» » КАК НЕ СДЕЛАТЬ СИРОТУ БОМЖЕМ

КАК НЕ СДЕЛАТЬ СИРОТУ БОМЖЕМ

Статьи 31-05-2010, 18:25
3 020

 

26 мая в Луганске состоялось заседание «круглого стола» «Стратегии решения проблемы обеспечения жильем социальных сирот, выпускников учреждений Луганска и Луганской области». В нем приняли участие правозащитники и чиновники органов власти, отвечающие за защиту прав детей. Организатор круглого стола – Правозащитный центр «Поступ» -  входит в коалицию правозащитных организаций «Детская правозащитная сеть Донбасса», занимающуюся проблемами социальных сирот.

 

Перед властями проблема обеспечения социальных сирот жильем может возникать в нескольких вариантах – как сохранить жилье неблагополучных родителей, которые лишены родительских прав (или умерших) и потом передать его детям после достижения ими совершеннолетия и выделение жилья за счет местного бюджета сиротам, которые его ранее не имели.

 

К сожалению, эти проблемы связаны или серьезными пробелами в законодательстве, или имеют непосильно высокую «цену» для имеющихся бюджетных возможностей. Поэтому решаются они «со скрипом» и требуют постоянного внимания общественности и давления правозащитных организаций на власть, ведь большинство сирот практически неспособны самостоятельно отстоять свои права.

 

Заместитель главы Правозащитного центра «Поступ» Светлана Тарабанова рассказала, что сейчас центр собирает информацию о различных вариантах решения проблемы обеспечения жильем, в частности ситуации с многочисленными общежитиями в г. Луганске. Также в фокусе внимания – махинации с жильем сирот, которые находятся на попечении государства.

 

Сироты, выйдя из детских домов или специального училища, не подготовлены к самостоятельной жизни чисто психологически. По словам председателя правления Благотворительного Фонда «Подросток» Владимира Гончарова, есть факт, что первые выделенные средства сирота потратил на покупку дорогого мобильного телефона и выпивку. В общежитиях сирот опасаются, потому они не приучены к тому, чтобы платить за какие-либо услуги, в том числе – жилищно-коммунальные. По мнению Гончарова, даже в общежития сирот стоило бы селить отдельно и закреплять за ними специалистов, которые помогали бы следить за порядком, контролировали бы оплату услуг.

 

Впрочем, Светлана Тарабанова полагает, что обобщать тут не стоит - сейчас «Поступ» помогает 8 работающим сиротам, которым необходимо жилье, и она уверена, что эти дети способны и поддерживать порядок, и оплачивать жилищно-коммунальные услуги, если им выдадут комнату или квартиру.

 

В качестве положительного примера можно привести  жилье, выданное сироте Ольховским сельсоветом Станично-Луганского района. Есть аналогичный факт и в Луганске – семье из двух совершеннолетних сирот с ребенком выдали однокомнатную квартиру на кв. Щербакова без снятия с жилищной очереди. Теоретически это позволит получить жилье соответствующей площади в будущем, если государство развернет жилищное строительство.

 

Отдельное внимание Владимир Гончаров уделил проблеме махинации с жильем сирот. В частности, официально зафиксирован случай незаконного отчуждения квартиры в доме по ул. Советская, 7. Она осталась 3 детям-сиротам, и по достижению ими совершеннолетия исполком горсовета выделил 57 тыс. грн. на ремонт. Однако, когда сироты пошли в БТИ оформлять документы, выяснилось, что квартира переведена в нежилой статус (под офис) и уже принадлежит другому человеку. Проведенное Службой безопасности Украины расследование позволило установить, что дети стали жертвой аферы с недвижимостью: по иску некоего гражданина суд признал за ним право пользования жилым помещением. А по закону, если он смог прописаться в неприватизированной квартире, то ее можно в дальнейшем приватизировать  - но уже без детей-сирот. Они ведь во время учебы были прописаны в интернате.

 

Богдан Бондаренко, юрист Восточноукраинского центра общественных инициатив, рассказал детально об аферах с недвижимостью, лишающих сирот жилья. В 2003 году он работал в коммунальном предприятии «Жилсервис», отвечавшего за многоквартирные дома Артемовского района г. Луганска. Кроме основной работы по договорам и взысканию задолженности за оказанные услуги по содержанию домов и придомовой территории, юристы этого предприятия также занимались ведением судебных дел о признании граждан утратившими права пользования жилым помещением. То есть содействовали возврату брошенных квартир для их дальнейшего выделения согласно жилищной очереди. Параллельно ему пришлось столкнуться с исками граждан, требовавших признать за ними право пользования этими брошенными квартирами. Это делалось, по-видимому, для того, чтобы потом приватизировать такие квартиры.

