Восстановление правды. Аутентичные наряды Донетчины и Луганщины
Какими были аутентичные костюмы жителей Донетчины и Луганщины? Из чего они состояли? И как исторической одеждой можно опровергнуть российский миф об “испокон веков русском Донбассе”? Ответы на эти и другие вопросы Восточный Вариант дает в рамках исторического проекта “Деколонизация. Восстановление правды”.
Как известно, украинские народные костюмы отличались между собой. Несмотря на преимущественно одинаковый комплект одежды, в каждом регионе были свои особенности и “изюминки”. Об аутентичных костюмах Донетчины и Луганщины Восточный Вариант пообщался с методисткой Донецкого областного учебно-методического центра культуры Людмилой Савченко и директоркой Луганского областного краеведческого музея Олесей Миловановой. Обо всем подробнее в материале.
Народная одежда Луганщины: какая она?
Коллекция народной одежды 19-20 веков луганского края особенная из-за исторического развития региона и этнического состава населения. Большое влияние на местную одежду имели процессы заселения и урбанизации. Промышленное развитие вытеснило традиционное крестьянское производство тканей, заменив его фабричными изделиями, рассказывает директорка Луганского областного краеведческого музея Олеся Милованова.
“Переселение в регион продолжалось с 17 до начала 20 века. Переселялись прежде всего козаки: запорожские и донские. Также регион привлекал и крестьян из украинских и российских губерний. Украинские переселенцы — это выходцы преимущественно с Киевщины, Полтавщины и Черниговщины. Из Курской, Воронежской губерний переезжали российские крестьяне”, — рассказывает Олеся.
В коллекции народной одежды музея в Луганске хранилось более 310 предметов, среди которых сорочки (118), юбки (20), кофты (15), фартуки (10), головные уборы, украшения и другие элементы. Особенно хорошо представлен украинский народный костюм, где сорочки почти до начала 20 в. были единственным видом нательной одежды.
Коллекция содержит 10 мужских сорочек из разных районов Луганщины. Для их изготовления использовали белое льняное или конопляное самодельное полотно, а также покупную хлопчатобумажную ткань, известную как “крамна”. Все вышиванки из коллекции имеют трапециевидный силуэт, расширенный за счет боковых клиньев, и суженные книзу вшивные рукава. Особенной является Новопсковская сорочка с отложным воротничком, тогда как все остальные имеют воротник-стойку с планкой вдоль разреза на груди. Все сорочки украшены вышивкой крестиком в красно-черных или черных цветах. Геометрически-растительный орнамент украшает воротничок, планку на груди и края рукавов.
Коллекция женских сорочек насчитывает 69 экспонатов. Большинство из них (а именно 47 единиц) изготовлены из самодельного конопляного полотна, и только 7 — из фабричной ткани. На Луганщине преобладают сорочки полтавского типа: они не имеют воротника и вставок, а рукава пришиты по основе ткани, присборенные у вставок и имеют чехлы на концах. Однако особенностью луганских сорочек является растительный орнамент, вышитый крестиком в красно-черной или красно-синей гамме, что характерно для центральной Киевщины. В то же время на Полтавщине рубашки украшали “белью” и вырезанием, но на Луганщине это использовалось на сорочках со сплошь кроенным рукавом.
“Поверх сорочки женщины носили поясную и нагрудную одежду. Вместо традиционных украинских плахт и цветных запасок появляются шарафаны. Богатством отделки отличается шарафан из села Павловка Сватовского района: у пояса заложены широкие складки, а по подолу пришита черная полоса из плиса и узкая шелковая лента зеленого и красного цветов. На плиссе вышит растительный орнамент, выполненный тесьмой”, — рассказывает Олеся Милованова.
Дополняли поясной наряд фартуки, пояса и накладные карманы. Фартуки называли “завесками”. Большинство поясов плели из красных шерстяных нитей, украшенных бахромой по краям. Женщины любили носить пришитые к поясу накладные карманы, украшенные различными украшениями. Поверх сорочки также надевали керсетки, кирасы или кофты. Керсетки облегали фигуру до талии, а ниже расширялись с помощью клиньев и складок.
