"Мяч в битве с РФ — на стороне Украины": Мария Золкина о ситуации на Донбассе
Политический аналитик Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» — о важном для востока Украины
Сегодня в мире происходят события, которые так или иначе влияют на наше государство, и конфликт на Донбассе в частности.
«ВВ» пообщался с политологиней Марией Золкиной и узнал, какой сценарий развития событий можно ожидать в ближайшее время
Германия заменила США в качестве основного адвоката Украины
В течение последнего года Соединенные Штаты Америки отошли от прямого диалога с Россией в вопросах Донбасса. Общение формата «Сурков-Волкер» или чего-то подобного не видно уже около года, рассказывает Мария Золкина.
Такая ситуация может продолжаться до результатов президентских выборов в США.
«Это, безусловно, влияет на определенную расстановку сил, потому что Россия всегда предпочитала говорить о судьбе Украины с игроками, сильнее Украины. Поэтому все месседжи РФ были направлены или нашим партнерам в ЕС, или непосредственно США. И когда нет в этом процессе Соединенных Штатов, появляется такое переговорное болото с кучей ловушек», — объясняет политологиня.
Германия в течение 3-4-х месяцев вернула себе роль ключевого арбитра, ориентированного как раз на сохранение устойчивого мира
«Германия во главе с Меркель вновь набирает обороты в переговорном процессе. Она снова противостоит России. Этот баланс был нарушен в прошлом году Зеленским, который единолично хотел достичь каких-то положительных результатов, но впоследствии стало понятно, что без поддержки сильных игроков этого сделать невозможно.
Это влияет, конечно на переговорный процесс. Потому что позиция Германии уравновешивает даже позицию украинского офиса президента. Особенно очень четко заметно весной этого года, когда немцы никакой инициативы по этому консультативному совету не имели. И наконец эта идея перестала быть каким-то прорывом в переговорах между Украиной и Россией», — говорит Мария.
Так должно быть пока Меркель остается председателем Германии. В лучшем для нас варианте, новый лидер будет немного меньше внимания уделять Украине. Немного хуже для нас будет, если следующий канцлер решит поиграть в миротворца, считает политологиня.
«Так было с президентом Франции Макроном. Он инициировал личную встречу Путина и Зеленского, всячески проталкивал идею мира на Донбассе. В результате это не привело ни к чему хорошему, и Макрон сейчас не очень активен в украинском вопросе. Однако, бояться, что новая власть в Германии полностью изменит курс в отношении Украины не стоит. Внешняя политика немцев очень негибкая, поэтому они будут сохранять свои позиции в переговорном процессе», — убеждена Золкина.
Конфликт в Карабахе не повлияет на ситуацию на Донбассе
Еще одним важным событием на мировой арене, безусловно, стала эскалация конфликта в Нагорном Карабахе. Однако, уверена Мария Золкина, это никоим образом не повлияет на ситуацию на востоке нашей страны.
«Российская Федерация пока не демонстрирует заинтересованности активно включиться в тот конфликт. В последние годы Россия вообще “раскладывала яйца по разным ящичкам”. Она и с Азербайджаном поддерживала отношения, в том числе продавала оружие, а так же с Арменией, которую экономически и политически отвлекала от Евросоюза. Но сейчас рассчитывать, например, на то, что внимание Кремля будет в большей степени приковано к вопросу Нагорного Карабаха, я бы не стала. Я думаю, сегодня Кремлю эта эскалация вообще не выгодна. Они, наоборот, заинтересованы в том, чтобы ее не было. Армению, которая ближе в этом треугольнике к России, в большей степени устраивал статус-кво. Поэтому фактически Россия и не хочет активно включаться», — отмечает политологиня.
То есть фактически конфликт на Донбассе так и останется приоритетным, а в Карабах Россия не будет активно включаться, чтобы не привлекать излишнее внимание международного сообщества.
Также, по словам Золкиной, еще один конфликт в Восточной Европе не повлияет на работу международных гуманитарных миссий, работающих на Донбассе.
«Позиция международных организаций очень заскорузлая и негибкая. То есть бюджеты, средства, программы разрабатываются на несколько лет вперед. И это является проблемой для подобных историй, на самом деле. Получается так, что гуманитарная и иная помощь во времени отстает от стадии конфликта. Например, на Донбассе гуманитарная поддержка местного населения в 2018-м году была такой, какой она нужна была в 2014 или 2015 годах, когда были активные боевые действия», — объясняет Мария.
Однако, деньги на помощь Украине уже выделены, и возникновения еще одного вооруженного конфликта никак не повлияет на объем этой помощи.
"В любом случае надо укреплять границу с Беларусью"
Весь мир уже несколько месяцев наблюдает за событиями в Беларуси. Протесты против результатов выборов президента не утихают. Лукашенко, заручившись поддержкой Путина, не желает покидать свое кресло.
Может ли политическая нестабильность наших соседей угрожать непосредственно нам?
«С моей точки зрения, я не являюсь военным экспертом, но, понимая, что все изменения, которые произошли в Беларуси: политического статуса, риторики или пространства для маневра самого Лукашенко, так или иначе требуют от нас изменить отношение к этой стране. Во-первых, сейчас не понятно, каким образом будет изменена нынешняя ситуация. В любом случае Лукашенко сейчас находится в зависимом от Москвы положении. Он изменил свою позицию в отношениях с Москвой и фактически пошел на поклон к Путину», — считает Золкина.
Россия этот момент обязательно использует в своих целях. Но Кремлю нужен сильный Лукашенко.
«Им нужен лидер, который не самостоятельно управляет своей страной, но хотя бы контролирует ситуацию. Потому что в противном случае Москва, принимая все в свои руки, сильно откроет карты перед международным сообществом. Поэтому Лукашенко в роли кабинетного лидера, который не управляет реально процессами в стране, им также не нужен», — говорит политологиня.
Абсолютно оптимального выхода нет. Если только там проведут честные выборы. И то, неизвестно, кто бы на них выиграл, и какие отношения строил бы новый лидер с РФ
Пока не ясно, кто и с какими нарративами может прийти к власти в Беларуси, поэтому следует с осторожностью относиться к этой стране, по крайней мере пока.
«Для нас риски точно есть. Поэтому украинской стороне нужно быть более жесткими. Беларусь и до этого не была нейтральной третьей стороной (в переговорном процессе в Минске — прим. Ред.). Все держалось на желании Лукашенко маневрировать, быть оплотом мира на фоне нашего конфликта. Он хотел немного улучшить свой собственный имидж среди европейских лидеров», — объясняет она.
Подводя итоги, Мария отметила, что все вышеупомянутые события фактически ставят РФ в тупик, и нашим дипломатам обязательно надо этим воспользоваться.