годы входила именно в Изюмский козацкий полк.
Постепенно на эти земли приходили переселенцы из центральной Украины. Это были козаки, которые искали новое место жительства после длительных войн или спасались от гнета польской шляхты. Одними из самых известных козацких укреплений здесь стали крепости Тор (современный Славянск), Маяцк (село Маяки) и Бахмут. Постепенно козаки расселялись вдоль Торской укрепленной линии. Они возводили свои хутора, занимались скотоводством и земледелием.
“В 18 веке набеги татар на поселения в окрестностях Тора с каждым десятилетием случались все реже. Находились отважные люди, которые, пренебрегая опасностью, начинали селиться за Торской линией, все дальше и дальше забираясь в просторы бескрайней Степи. Это были украинские козаки, которые служили в Торе, пришлые российские однодворцы, представители полковой и сотенной старшины Изюмского слободского полка, реже — представители Торских солеварен и, наконец, офицеры Бахмутского конного козачьего полка. Появились хутора и на землях, которые сейчас охватывают городские границы Краматорска”, — рассказывает Владимир Коцаренко в издании “Краматорск: истоки”.
Краевед появление первых хуторов в местности Краматорска относит к первой половине 18 века. Благодаря архивным документам удалось установить имена тех, кто стоял у истоков будущего машиностроительного города. В частности, это представители дворянского рода Шабельских.
Во второй половине 18 века вокруг Бахмута и Тора селилось все больше людей. Это были, как выходцы из центральной Украины, так и из российской империи. После ликвидации Гетманщины и Запорожской Сечи, козаки перестали занимать отдельное общественное звено и постепенно слились с другими слоями населения. Контроль над землями бывшего Войска Запорожского окончательно перешел к Российской империи. На смену хуторам и паланкам пришло новое российское административное устройство. Одновременно началось промышленное развитие — ключевое событие для развития востока Украины.
Железнодорожная станция Краматорска
Активное развитие городов на Донетчине и Луганщине совпадают с основанием здесь первых крупных предприятий. Например, Юзовский металлургический завод в Юзовке (современный Донецк) или Луганский чугунолитейный завод. Но кроме развития мест проживания для рабочих и их семей, вставал вопрос обеспечения логистики между предприятиями.
В 1868 году российский император утвердил строительство двух железнодорожных линий: Курско-Харьковской и Харьковско-Азовской. Работы начались в мае, вдоль всей длины работало почти 17 тысяч работников.
Владимир Коцаренко, пользуясь архивными выпусками газеты “Харьковские ведомости”, пришел к выводу, что рельсовый путь достиг современного Славянска в начале осени 1869 года.
“Где-то 6 сентября прокладывали рельсы возле Славянска. Если так было на самом деле, то 9-10 сентября укладка рельсов проводилась, вероятно, непосредственно на территории современного Краматорска. К большому сожалению, на страницах «Харьковских ведомостей» ход строительства железной дороги в нашей местности не был отражен ни словом”, — пишет Коцаренко.
Официальное открытие движения поездов Курско-Харьковско-Азовской железной дороги произошло 23 декабря 1869 года. Дорога была одноколейной, и встречным поездам нужно было где-то разминаться. Поэтому, рассказывает краевед, один из таких разъездов устроили на станции Краматорской в версте на север от села Белянское напротив села Петровское.
Несмотря на открытие движения поездов в 1869 году, официальным годом основания Краматорска считалось и считается сейчас 1868. Владимир Коцаренко в своих очерках рассказывает, что во время исследования вопроса о точном годе основания железнодорожной станции Краматорска он столкнулся с рядом “открытий”.
Например, в отчете Общества Курско-Харьковско-Азовской железной дороги за 1869 год станция Краматорска вообще не упоминалась. Так же не упоминалась она и в перечнях станций Азовской дороги до 1874 года. И все же название “Краматорская” краевед нашел в губернском издании “Харьковский календарь на 1873 год” и в “Показателе русских железных дорог” за 1874 год, хотя там и указывалось, что пассажирские поезда на Краматорской не останавливаются.
“Тому обстоятельству, что до начала строительства Донецкой дороги Краматорская не играла сколько-нибудь важной роли, и россия узнала о ней лишь в 1874 году благодаря указателю железных дорог, удивляться теперь не приходится. В материалах дела о проектах предполагаемого расположения путей и зданий на станциях Донецкой дороги Никитовка, Криничная и Краматорская отмечено, что Курско-Харьковско-Азовская железная дорога на нашей станции паровозных зданий не имела, имея здесь лишь небольшое здание. Не было и пассажирского здания. Наше представление об этой станции будет более полным, если мы обратимся к письму правления Общества Азовской дороги, в котором Краматорская названа «полустанцией». Итак, начало будущему городу Краматорску положил обычный, второстепенный полустанок. Таким он оставался вплоть до введения в действие Донецкой Каменноугольной железной дороги”, — рассказывает Владимир Коцаренко.
