Рецензия. Герман Садулаев «Шалинский рейд». М., Ad Marginem, 2010
Разумеется, Садулаев – чеченец, и правда в его книге описана чеченская. Военные преступления на чеченских войнах совершали в основном русские, честные «менты» из шариатской безопасности освобождали заложников и боролись с бандитизмом. При этом Садулаев позволяет себе и скепсис по отношению к соотечественникам. Да, были перегибы, привнесенные иностранцами-фанатиками. Да, чеченцы далеко не самый праведный народ. Судя по тому, как «по-сталински» припечатал Садулаева нынешний чеченский лидер Рамзан Кадыров: «Такого писателя у нас нет», даже подобные умеренно критические настроения в чеченском обществе не приветствуются. Так что в этой, азиатской, системе координат Садулаев совершил ПОСТУПОК.
И все же мимо одного из главных сюжетов русско-чеченского противостояния, Садулаев, сам наполовину русский, упорно проходит – а именно темы экспроприации и изгнания из Чечни русского меньшинства. Эта родовая травма дудаевского государства, навсегда бросившая тень на идею независимой Ичкерии, нуждается в адекватном осмыслении, именно со стороны самих чеченцев. И кому бы эту тему поднять, как не Садулаеву, постоянно в своих интервью утверждающему, что достигнутая в результате этнических чисток 90-х годов однонациональность Чечни – препятствие на пути интеллектуального и культурного развития республики. Но на страницах «Шалинского рейда» русские присутствуют в основном в качестве безликой массы «федералов», несущей смерть и разрушение свободолюбивым чеченцам.
Однако, если судьба русских мало занимает автора, то вот Россия и русская культура имеют для него большое значение. Собственно, главный герой романа Тамерлан совершает предательство лидера сопротивления Аслана Масхадова, для того, чтобы чеченцы могли с честью выйти из бесперспективного противостояния с Россией. Постоянно подчеркивается, что со времен Шамиля воевать с русскими «до последнего чеченца» провоцировали иностранные эмиссары. Для Садулаева – идеалом является многонациональная империя, саму чеченскую национальную идею он считает слабой, обреченной на подчинение либо России, либо мировому исламу (чего автор, как человек подчеркнуто светский, не хочет). Однако, возвращаясь к теме безразличия Садулаева к судьбе русских в Чечне, можно отметить, что логика: «Сам ты русский, плохой, а вот дом у тебя хороший» – это логика оккупанта. Поэтому рефлексирующий «восточный человек культуры Пушкина» вызывает гораздо меньше симпатий, чем откровенный моджахед. И финальные сцены, когда герой предает все свои идеалы ради мира на родной земле, катарсиса, откровенно говоря, не вызывают. Тем более, что мы-то знаем, что никакого мира в Чечне как не было, так и нет. Почти как чеченского писателя Германа Садулаева.
Константин Скоркин, сайт «Давление света»
У тимчасово окупованому росією Маріуполі загинули 10 військових рф через передані їм «загадкові» паски, ковбасу… Read More
Російські війська намагаються посилити штурми позицій Сил оборони у Часів Ярі. Так Олег Калашніков, офіцер… Read More
Компанія Rheinmetall планує поставити Україні протягом року сотні тисяч артилерійських снарядів, зокрема прототипи далекобійних. Про… Read More
Протягом доби зафіксовано 103 бойових зіткнення. Загалом, ворог завдав 2 ракетних та 100 авіаційних ударів,… Read More
Співробітники ТЦК, які зупинили на вулиці українця призовного віку, зможуть перевірити його дані в електронному… Read More
Під час пожеж 4 травня у лісах Лиманської громади, дерева залишились неушкодженими. Загалом вигоріло близько 29 гектарів… Read More
This website uses cookies.