Застежки располагались по центру или сбоку, а керсетки Луганщины были короче, чем те, что носились в среднем Поднепровье, достигая длины до бедра. Главная особенность луганских керсеток заключалась в том, что верхняя часть до талии была длиннее нижней.
“В селе Евсуг Старобельского района найдена темно-синяя бархатная безрукавка под названием «кирас». Она имеет трапециевидный силуэт, круглый вырез горловины и застегивается на пуговицы. Изделие украшено лентами из черного бархата”, — делится директорка музея.
По ее словам, под влиянием городской моды начали распространяться кофты из фабричных тканей. В течение длительного времени кофты сосуществовали с традиционными вышитыми рубашками и керсетками, постепенно набирая популярность благодаря своему удобству. Сначала их надевали поверх рубашки, а затем — вместо нее, превращая сорочку в белье. В музее хранятся две украинские кофты из хлопчатобумажной ткани зеленого и коричневого цветов, одна из них утеплена ватой, изготовленная из черного сатина. Они имеют трапециевидный силуэт, спинка расширена за счет боковых клиньев.
“В коллекции музея традиционная крестьянская обувь региона представлена лаптями и постолами. Особый интерес вызывают разнообразные женские головные уборы, такие как платки, шали и повойники. Повойники традиционно носили замужние женщины. В коллекции хранятся три украинских повойника. Большинство элементов украинского костюма в коллекции происходят из северной части Луганщины, в частности Слобожанских районов. Значительно меньше экспонатов представлено из южных регионов, таких как Славяносербский район, что объясняется быстрой урбанизацией и сильным влиянием городской культуры на народные традиции. Однако этнографы отмечают, что украинский костюм все же был распространен и в этих районах”, — отмечает Олеся Милованова.
Народная одежда Донетчины: какая она?
В Донецкой области, так же как и в Луганской, нет одного примера для описания традиционного наряда региона. Это также связано с тем, что Донетчина в свое время заселялась переселенцами из разных уголков Украины: северных, центральных, западных. Об этом рассказывает Людмила Савченко, методистка отдела изобразительного искусства и ответственная за материально-культурное наследие в Донецком областном учебно-методическом центре культуры.
Людмила уже более 10 лет занимается изучением темы аутентичных костюмов Донецкой области. В ее личной коллекции есть 7 полных комплектов, которые отражают народную одежду из поселений региона. А это 11 сорочек, 8-9 фартуков, 7 керсеток, 1 шарафан, две юбки с нагрудниками, много бус и других украшений. Часть вещей Людмила получила в наследство, еще часть — найдена во время экспедиций, кое-что было куплено и воссоздано собственноручно, а кое-что приходилось осторожно и кропотливо реставрировать.
“У нас есть переселенцы с Черкасщины, Киевщины, Полтавщины, Черниговщины, Слобожанщины. Поэтому об одном шаблоне одежды мы говорить не можем. Даже если из одного села брать пример, например, Златоустовка Волновахского района. Там переселенцы из разных частей Украины: Черниговщины и Харьковщины. Поэтому у них уже будут отличаться между собой костюмы. Да, они похожи набором, но могли отличаться цветом, окантовками, украшениями и т.д.”, — рассказывает Людмила Савченко.
Наиболее распространенный костюм Донетчины, который можно встретить, переселенцев с Черниговщины, говорит Людмила. Это комплект керсетки с юбкой и обязательно фартук, который защищал наряд во время бытовых дел. Для праздничного наряда выбирали более красивый фартук с богатой вышивкой. Бытовой фартук обычно был из конопляного полотна и с небольшой вышивкой, на праздничном, уже из белой ткани, было больше цветов и богаче вышивка.
