"На линии огня": как благотворительный фонд "Добра справа" эвакуирует людей с прифронтовых территорий Донетчины
Волонтеры благотворительного фонда “Добра справа” вывозят людей из самых ожесточенных участков фронта с первых месяцев полномасштабного вторжения. Нередко рискуя собственной жизнью, под обстрелами вражеских КАБов и артиллерии, они спасают местных жителей востока Украины вместе с их домашними любимцами. Фонд участвовал в эвакуации почти каждого города и поселка, на который наступали россияне.
Ситуация на Донетчине продолжает ухудшаться: линия фронта увеличивается, а ожесточенные бои не утихают. Местные жители и жительницы все чаще ищут пути, чтобы покинуть опасные районы. Для многих единственный шанс на спасение — волонтерские гуманитарные организации.
Среди них — благотворительный фонд “Добра справа”, который эвакуирует людей еще с марта 2022 года, осуществляя адресные выезды даже в самые горячие точки.
Далее в статье Восточный Вариант расскажет о том, с чего все начиналось, как фонд работает сейчас, и как обратиться за помощью в эвакуации.
“Все началось с коктейлей Молотова и тренингов по тактической медицине на базе СТО”
Соучредительница фонда, руководительница и координаторка по эвакуации на востоке Алина Головко рассказывает, что работа их команды началась на второй день полномасштабного вторжения в городе Днепр. Она создала телеграм-группу, чтобы собрать людей, готовых помогать.
“Я знала, что нам придется увидеть самое худшее, но не могла просто оставаться в стороне. Поэтому пригласила много знакомых и сообщила, что вечером под руководством моего друга будет проходить тренинг по тактической медицине”, — вспоминает Алина.
В тот же вечер волонтеры обустроили свою базу на СТО, переоборудовали обычную газель в транспорт для эвакуаций и начали делать коктейли Молотова.
Сначала все выглядело как стихийная волонтерская инициатива. В первые дни к группе присоединилось около двадцати человек.
“Это было похоже на хаос. Мы учились на ходу: как эвакуировать раненых, как правильно использовать турникеты. Все понимали, что каждая минута на счету”, — говорит Алина.
Команда быстро росла, и уже на пятый день насчитывала около 100 человек, которые без колебаний брались за любые задачи: возили раненых, копали траншеи, обустраивали блокпосты, принимали и распределяли гуманитарную помощь.
Впоследствии к ним присоединилось много других волонтерских организаций из Днепра.
“Я стала координатором с пяти утра до самой ночи”
Алина делится в разговоре с Восточным Вариантом, что эвакуацией команда начала заниматься с середины марта 2022 года.
“Мне просто звонили знакомые из Харькова и спрашивали, как можно выехать. Поэтому я стала посредником между ними и теми, кто мог эвакуировать. Передавала топливо из Днепра в Харьков другими волонтерами, и они уже там внутренне вывозили людей”, — говорит она.
С помощью социальных сетей и поддержки от знакомых, волонтерка смогла организовать регулярные эвакуации. Количество запросов выросло настолько, что ей приходилось спать всего несколько часов в сутки. Телефон не замолкал с самого утра до поздней ночи.
Сначала эвакуация происходила адресно обычными автомобилями. Алина рассказывает, что постоянно искала водителей для того, чтобы расширять направления эвакуации и оказывать помощь людям везде, где это возможно.
“Мы эвакуировали из тех страшных мест, куда многие люди уже не хотели ездить. У меня были такие «камикадзе» ребята. Потом я забрала их в Днепр, мы начали сотрудничать с другими организациями и эвакуировать уже на больших автобусах. Нам помогали все: кто-то информацией, кто-то действиями, а кто-то принимал людей у себя дома. Только благодаря доверию мы смогли достичь всего этого, это были коллективные усилия”, — делится координаторка.
Как фонд работает сейчас?
Сейчас “Добра справа” эвакуирует местных жителей из городов и сел Донецкой и Херсонской областей. Одними из последних направлений на Донетчине были Торецк, Новогродовка, Мирноград и Покровск.
“Из Новогродовки мы каждый день вывозили людей бусами. Потом там полностью отключили связь, и мы делали трафареты, писали, что в то время на том месте, ждем там людей. В Новогродовке, как и в Торецке, централизованной эвакуации не было, хотя город довольно большой, и было немало жителей, которые нуждались в помощи”, — говорит Алина.
По словам руководительницы, эвакуация из прифронтовых городов всегда происходит в сверхсложных условиях. Дороги разрушены, обстрелы продолжаются непрерывно, и каждый километр становится настоящим испытанием. Бус, наполненный людьми, движется с минимальной скоростью.
Сейчас эвакуация приобретает более массовый характер: люди вынуждены покидать свои дома, часто лишь с одним пакетом или сумкой, как это было в первые дни войны. Волонтеры “Добра справа” вывозили людей из Северска, Бахмута, Лисичанска и многих других городов, на которые шло активное наступление.
“Мы принимали участие в эвакуации почти каждого города, на который орки наступали, к сожалению”, — говорит Алина.
Координаторка также отмечает, что решение покинуть родной дом люди обычно принимают поздно и под давлением обстоятельств.
“Когда обстреливают, люди начинают чаще звонить. Есть первая волна эвакуации, когда только начинаются обстрелы. И потом вторая, когда уже почти невозможно никого вывезти и продолжаются бои на окраинах города. Это систематически в каждом городе”, — объясняет Алина, добавляя, что в таких городах, как Торецк, где жители привыкли к прифронтовой жизни еще с 2014 года, часто царит ощущение ложной безопасности, потому что обстрелы стали частью обыденности.
Как происходит процесс эвакуации?
Сейчас есть точечная и адресная эвакуации, и они проводятся поэтапно с акцентом на безопасность и тщательную организацию.
На первом этапе важным является планирование и информирование. Организаторы сообщают об эвакуации через различные каналы коммуникации, такие как группы в Telegram и Viber, любые возможные ресурсы. В случае отсутствия связи в районах, где планируется эвакуация, волонтеры заранее оставляют печатные листовки со всей информацией в местах наибольшего скопления людей.
Затем люди начинают обращаться на горячую линию. Операторы, которые обеспечивают коммуникацию через IP-телефонию, имеют возможность прослушивать сообщения, если человек не дождался ответа или информация была неполной. Это дает возможность выяснить ситуацию и получить точные данные о людях, которые нуждаются в эвакуации.
Далее оценивается безопасность. Определяются возможные места для укрытия, чтобы уменьшить риски во время обстрелов.
Затем происходит сам процесс эвакуации.
Кроме того, “Добра справа” всегда идет навстречу людям, позволяет забрать с собой то, что можно взять на руки без ущерба для других пассажиров внутри и настаивает на том, чтобы жители выезжали со своими домашними любимцами.
“Мы всегда говорим: «Если вы можете это взять на руки и другой человек не пострадает, а тоже эвакуируется — не вопрос, заберем всех». Мы всегда идем навстречу людям. У нас 70% водителей из оккупированных городов: Северодонецк, Лисичанск, Соледар. Они все понимают”, — делится соучредительница.
Как обратиться за помощью для эвакуации?
БФ ВФ “Добра справа”:
📞 (050) 444-10-05;
📞 (066) 348-14-85;
📞 (095) 000-72-61.
Не медлите с эвакуацией с прифронтовых территорий. Ищите возможности для выезда, чтобы спасти себя и своих близких.
***