Вторым годом рождения станции стал 1878 год, когда официально запустили движение поездов от Дебальцево до Краматорской. Теперь станция стала “полноценной”. После эпидемии сыпного тифа и оспы, которая прошлась по империи, администрация Донецкой железной дороги решила открыть на станции “Краматорская” больницу. В последующие годы имперская железная дорога активно развивалась. Увеличивалась и станция Краматорская. А вокруг нее постепенно возникали малые и крупные промышленные предприятия.
Откуда пошло имя Краматорск?
До сих пор нет четкого ответа, откуда взялись названия “Краматорская”, как раньше называлась станция, и Краматорск — современное имя города. Но несколько версий все же существуют. Первую в книге “Гвардия машиностроителей” 1947 года высказал местный краевед Николай Древетняк.
“По его утверждению, в районе будущей станции Краматорска в давние времена пролегал чумацкий путь, и проезжавшие купцы останавливались здесь на отдых, торговали крамом (мелким товаром). Крамовые торги — так, по словам М. Древетняка, окрестные жители называли это место. Версия Древетняка романтическая, но никак не подтверждается письменными источниками”, — говорит Владимир Коцаренко.
Вторую версию изложил школьный учитель Николай Янко в “Топонимическом словаре-справочнике Украинской ССР” 1973 года. Он писал, что в 18 веке в районе нынешнего города проходил южный рубеж Российской империи. Рубеж и граница — то же, что и крома. Поэтому название станции “Краматорская” могло пойти от словосочетания “крома Тора” или “крома торская”.
Третью версию изложил Владимир Коцаренко. Согласно архивным документам, земли, которые окружали Тор, называли “торские дачи”, которые достигали урочища реки Дальняя Беленькая. Там проходила их условная граница (крома). Поэтому вторая часть названия “Краматорска” могла касаться не реки Торец, а “торских дач”, и означать “граница торских дач”.
Зарождение промышленности Краматорска
Первым промышленным предприятием на территории современного Краматорска, говорит Владимир Коцаренко, был завод по производству алебастра прусса Эдгара Адельмана. Сырьем для него служил гипс, который добывали возле села Красногорка.
В 1880 году Эдгар Адельман продал пивоваренный завод в Бахмуте и приобрел большой участок земли недалеко от железнодорожной станции Краматоровка. В 1884 году началось строительство завода. В 1898 году Адельман покинул Российскую империю, а завод перешел во владение жителя Бахмута — чеха В. В. Штерцера и его компаньонов. Владимир Коцаренко отмечает, что первое предприятие способствовало экономическому и социальному развитию железнодорожной станции Краматоровка.
Но активнее события начали развиваться, когда сюда в 1896 году приехал швейцарский инженер, промышленник и конструктор Конрад Гампер. В том же году он приобрел на левобережье Казенного Торца земельный участок, где вскоре вырос Краматорский механический завод. Через два года на нем построили доменную печь. Расширение привело к тому, что Конрад Гампер в 1899 году основал Краматорское Металлургическое Общество.
“Его энергия поражала современников. Кроме управления своими заводами, Гампер долгое время руководил имениями и шахтами князя ГоГенлое, был председателем наблюдательного совета прокатного завода в Миловце, исполнял обязанности директора правления Акционерного общества Августа Реппана в Варшаве. Его имя хорошо знали известные промышленники Европы”, — пишет Владимир Коцаренко.
В 1899 году Конрад Гампер внезапно умер от инфаркта. Но начало его дела было положено. Вокруг основанного им завода все больше строилось новых сооружений и жилых зданий, которые стали основой для будущего города.
“Закладка и строительство в 1896-1897 годах в непосредственной близости от станции Краматорска механического завода, принадлежавшего Акционерному Обществу «В. Фицнер и К. Гампер» (ныне ПАО «СКМЗ»), способствовало быстрому социально-экономическому развитию поселка Краматорска. Буквально на глазах жителей окрестных поселений рядом со станцией — на левобережье реки Казенный Торец — в те годы выросло предприятие, оснащенное оборудованием европейского уровня. Строительство доменного отделения и создание в 1898 году Краматорского Металлургического Общества на базе этого завода заметно ускорило появление в некогда глухом уголке признаков европейской цивилизации, которые предопределили дальнейшую судьбу поселка, превратившегося через три с половиной десятилетия в крупный индустриальный и культурный центр на севере Донецкой области — город Краматорск”, — считает краевед.
***
Осуществлено в рамках проекта при поддержке Посольства США в Украине. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США / Supported by the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government