Должик: большие беды маленькой реки
В ближайшее время Луганская область может не досчитаться на своей карте одной реки. Должик, впадающий в Миус, постепенно превращается в хранилище угольных отходов, а дворы местных жителей – в новые шламонакомители.
РАЗБАВИМ РЕКУ УГОЛЬНЫМИ МАССАМИ!
«Видели бы вы, каких сомов здесь когда-то можно было поймать, - говорил, указывая на мутные потоки Должика, Дмитрий Ольшанский. - В одной руке не удержишь. Клевало просто сказочно. Но, после того, как реку в мусорник превратили, вся рыба ушла».
К тому же, рассказывает наш собеседник, месяца два назад в Должик начали сбрасывать угольные отходы. После этого рыба точно не вернется.
«Стараются сбрасывать к вечеру, или когда темнеет. В сумерках, чтобы меньше, наверное, видно было», - продолжает мужчина.
Последний раз Должник «обогащали» угольными отходами в начале июня 2011 года. По данным областной экоинспекции, двое жителей г. Красный Луч вскрыли бывший шламонакопитель - рукотворное озеро, куда сливали шахтные воды, смешанные с угольной пылью, или шламом. Именно на это, стараясь заработать, и охотятся местные энтузиасты. Потому как угольная пыль, или шлам, является концентрированным видом топлива и стоит около 180 гривен за тонну.
«Они вскрыли верхний слой плодородного грунта, добрались до шламов, подогнали экскаватор, автомашину и грузили эти шламы на автомашину», - пояснял нам уже в Луганске заместитель начальника Государственной экологической инспекции в Луганской области Анатолий Максименко. По его словам, стараниями подпольных шламокопателей была прорвана дамба. После чего вода вместе с угольной пылью текла по балке, попала в реку Должик а оттуда уже - в реку Миус.
Кстати, как контрастирует мутная жидкость из Должика с миусской водой очень хорошо видно в месте, где две реки сливаются. Дальше эта почерневшая вода течет в сторону Российской Федерации, в Миусский лиман. Удивительно, что соседи до сих пор не выдвинули к украинской стороне претензий.
ПОСТРАДАВШИЕ ОГОРОДЫ
Но июньским выбросом проблемы Должика не ограничиваются. Русло реки давно уже пора было прочистить и углубить. Но только взяться за это некому. «Мэр в предвыборную кампанию обещал, - жалуются жители г. Миусинск (входит в состав Красного Луча), - но, видно давно уже забыл о своем обещании».
«А идемте ко мне!» - предлагает мужчина лет пятидесяти. - Покажу, как мне огород регулярно заливает». По дороге гостеприимный хозяин представился Петром Трофимовичем и рассказал, что несколько десятилетий назад очень радовался, когда селился возле реки: с поливом никаких проблем быть не должно. Теперь радость куда-то улетучилась, а ей взамен пришло разочарование. Особенно оно одолевает весной, во время половодья, когда вода из Должика заливает огород.
«Вот здесь вода была, - мужчина проходит в конец огорода, - и стояла аж до мая!»
Судя по большому количеству брошенных домов, которые стоят в зоне разлива реки Должик, недовольных весенними капризами реки очень много.
Более того, во время весеннего паводка дети с прилегающих к реке районов по несколько дней не посещают школу – не могут добраться к месту учёбы.
ШЛАМОВЫЕ РЕКИ, РАЗМЫТЫЕ БЕРЕГА
Въезжаем в Красный Луч, в район шахты «Краснолучской». Тут, мимо улицы Нахимова, течет ручей, который можно было бы считать притоком Должика. Это – шахтный водоотлив. Время от времени этот водоток «пополняют» все теми же угольными массами.
«Я посадила 6 ведер картошки, как видите, вон черная на той стороне», - смахивала слезу пенсионерка Зинаида Недодаева. - Кукуруза у меня здесь была, буряк был. Вон чеснок пропадает, лук, тыква – вся огородина».
Стихийное бедствие происходит на огороде одинокой пенсионерки третий год подряд. Проблема в том, что жилище женщины стоит приблизительно в 100 метрах от шахтной канавы. Поэтому во время разливов огород Зинаиды Владимировны заливает одним из первых. Так случилось и несколько недель назад, на Троицу. «Большой ливень был, - вспоминает пенсионерка, - а так как ручей очень низкий и узкий, воде деваться некуда было. И она пошла через верх, размыла берег совершенно».
Угольными массами заливает сады и дома и других жителей. В момент нашего приезда хирург Валентина Шишковская, вооружившись лопатой, углубляла канаву, вырытую для отвода воды из шахтного водоотвода. Говорит, что на некоторое время это помогает. Но ненадолго.
«Вчера прочистила, вот уже свежее набежало, - женщина рыхлит лопатой черную массу. - Вот так и живем: вода доходит до хозяйственных построек, туалеты затоплены, начинает подвалы топить».
ПО ЧЕРНЫМ СЛЕДАМ
Тогда, после ливня на Троицу, жители улицы Нахимова в Красном Луче провели свое расследование: пошли по черным следам и они привели их к воротам бывшей нефтебазы. Здесь, как говорят местные, «какие-то частники» устроили угольную площадку. «Нас тогда целый коллектив с ул.Нахимова пошел, - стоя у ворот бывшей нефтебазы, говорил житель улицы Владимир Скобелин. - Шли по следу, откуда появилась шламовая масса. И пришли к частному предприятию, как я потом узнал, «Аделаида». Именно из-под ворот, отсюда, шла масса ила с водой и дальше в балке подхватывалось это ручьем шахтной воды». Угольные следы, ведущие из-под ворот к ближайшей канаве были прекрасно видны и в день нашего приезда. А за оградой – много тонн угля. Не сложно догадаться: угольную пыль из-под ворот вымыл ливень. Дальше поток попал в шахтную канаву, а оттуда уже разлилась грязная вода по всей улице Нахимова.
Очень хотелось поделиться своей догадкой с представителями администрации предприятия, арендующего территорию нефтебазы. Но, дорогу нам преградил улыбчивый охранник.
«Никого нет», - сказал молодой человек.
«Совершенно никого?» - уточняем мы.
В этот момент заговорила рация, находящаяся в руках у стража.
«Никого нету, никого не пускай, закрой ворота и пи..ец», - изрекло средство связи.
«Такое распоряжение», - улыбаясь, развел руками охранник.
Прошло совсем немного времени и к воротам бывшей нефтебазы подъехал внедорожник, из которого вышли три коротко стриженных молодых человека спортивного телосложения. Они не представились, но попыткой отобрать записывающую аппаратуру дали понять, что имеют непосредственное отношение к этому загадочному предприятию. «Новые знакомые» очень старались убедить нас в том, что предприятие давно не работает, и уголь, лежащий за оградой, им вообще не принадлежит. Так ли это, сейчас разбираются Краснолучская прокуратура и областная экологическая инспекция. Их представители были с нами у ворот бывшей нефтебазы.
«Мы сейчас проводим проверку, выясняем ситуацию с проектной документацией этого предприятия. Мы все понимаем, что в данной ситуации должны быть проведены определенные мероприятия, которые не допускали бы загрязнения земель: дренажная система должна быть, другие мероприятия, ограждения и так далее - вот эти вопросы сейчас изучаются», - говорил тот же заместитель начальника Государственной экологической инспекции в Луганской области Анатолий Максименко. По его словам, ущерб, причиненный жителям улицы Нахимова в Красном Луче, исчисляется десятками тысяч гривен. Можно ли подсчитать ущерб, причиненный рекам Должику и Миусу, а ведь всю эту черную массу несет в эти реки, чиновник не сказал.
«Если бы шахта «Краснолучская» занималась прочисткой и углублением своей канавы, то такого разлива, как на Троицу, точно не случилось бы», говорят местные жители. Руководители угольного, госпредприятия «Донбассантрацит», в состав которого входит и шахта «Краснолучская», с этим соглашаются и обещают как можно скорее все исправить. К исправительному процессу собираются привлечь и арендаторов бывшей нефтебазы: может техникой помогут или еще чем-то. «Вопрос решается, уже был составлен акт. Его подписали представители горисполкома, экоинспекции, руководство шахты и представители ЧП «Аделаида» которые, в принципе, мы считаем, и являются виновниками засорения приусадебных участков», - доносила до нас позицию своего руководства главный специалист по охране окружающей среды ГП «Донбассантрацит» Галина Кучеринова. - Думаю, что разговор как раз будет идти о том, чтобы была техника, потому что руками шахтеров русло не углубишь и не прочистишь так, как положено».
Между тем, вопреки заверениям эколога, руководители шахты все-таки пытались прочистить канаву и углубить русло «руками шахтеров», точнее -студентов одного из местных ПТУ. На улице Нахимова уже слагают легенды о трех отважных юношах, которых сразу после ливня присылали бороться с заторами в ручье.