Обычно замужние женщины на Донетчине для наряда выбирали темные цвета. Например, темно-коричневый, темно-синий, темно-красный, серый, черный. Незамужние девушки выбирали более яркие оттенки, потому что хотели выделиться в толпе.
“Если делать выводы из переселенцев с Черниговщины, можно говорить, что у нас бытовали не только керсетка и юбка, как комплект традиционного наряда, а и юбка с нагрудником, то есть сарафан. Он был распространен на Черниговщине, и приехал сюда с переселенцами. Женщины мало носили юбок с нагрудниками, обычно это была одежда молодых женщин (те, кто только вышел замуж) и девушек. Узоры на вышиванках были и геометрические, и растительные. Культура красно-черных роз сформировалась уже немножко позже. Их вышивали брокаровской вышивкой”, — делится Людмила.
У переселенцев с Полтавщины в центре на керсетках обычно были вышитые бархатом деревья рода. Юбочки были пышные, широкого кроя.
С 29 августа по 1 сентября этого года Донецкий областной учебно-методический центр культуры организовал проект “Сокровища из сундука времени: Традиционная одежда переселенцев Донетчины 19 в.”. Для него Людмила Савченко сняла ряд видеороликов, в которых показывала комплекты исторической одежды жительниц из разных уголков Донетчины. Проект реализован благодаря поддержке управления культуры Донецкой областной военной администрации.
Например, наряд молодицы из Бахмута состоял из вышитой рубашки из конопляной ткани и украшенных мелкой вышивкой рукавов. Сорочка была выполнена из домотканого полотна. Темная керсетка из сукна, которая носилась поверх сорочки. Она подчеркивала фигуру и была обязательным элементом наряда. Керсетка могла быть украшена пуговицами или декоративной тесьмой.
Юбки обычно выбирали темных цветов, по подолу они были украшены бархатными лентами, которые добавляли яркости и выразительности. Фартук ярких цветов с контрастными рисунками для подчеркивания декоративности наряда. На голову повязывался красный платок. На ноги надевали черные кожаные сапоги на шнурках, а образ дополнялся ожерельем из бисера или колючих кораллов, а еще серебряные серьги-калачики.
Девичья одежда из Покровска характеризовалась сорочкой из хлопчатобумажной ткани, украшенной цветочной и кружевной вышивкой по подолу. Юбка с нагрудником синего цвета, белый фартук, а еще крайка — традиционный тканный пояс, созданный вручную техникой перебора. Дополняли образ кошелек “Ладунка” с вышивкой “древо рода”, который носился под кромкой на поясе. А еще цветочный веночек, украшения и черные кожаные ботинки.
Женскому наряду Донецка 19 века присуща сорочка из конопляного полотна, вышитая цветочным орнаментом и украшенная кружевной вышивкой на предплечье. Керсетка была из жаккардовой ткани, юбка с бархатными лентами по подолу. Фартук также из конопли, украшенный простой цветочной вышивкой. На голову надевали шелковый платок темно-коричневого цвета, а еще украшения и кожаные ботинки на шнурках.
Девичий наряд из Волновахи состоял из хлопчатобумажной сорочки с вышивкой, юбки с нагрудником, украшенными вышивкой по подолу, кромкой, прической “веночек”, а еще украшениями, башмачками и кошельком “ладункой” с вышивкой “Берегиня” для мелких вещей.
Людмила Савченко говорит, что аутентичная одежда Донетчины как ничто другое подтверждает украинскую историю и самобытность здешних жителей:
“Это подтверждает, что здесь жили именно украинцы. Знаете, во время экспедиций мне никогда не попадались русские сарафаны, кокошники или лапти. Переселенцы, которые приезжали сюда, носили если не башмачки, то чарушки — это когда белая ткань наматывалась на ножку (онуча), и сверху одевался кожаный тапок, который затягивался шнурком из свиной кожи. Но плетеных лаптей не было. Аутентичная одежда Донетчины — это полностью украинская национальная одежда”.
***
Осуществлено в рамках проекта при поддержке Посольства США в Украине. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США / Supported by the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government