Минреинтеграции будет ликвидировано? Какие последствия это будет иметь для жителей Донетчины и Луганщины
Действительно ли в Украине могут ликвидировать Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий? Какие последствия это может иметь для жителей Донетчины и Луганщины, а также для переселенцев из этих регионов? И почему правозащитники и правозащитницы выступают за сохранение Министерства? Ответы узнал Восточный Вариант
После кадровых перестановок в Правительстве, которые произошли месяц назад, появилась информация о возможной ликвидации Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины (Минреинтеграции). Представители и представительницы украинских правозащитных организаций опубликовали обращение к Президенту Украины с просьбой сохранить работу Министерства, ведь его ликвидация или реорганизация, по мнению специалистов, может привести к негативным последствиям.
Как известно, Минреинтеграции отвечало за направления, важные для переселенцев, в частности из Донецкой и Луганской областей. Что будет с этими функциями, если Министерство ликвидируют, читайте далее в материале
Ликвидируют ли Минреинтеграции
Месяц назад в Правительстве произошли кадровые изменения, в результате чего Министерка по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук оставила свою должность и была назначена заместительницей Руководителя Офиса Президента Украины. Почти месяц Минреинтеграции не имеет своего руководителя или руководительницу.
В то же время начался процесс объединения или передачи полномочий, которые принадлежали Минреинтеграции, в другие органы исполнительной власти. Об этом Восточному Варианту рассказала директорка по адвокации Центра прав человека ZMINA Алена Лунева.
“Буквально на прошлой неделе были переданы полномочия Координационного штаба эвакуации гражданского населения в полномочия Министерства внутренних дел. Ранее эти полномочия были Минреинтеграции. И уже не секрет, что часть полномочий Минреинтеграции будет перенимать Министерство развития громад и территорий Украины. Все те признаки, которые есть сейчас, указывают, что Министерство реинтеграции не получает нового руководителя, а вместо этого будет объединено или ликвидировано”, — делится Алена Лунева.
Слухи о возможной ликвидации или реорганизации Министерства реинтеграции существуют уже месяц. Однако до сих пор Правительство не сделало официального заявления для того, чтобы разъяснить сложившуюся ситуацию.
“На официальных каналах заявлений нет, но инсайдерская информация начала поступать сразу после того, как Ирина Верещук оставила свою должность и пошла работать в Офис Президента Украины. Пока точно известно, что часть полномочий Минреинтеграции перейдет в Министерство развития громад”, — рассказывает главная координаторка ОО “Донбасс СОС” Виолетта Артемчук.
Чем грозит ликвидация Минреинтеграции
Алена Лунева объясняет, что длительное время реинтеграция была одной из ключевых политик государства. В стране есть (и пока функционирует) отдельное Министерство, которое занимается вопросами пострадавшего в результате российской агрессии населения. В частности, депортированными гражданами, людьми, которых лишили личной свободы, внутренне перемещенными лицами (ВПЛ) и жителями временно оккупированных территорий (ВОТ).
“Все эти категории пострадавших людей лежали в плоскости работы Минреинтеграции. Фактически, это было «министерство преодоления последствий войны». После 2022 года последствия войны ощутили на себе абсолютно все сферы и все министерства. И вопрос реинтеграции должен решаться через координацию. Такова природа этой политики. Не может быть отдельная образовательная политика на ВОТ без понимания, как это влияет на реинтеграцию. Эту политику Минобразования нарабатывало вместе с Минреинтеграции. Фактически в Правительстве был объект, который занимался координацией между различными органами власти, различными министерствами для выработки политики реинтеграции. И наше с коллегами беспокойство связано именно с тем, что с исчезновением этого Министерства тема реинтеграции может отойти на дальний план”, — рассказывает директор по адвокации.
Это мнение поддерживает и Виолетта Артемчук. Она говорит, что пострадавшие от российской военной агрессии — это большое количество людей, которые имеют характерные для них проблемы во всех сферах общества. Минреинтеграции является центральным органом, который мог бы адвокатировать этих людей, решать их проблемы в сфере строительства жилья, социальных выплат, выдачи документов и т.п. Рассредоточивать эти функции в разные министерства не будет иметь комплексности.
“Например, можно передать полномочия образования детей с ВОТ в Минобразования. Но это проблема конкретной прослойки населения, которая связана одновременно с другими проблемами. Это и вопрос получения документов, а это уже Минюст. Это и вопрос реинтеграции, а это уже Министерство соцзащиты населения. То есть в случае ликвидации Минреинтеграции такие проблемы будут решать точечно, не видя человека в комплексе. И не видя, что стоит за этими проблемами”, — объясняет Виолетта Артемчук.
В то же время вероятная ликвидация Минреинтеграции может быть негативным сигналом для украинцев и украинок, которые находятся на ВОТ. Может возникнуть впечатление, что “тема их реинтеграции сейчас для государства не актуальна”.
Передача полномочий по вопросам ВПЛ в Министерство развития громад можно воспринять более оптимистично, говорит Алена Лунева. Ведь это Министерство плотно связано с областными администрациями и властью в громадах. И присоединение к нему таких полномочий может улучшить взаимодействие перемещенных лиц с регионами и громадами, в которых они сейчас проживают.
Но пока возможная ликвидация Минреинтеграции вызывает у правозащитников и правозащитниц больше вопросов, чем ответов.
“Важно, чтобы государство наконец объяснило, каким образом будет выглядеть перераспределение полномочий. Например, в начале полномасштабного вторжения в соответствии с Женевскими конвенциями в Минреинтеграции образовано Национальное информационное бюро, которое отвечает за сбор информации о пропавших без вести, пленных лиц, тех, кто был депортирован на территорию рф. Это бюро собирает информацию, а затем передает через центральное бюро Международного комитета Красного Креста в Женеве, и обменивается с рф. Куда теперь это бюро? Куда отойдет Реестр депортированных детей? Еще действует Комиссия по вопросам установления факта лишения личной свободы вследствие вооруженной агрессии рф. По сути, это единственный орган, который определяет факт, что человек лишен свободы, для предоставления денежной помощи или иной реабилитации. Также Минреинтеграции было ответственно за возвращение украинских детей с территории рф. Кто будет заниматься этим, если Министерство ликвидируют?”, — рассказывает Алена Лунева о неопределенных сторонах вероятной ликвидации Минреинтеграции.
“Правительство должно выйти на связь”
Поэтому сейчас необходимо, чтобы государство вышло на связь и объяснило, что будет дальше с Министерством реинтеграции и чего ожидать украинцам. Ведь до сих пор официальных объяснений или заявлений не было, из-за чего общественные и правозащитные организации должны только догадываться о дальнейшем развитии этого вопроса. К тому же отсутствие официальных заявлений, говорят правозащитники, может сыграть в пользу врага, который может использовать это в собственной пропаганде.
“Правительство должно выйти на связь и объяснить, каким будет перераспределение обязанностей, и будет ли ликвидация Министерства реинтеграции вообще. Но точно должна остаться структура, которая будет полностью отвечать за эту категорию. Президент Украины говорил, что будет новое Министерство национального единения. Возможно, часть полномочий отойдет туда, но пока это неизвестно. По моему мнению, если Минреинтеграции ликвидируют, то должна быть новая структура, которая будет отвечать за ряд важных вопросов, связанных с людьми, пострадавшими в результате вооруженной агрессии россии”, — говорит Виолетта Артемчук.
Восточный Вариант и дальше будет следить за этой темой.
***