Правозащитники предлагают регистрировать рождения и смерти на временно оккупированных территориях за один день
Эшли Гилбертсон
Правозащитники предлагают регистрировать рождения и смерти на временно оккупированных территориях за один день.
Об этом сообщает ВВ со ссылкой на Центра прав человека ZMINA.
По данным правозащитников, не более 37% детей, рожденных на временно оккупированных территориях Донбасса, и только 13,5% рожденных в Крыму после 2014 года должны свидетельство о рождении украинского образца.
По словам Алены Луневой, менеджеру по адвокации Центра прав человека ZMINA и одной из авторов законопроекту, отсутствие у детей, родившихся на ВОТ, официальных документов затрудняет для них доступ к государственным услугам, социальной защиты и медицинской помощи.
Даже вопрос выезда с оккупированных территорий с документами, не признает Украину, проблематично. Кроме того, дети, которые родились на оккупированных территориях Донбасса и не получили свидетельства о рождении украинского образца, рискуют не иметь гражданства вообще.
"Такой низкий процент детей, которые получили украинские свидетельства о рождении, являются, в частности, следствием действующей судебной процедуры, ее должны пройти родственники детей, чтобы получить документ, - объясняет Лунева. - Несмотря на то что судебная процедура в делах этой категории считается упрощенной, она все равно вызывает значительные финансовые и временные затраты. В среднем судебная процедура длится от трех до десяти дней, иногда - месяц ".
В то же время административной процедуры, хотя прошло уже два года после принятия соответствующего закона, до сих пор не создано. То есть для того, чтобы получить документы о рождении или смерти, жители оккупированных территорий вынуждены сначала выезжать на свободную территорию, потом обращаться в орган регистрации гражданского состояния, то должен отказать, с отказом заявителю надо пойти к юристу, юрист должен составить заявление в суд, в определенных ситуациях оплатить судебный сбор, затем заявителю стоит подождать, получить решение, чтобы в конце концов вернуться в ЗАГС за свидетельством.
В Министерстве юстиции отсутствие внесудебной процедуры объясняют тем, что норма принятого в 2018 году закона четко не определяет, какие документы следует считать, подтверждающие факт рождения или смерти на ТОТ.
В то же время, добавляют в министерстве, по закону Украины "О государственной регистрации актов гражданского состояния" указанные документы выдают на основании четко определенной формы в учреждениях здравоохранения с определенного перечня.
"Учитывая риски неопределенности документов, подтверждающих факт рождения или смерти, выданных нелегитимными учреждениями, и будущие последствия такой регистрации, органы ЗАГС не проводят государственной регистрации на основании таких документов", - говорится в ответе Министерства на информационный запрос издания ZMINA.
Фактически, замечает Лунева, в Минюсте боятся возможной ответственности для сотрудников ЗАГСов, поскольку они вынуждены принимать решение о регистрации или отказе в регистрации факта рождения или смерти на основании документов, выданных оккупационными властями.
"С начала введения упрощенной судебной процедуры в 2016 году суды приняли более 100 000 решений об установлении фактов рождения или смерти на оккупированных территориях. Это огромная нагрузка на судебную систему, потому что в действительности суды выносят свои решения на основании документов с оккупированных территорий, подают заявители. Собственно, суды подменяют собой работу ЗАГСов. А должны решать только те дела, которые являются сложными и неоднозначными ", - говорит експертка.
В то же время разработан правозащитниками проект закона, говорит Лунева, предусматривает, что заявитель будет обращаться непосредственно в органы ЗАГС на подконтрольной правительству Украины территории, предоставлять документы, выданные на ТОТ, и уже на следующий день получать на основе этого свидетельство государственного образца.
Поэтому внедрение админпроцедуры, по словам експертка, не только поощрит украинцев на оккупированных территориях получать документы, но и уменьшит нагрузку на суды.
Авторы законопроекта отмечается, что внесудебный механизм должен работать и для жителей временно оккупированного Россией полуострова. Для этого придется внести изменения в закон о Крыме - норму, аналогичную той, что уже есть в законе о реинтеграции Донбасса.
Кроме того, в документе предлагается отменить административную ответственность за несвоевременную регистрацию ребенка, рожденного на оккупированных территориях, - пока родители должны сделать это в течение месяца.
Если речь идет о регистрации рождения, предлагается, что к любому органу ЗАГС на контролируемой территории Украины смогут обращаться родители или один из родителей ребенка. В случае регистрации смерти - родственники или их представители. Сам срок для обращения хотят сделать неограниченным.
Для того чтобы зарегистрировать рождение или смерть, нужно будет предъявить паспорт гражданина Украины, загранпаспорт или паспортный документ иностранца (лица без гражданства) и документ, подтверждающий законность пребывания заявителя на территории Украины. Также стоит включить заявление о государственной регистрации рождения или смерти физического лица и документы, подтверждающие факт рождения или смерти физического лица на ТОТ, в частности выданные оккупационной администрацией России, любыми (также и медицинскими) учреждениями, организациями и учреждениями на ТОТ.
Разработчики законопроекта отмечают, что органы ЗАГС должны будут только учитывать сведения, приведенные в прилагаемых заявителем документах, а не признавать их.
Сам по себе документ оккупационной администрации не имеет юридической силы на территории Украины и не может подтверждать факт рождения или смерти, - отмечают авторы законопроекту.
В документе предлагается, что обоснованный отказ в регистрации заявитель так же получать в день подачи заявления.
Основанием для отказа служить то, что документы подала неуполномоченным лицом или к заявлению не приложены документы, подтверждающие факт рождения или смерти на ВОТ. Кроме того, отказать смогут из-за недостаточного для подтверждения объем сведений в документах, приобщенных к заявлению.
Алена Лунева заключает, что создание упрощенной процедуры является необходимым элементом государственной политики, направленной на возвращение людей и территорий:
"Это важно для деоккупации и реинтеграции, так как сейчас существует большой риск, что после возобновления контроля над ныне оккупированными территориями возникнет огромное количество вопросов, связанных с документами".