Железнодорожный кризис в ОРДО: обещания и реальность
Пока боевики обещают пустить поезда в оккупированный Крым и РФ, вагоны “Донецкой железной дороги” буквально разваливаются, а сотрудники массово увольняются.
Несмотря на громкие заявления как российских политиков, так и “деятелей ДНР”, мечты об активном развитии железнодорожного грузового движения за пределы так называемой “народной республики” остаются на грани фантастики.
Как пишет Telegram-канал “Донбасский кейс”, российская железная дорога не будет официально участвовать в организации перевозок в самопровозглашенные “республики”, так как компании не нужны санкции. А без сотрудничества с РЖД реализовать подобные проекты невозможно.
В самой “Донецкой железной дороге” признаются: износ тягового подвижного состава составляет 98%, железнодорожные пути в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта.
“Помимо отсутствия средств и полной разрухи в жд-хозяйстве есть еще одна проблема — недостаток кадров. По словам “начальника” локомотивного депо Ясиноватой Олега Кирика, с начала войны из депо уволилось 60-65% работников. Основная причина — мизерная зарплата. И такая ситуация по всем депо ДЖД в ОРДО”, — пишет “Донбасский кейс”.
Кадровый голод
Ранее “Восточный вариант” уже писал о критической ситуации с оттоком кадров в ОРДО. Кадровый голод признают даже самопровозглашенные “власти”. В сюжетах пропагандистских каналов все чаще звучат призывы — “не уезжайте из “молодых республик”.
Читайте материал: “Отток кадров в ОРДО: почему местные жители массово уезжают на заработки”.
Донецкие железнодорожники массово уезжают на работу в Россию. Основная причина рабочей миграции — низкие зарплаты, которые и так выплачивают с большими задержками.
Как рассказывал сепаратистским СМИ “начальник вагонного депо” оккупированной Ясиноватой Валерий Ковалевский, люди уходят сразу после получения российского паспорта. По его словам, средний размер зарплаты железнодорожников 12 — 14 тысяч рублей (4400 — 5100 гривен). В то же время в России за аналогичную работу сотрудники ЖД получают около 50 тысяч рублей (18 360 гривен).
На оккупированной территории в железнодорожной сфере острый дефицит сварщиков, слесарей, токарей и фрезеровщиков. Соучредитель “Восточной правозащитной группы” Павел Лисянский говорит: отрасль умирает. По его словам, генеральные директора “Железных дорог Донбасса” увеличивают себе заработную плату и в счет этого начались плановые сокращения зарплаты работников.
“Сейчас их переводят на трехдневку, затем на двухдневку. Часть специальностей вызывают на 2-3 часа работы. Зарплата становится все меньше и меньше. Это приводит к массовым недовольствам. У них есть профсоюзы железнодорожников, даже какие-то письма они писали. Но в оккупации протест запрещен, у них там военное положение. Соответственно, нет демократии и вместо забастовок люди просто уезжают работать в РФ”, — рассказывает Лисянский.
Что говорят в оккупационных администрациях
Главарь группировки “ДНР” Денис Пушилин уже несколько лет повторяет как мантру: так называемая “республика” делает все возможное, чтобы запустить поезда с оккупированного Донбасса до “братской” России. По его словам, пассажирские железнодорожные перевозки позволят снизить нагрузку на пунктах пропуска между “ДНР” и РФ.
Якобы запустить поезда сейчас мешает близость украинских позиций.
“С донецкого ж/д вокзала у нас возможности запуска, к сожалению, нет. Почему? Потому что там буквально в ста метрах украинские военные находятся. Так рисковать мы не будем.
Мы обсуждали движение из Ясиноватой. Для нас важны направления крымское, Москва и Санкт-Петербург”, – рассказал Пушилин местным пропагандистам.
Также главарь боевиков сообщил, что грузоперевозки по железной дороге с РФ давно налажены. Интересно, что полгода назад тот же Пушилин невыполнение обещаний сваливал на коронавирус.
“Мы планировали перед “ковидными” ограничениями наладить прямое и беспересадочное железнодорожное сообщение и в Крым, и в Москву, и в Санкт-Петербург. Концепция полностью проработана. Сейчас мы вышли на уровень обсуждения со всеми заинтересованными ведомствами. Необходимо пройти все этапы согласования, бюрократические проволочки. Но мы целенаправленно стремимся создать благоприятные условия в плане логистики”, — заявлял главарь так называемой “ДНР”.
В свою очередь, как пишут “Новости Донбасса”, группировка “ДНР” уже не раз заявляла, что хочет наладить прямое железнодорожное сообщение между оккупированным Донецком и Москвой. В 2019 году после заявления о намерениях запустить поезд “ДНР” засекретила подробности проекта. Тогда же выяснилось, что у подконтрольного группировке “ДНР” предприятия “Донецкая железная дорога” нет надлежащих вагонов для запуска прямых пассажирских поездов в Россию.
В “пресс-службе” так называемого “министерства транспорта ДНР” заявили: в 2021 году “Донецкая железная дорога” перевезла более 1 млн пассажиров. У них это называется “межреспубликанское и внутреннее сообщение”. В первом случае речь идет о поезде между оккупированными частями Донецкой и Луганской областей. Так называемые “республики” считают себя отдельными странами. В 2015 году сепаратисты с гордостью заявляли о запуске первого поезда между “ДНР” и “ЛНР”.
Электричка от Ясиноватой до Луганска проходила через Дебальцево. Теперь маршрут, который до войны можно было преодолеть за два часа на авто, называют “международным”.