Взрывной эксперимент
После взрыва в жилом доме по ул. Шевченко, 4 в Луганске прошло почти 2 месяца, но городские власти не спешат вернуть пострадавших к нормальным условиям жизни. «Восточный вариант» поговорил с несколькими жильцами квартир во взорвавшемся подъезде многоэтажки – с людьми, которые с 11 августа не могут попасть домой.
РАЗДАЛИ «В НАГРУЗКУ»
Первой проблемой после взрыва стало расселение тех, чьи квартиры пострадали или оказались в зоне риска. Первым пристанищем этих людей стали профилактории и общежития местных вузов – фактически, их «раздали в нагрузку». Переселяли по нескольку раз. Например, пришлось «покататься» семьям, жилье которых пострадало меньше всего. Один из жителей квартиры на 2 этаже рассказал, что в первую ночь 19 человек были отправлены в Благотворительный фонд «Милосердие» (ул. Карла Либкнехта, 18), затем их отселили в профилакторий университета им. Шевченко. Но уже в сентябре людям пришлось выезжать, чтобы в связи с началом учебного освободить комнаты профилактория для студентов. Естественно, пострадавшие жалуются на плохие условия, ведь в таких местах можно как-то перекантоваться, а жить месяцами – очень сложно.
«Из всех квартир в подъезде, где произошел взрыв, выселили жильцов, осталась только одна бабушка, у которой никого нет и переезжать ей некуда. Остальные люди были распределены по общежитиям», - рассказывает хозяйка квартиры на 8 этаже во взорвавшемся подъезде дома №4 по ул.Шевченко.
ПО 2 ТЫСЯЧИ «НА СЪЕМ ЖИЛЬЯ»
В первую неделю после произошедшей трагедии на ликвидацию ее последствий из городского бюджета было выделено 350 тысяч гривен, из них 200 тысяч предназначалось для материальной компенсации. Остальные деньги пошли на питание, закупку стройматериалов и погребение погибших. Помимо этого, из областного бюджета выделили дополнительно 129 тысяч также для материальной компенсации пострадавшим. И в течение недели должны были выделить еще 500 тысяч. Такую статистику опубликовал на своей странице Facebook первый вице-губернатор Эдуард Лозовский.
«Первая выплата была сразу же после трагедии. Люди получили от 3 до 5 тысяч, в зависимости от уровня повреждения их имущества. Жителям двух квартир, оказавшихся в центре взрыва, выдали по 20 тысяч. Но компенсацию получили не все, а только жители 32 из 72 квартир. Не так давно, 23 сентября, была и вторая выплата компенсаций от 2 до 10 тысяч, ее выдали всем жильцам. Моя квартира находится на 7 этаже, я получила всего 6 тысяч: 3 в первый раз и, соответственно, 3 во второй», - рассказывает жительница дома, пожелавшая остаться неназванной.
«Наша, 324-я, и 312-я квартиры получили по 20 тысяч гривен как наиболее пострадавшие. Потом моя семья получила еще 5 тысяч и, по-моему, потом еще 3. На этом все выплаты закончились», - рассказала жительница квартиры на 6 этаже Марина Меркулова. Ее семья пострадала больше всех – отец погиб, а дочь оказалась в больнице с тяжелыми травмами. Ребенка выписали спустя месяц после взрыва.
А вот семья, проживающая в квартире на 8 этаже, получила единоразовую выплату в размере 2 тысяч на, так называемый, съем жилья. Для луганчан не секрет, что жить в съемной квартире за такие деньги можно не больше уже прошедших полутора месяцев. А дальше приходится деньги искать самостоятельно.
Приблизительные подсчеты таковы: если в первый раз людям в среднем выплатили по 4 тысячи, то выходит было потрачено 128 тысяч. А если во второй раз средняя сумма составила 6 тысяч, то всего получается 432 тысячи. Выходит, что на материальные компенсации потрачено около 560 тысяч из 829 выделенных из местных бюджетов. В остатке - 269 тысяч, которые «остаются в резерве на случай, если ремонтные работы затянутся, и нужно будет выплачивать еще деньги на съем жилья», - рассказала участница специально созданной инициативной группы жильцов пострадавшего дома.
РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ ЗАТЯГИВАЮТСЯ, СРОКИ ОТОДВИГАЮТСЯ
В ходе рабочего визита в Луганск премьер-министр Николай Азаров обещал, что ремонтные работы в доме закончатся до наступления отопительного сезона, и люди наконец-то смогут вернуться в свои квартиры. Но, как только Николай Янович отбыл восвояси, местные власти сразу же «отморозились». Городской голова Сергей Кравченко не стал устанавливать точные сроки окончания ремонтных работ, как это сделал премьер-министр. Теперь-то спрос невелик…
«Пока рано говорить о точных сроках. Строители работают в сложных условиях. Возникают проблемы, которых не было видно сразу после взрыва. Это касается как стен, перегородок, так и перекрытий, - пояснил Кравченко. – При проведении работ по усилению здания будут выдерживаться все сроки, которые необходимы строительным материалам, чтобы дом был прочным и надежным. Нам необходимо обеспечить жесткость несущих внешних стен. Это займет время. Так, например, только бетон застывает 28 дней. Вы должны набраться терпения, чтобы ваши квартиры были безопасными».
19 сентября на брифинге первый заместитель Луганского городского головы Манолис Пилавов заявил, что жители 29 квартир (по левому крылу подъезда) смогут вернуться в свой дом к началу отопительного сезона.
«Я не понимаю, как мы можем вернуться в свои квартиры, если в подъезде на седьмом этаже просто нет стены, а ремонтные работы еще даже не на заключительной стадии…», - делится с «ВВ» своими переживаниями жительница квартиры на 8 этаже.
Марина Меркулова рассказала, как 27 сентября по левому крылу поврежденного взрывом подъезда тестировали внутридомовые коммуникации. Трубы проверку не прошли – прорвало. Теперь их будут полностью менять. «Сейчас уже говорят, что ремонтные работы по левому крылу закончатся к Новому году, но как будет на самом деле – неизвестно. А когда мы вернемся в свои квартиры я даже не могу предположить!», - говорит Марина.
«У строителей до сих пор на руках нет проекта аварийно-восстановительных работ. Сейчас только проводятся работы по усилению блока четырехкомнатных квартир. В интернете появилась информация, мол, в некоторые квартиры уже подведены коммуникации. В действительности же все совершенно не так. Сейчас только-только начинают над этим работать», - говорит жительница квартиры на 7 этаже, которая каждый день интересуется продвижением строительства.
«Строители работают по 3 человека в день, и особого энтузиазма у них не наблюдается. По выходным там вообще никого нет, хотя, на мой взгляд, в условиях такой чрезвычайной ситуации работы должны идти непрерывно. Однако, и ребят тоже можно понять, кто захочет работать за «спасибо»? Сейчас все упирается в деньги!», - делится своими переживаниями жительница квартиры с 8 этажа.
17,7 млн грн Кабмин выделил Луганской облгосадминистрации только 27 сентбря – спустя полтора месяца после взрыва. Естественно, что ремонтные работы не смогут завершить к началу отопительного сезона. Отчитаться по использованию денег местные власти должны до нового года, однако это тоже, как говорится, дата не окончательная.
Не спешат в Луганске и с расследованием причин взрыва. Рабочая версия, озвученная еще 11 сентября, про взрыв бытового газа, до сих пор остается основной. После проверок в доме выявили 10 незаконно установленных систем газового оборудования – в высотке газа быть изначально быть не должно было, однако дом газифицировали «в качестве эксперимента».
Для Луганского региона такие конфигурации – уже, похоже, традиция. 14 декабря 2012 года в Стаханове в квартире на третьем этаже пятиэтажного жилого дома по ул. Макерова произошел взрыв. В результате взрыва пострадали пять человек, из них двое детей. Причиной утечка бытового газа, но официальные результаты расследования до сих пор не обнародованы. Так что жителям квартир поврежденного подъезда в доме №4 по ул. Шевченко остается пожелать только терпения – власти профессионально будут кормить их обещаниями еще не один месяц.