 

  - Своевременность постановки на учет такого жилья и проведение работы для выделения его  другим нуждающимся требует усилий работников коммунальных предприятий, в частности паспортистов и начальников домоуправлений. Однако оплата труда у таких граждан невысокая: 1000 – 2000 грн. Рыночная стоимость квартир  - свыше $20 тыс. -  вкупе с отсутствием эффективной системы обмена информации между различными органами власти и учреждениями, а также низкой оплатой труда, порождает высокие коррупционные риски. В результате по-тихому проводятся суды и за посторонними признается безо всяких законных оснований право пользования жилым помещением. Квартира приватизируется и продается, - рассказал Бондаренко.

 

По мнению правозащитника, если бы власть хотела решить проблему жилья для сирот в условиях недостатка бюджетных средств, она бы всерьез занялась этим вопросом.

 

 - Почему бы не открыть «горячую» телефонную линию, на которую можно было бы принимать звонки от граждан по поводу квартир? Разъяснив гражданам механизмы афер с бесхозными квартирами, можно было бы получать от них информацию для дальнейшей проверки. К примеру, если в вашем подъезде есть квартира, в которой никто не живет, или ваш сосед умер и хоронили его за счет соседей – сообщите по телефону «горячей линии», власти обязаны будут ее проверить, и захватить ее мошенникам будет уже намного сложнее.

 

Отдельный вопрос – распределение имеющегося жилья. В Луганске находятся квартиры для некоторых судей, а также высокопоставленных сотрудников прокуратуры, милиции и СБУ. Но закон ведь не только судьям гарантирует жилье – он же и сиротам предписывает его выделять.

 

 Нет прозрачности и в вопросе жилой очереди. Даже в Управлении Министерства внутренних дел в Луганской области на входе в управление финансовых ресурсов висит список сотрудников, стоящих на очереди на жилье. А почему нет такого списка по городу Луганску? Списки очередников в районах стали исчезать. Ни о каком размещении этой информации на сайте Луганского горсовета даже речи не идет, хотя никакой «конфиденциальности» в этом вопросе быть не может: ст. 22 Жилищного кодекса предусматривает гласность и общественный контроль за учетом граждан, нуждающихся в жилье, а также распределением квартир в государственном жилищном фонде.

 

Нерешенность вопроса жилья создает сиротам значительные жизненные проблемы – так, по словам Светланы Черенковой из Артемовского центра социальных служб, ни одно учебное учреждение не примет ребенка-сироту без гарантийного письма о разрешении жилищной проблемы по окончанию учебы. Нет механизма обеспечения прав ребенка на жилье, имеющееся у родителей - после лишения родительских прав родители часто теряют недвижимость еще до того, как их ребенок достигает совершеннолетия. Не защищает в этом случае ребенка и Семейный кодекс Украины -  хотя он и предусматривает норму о возможности замены алиментов дарственной на недвижимость в пользу ребенка. Однако эту норму невозможно применить в неблагополучных семьях.

 

Следующая важная проблема, по мнению Светланы Черенковой, – утрата регистрации места проживания (прописки) ребенком во время учебы. Так, постановка в очередь на жилье возможна лишь при регистрации в том городе, где планируется выделить жилье. По некоторым данным, заложниками этого законодательного недочета стали уже 500 детей-сирот в Луганске и в будущем у них возникнут юридические сложности с получением жилья. Как вариант решения этой проблемы – изменение законодательства, дабы во время учебы за ребенком сохранялась регистрация в его населенном пункте.

 

 - Не решена проблема поддержки ребенка по достижению 18 лет – патронат передается центрам социальных служб, которые фактически не имеют никаких полномочий и в основном могут лишь содействовать, предоставляя информацию. Не мешало бы в отношении совершеннолетних сирот или предусмотреть социальным службам такие же полномочия как службам по делам детей, или продлить возраст, до которого ими занимается служба по делам детей. В конце концов, предусмотрена же Семейным кодексом Украины такая категория детей, как обучающиеся с 18 до 23 лет, защищая их имущественные и алиментные права. Почему же в отношении сирот не предусмотрен механизм аналогичной защиты посредством специальных государственных органов? - сказала Черенкова.


Все озвученные правозащитниками проблемы детей-сирот были изложены в письме на имя луганского городского головы Сергея Кравченко.

 

Лилия Бондаренко, для "ВВ",
comments powered by Disqus
Материалы по теме: