Луганская археология в заложниках у коммерсантов
Приходя очередной раз с ребенком в краеведческий музей, мы внимательно слушаем экскурсовода, рассматриваем экспонаты – реликвии, остатки исчезнувших цивилизаций, Мы гордимся своим прошлым и удивляемся разнообразию раритетов. Наша земля хранит много разных тайн, раскрывать которые предстоит еще многим поколениям археологов. Вот только сохранять древности ученым в последнее время удается все сложнее и сложнее.
НИКОМУ НЕ НУЖНЫЕ ДРЕВНОСТИ
Законодательная база в нашей стране, как всем известно, довольно противоречива вообще, а в отношении охраны археологических объектов - в особенности. Так, задачи власти по защите памятников задекларированы в Конституции и множестве профильных законов. Везде во главу угла, как в медицине, ставится принцип «не навреди». В первую очередь предписана охрана исторических объектов, раскопки же приравниваются к разрушению памятников и допускаются только в исключительных случаях, если другого выхода уже нет. Однако при насущной необходимости, например, на месте будущих строек или земельных отводов, ученые исследуют поселения или могильники, а затем дают разрешение на проведение строительных работ. Подобная практика цивилизованная, она предусмотрена также европейскими актами, к которым присоединилась Украина. Так делают во всем мире – перед строителями площадку посещают представители органов охраны культурного наследия и делают вывод об отсутствии древностей.
К сожалению, в реальной жизни не все происходит так гладко, как выписано в законодательстве. В июне 2011 года вступил в силу закон «О регулировании градостроительной деятельности», который отменяет проведение археологических экспертиз перед земельными и строительными работами. Ситуация резко ухудшилась. Как результат - без всяких охранных договоров в частные руки продают целые старинные кварталы в Киеве, перестраивают под рестораны и гостиницы средневековые замки.
Яркие луганские примеры дают повод задуматься о будущем наших исторических древностей вообще.
ГОРОДКИ КОТТЕДЖНЫЕ ИЛИ МОГИЛЬНЫЕ?
Скандалы по поводу возведения в областном центре построек в буквальном смысле «на костях», в пределах древних могильников и поселений, не утихают уже как минимум лет пять. В прессе упоминали стройки на улице Марленовской, в районе Острой Могилы, Мемориала «Не забудем, не простим!», кладбища - сквера Памяти в самом центре Луганска.
Кроме того, город расширяет свои границы, свободные пространства вдалеке от задымленных центральных улиц обретают реальную цену в у.е. и передаются в пользование отнюдь не самой бедной прослойке луганчан. Зачастую их хозяева не считают нужным соблюдать все формальности при отведении земли. В числе наиболее часто игнорируемых норм – проведение согласование с органами культурного наследия.
В самом городе Луганске вопросами согласования земельных отводов занимается отдел по вопросам охраны культурного наследия. Работа его большей частью формальная, никакого взаимодействия с областным органом охраны наследия не происходит, даже такое важное мероприятие, как инвентаризация археологических объектов на территории города было его руководством проигнорировано. Создается впечатление, что город свои древности охранять вообще отказывается.
Недавние изменения в законах, отмена обязательных археологических экспертиз, конечно, сильно усложнила работу археологов. Но ведь нормы законодательства по сохранению культурного наследия никто не отменял, все древности подлежат государственной защите, как и раньше.
По всей Украине есть проблемы с застройщиками, но Луганщина и в этом вопросе сумела отличиться. В августе 2011 года неподалеку от ЛНАУ был разрушен курганный могильник эпохи бронзы, датированный четверым тысячелетием до нашей эры. Как показали результаты журналистского расследования, виновником разрушения оказался… персонально представитель Института археологии Национальной Академии Наук в Луганской области.
КАК АКАДЕМИК КУРГАН РАЗРУШИЛ
Законом предусмотрено, что вопросами проведения археологических экспертиз должны заниматься ученые – Академия Наук Украины, а именно Институт археологии и его сотрудники. Акты таких экспертиз, до недавнего времени, должны были получать все без исключения желающие произвести земельный отвод. Такая работа требует высокой квалификации исследователя и стоит немалых денег, от 2 тысяч за несколько соток под коттедж, до 500 тысяч гривен за полное исследование высокого кургана. Но ни Академия, ни Институт не могут по своим уставам получать прибыль. И вот, с целью эти самые немалые деньги получить и распределить руководство Института археологии создает целую сеть дочерних структур в каждой области. Было такое предприятие создано и на Луганщине – в г. Алчевске.
Интересно, что само предприятие с длинным названием ДП «Центрально-Донецкая экспедиция» ГП «НИЦ «Охранная археологическая служба Украины» зарегистрировано на домашний адрес его директора – Ю.М. Бровендера. На том же адресе числится и частное предприятие с похожим названием «Центрально-донецкая археологическая экспедиция», а еще на одном домашнем адресе этого же археолога – Луганское отделение «Спилки археологов Украины». Кроме того, в Луганской области приказами Института археологии были созданы целых три его филиала. Можно только предполагать, кого хотели запутать организаторы этой странной сети квази-научных организаций, больше похожих на прикрытие коммерческого проекта, цель которого не охрана истории, а получение денег с застройщиков.
Бурная деятельность Ю.М. Бровендера в составе указанных организаций демонстрирует нам странный результат: за 5 лет работы «Охранная служба …» не поставила в области на государственный учет ни одного древнего поселения или могильника, не способствовала охране вообще ни одного памятника истории. Единственной целью его работы были платные экспертизы, а это сотни выездов, подписанных актов и платежек. Результатом такой коммерциализации науки стали события, связанные с разрушенным курганом у ЛНАУ, которые дискредитировали и поставили под сомнение деятельность луганских археологов вообще.
Весной 2008 года указанное «академическое» ДП получило заказ на проведение археологической экспертизы неподалеку от аграрного университета. Почему-то в срочном порядке был организован незапланированный выезд на место, экспертиза проведена без использования картографического и архивного материала, как результат, древностей не нашли, землю отвести разрешили.
Осенью 2010 года во время спасательных раскопок на ул. Марленовской, неподалеку от отведенного участка, на нем зафиксировали наличие курганного могильника, информировали госорган и поставили объект на учет. А уже весной сам Ю.М. Бровендер составил акт о наличии кургана на площади коттеджного городка. О том, что сам же подписал акт с противоположной позицией он видимо попросту … забыл! Делом занималась Лутугинская районная прокуратура. В ходе следствия появились и два противоречащих друг другу акта, и договор, по которому от заказчика на проведение исследования перечислялось 2500 грн. Из них реально археологу краеведческого музея, который выезжал на место было заплачено всего 160 грн.
Хуже всего, что хозяин участка, имея на руках разрешение, начал стройку и полностью разрушил верхнюю часть кургана. Ситуацию спасло только вмешательство облгосадминистрации, общественников и незамедлительная реакция Института археологии – спасать памятник было поручено непосредственному виновнику разрушения, Ю.М. Бровендеру.
К сожалению, этому же сомнительному ДП было доверено и проведение работ по инвентаризации памятников археологии на территории Лутугинского района, где в недалеком будущем будет построен широко распиаренный в СМИ «Агрогород». О нем еще одна археологическая история.
"АГРОГОРОД" - БУДЕТ
Один из крупнейших инвестиционных проектов последнего времени, на реализацию которого, по словам заместителя губернатора Э.М.Лозовского, планируется привлечь более 200 млн. евро, будет занимать громадные площади свободной земли по всей Луганской области.
В структуру проекта «Агрогород» входит серия крупнооптовых овощных баз, которую планируется построить неподалеку от села Георгиевка.
К сожалению, проведенная все той же «академической» структурой инвентаризация памятников археологии в Лутугинском районе не дала возможности выявить какие-либо объекты на площади будущего «Агрогорода». И заказчики строительства, и земельщики очень сильно удивились, когда обнаружили, что на территории отвода, площадью больше 125 гектар находится нетронутый могильник в составе 12 отдельных насыпей. Самый большой курган, высотой около 4 метров, видно даже с соседней меловой горы. Как можно было пропустить могильник в процессе инвентаризации – для археологов загадка.
Именно отсутствие картографического материала дает сейчас формальный повод землеустроительной фирме «ЛАН» утверждать, что на этих землях нет объектов культурного наследия, хотя даже неспециалисту могилы видны невооруженным глазом. Конечно, проект «Агрогорода» будет проходить еще множество разных экспертиз и проверок. И есть надежда, что благодаря контролю со стороны государства, в том числе лично губернатора области, уникальный могильник не будет разрушен.
Луганщина стремится быть интересной для европейских инвесторов, а у них как раз ценится комплексный, профессиональный подход к развитию привлекательных для инвестирования территорий, и отношение к своим историческим корням его неизменная составляющая.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.