16 июня 2021, 12:59
Репортаж
Креативная экономика спасет регион. Как культурная "Изоляция" поможет реинтеграции Донбасса
В ста километрах от оккупированного Донецка официально открылась культурная платформа, которая помогает не только творческому развитию, но и экономическому росту региона. Как это работает и чем поможет в реинтеграции Донбасса — узнал "Восточный вариант"
Креативная экономика спасет регион
Как культурная "Изоляция" поможет реинтеграции Донбасса
В ста километрах от оккупированного Донецка официально открылась культурная платформа, которая помогает не только творческому развитию, но и экономическому росту региона. Как это работает и чем поможет в реинтеграции Донбасса — узнал "Восточный вариант"
"Изоляция" — это платформа культурных инициатив. Ее основали в Донецке в 2010 году на территории бывшего завода изоляционных материалов. С началом боевых действий фонд был вынужден переехать из родного города в столицу. А ранее эпицентр культурной жизни Донбасса боевики "ДНР" превратили в тюрьму, в которой годами удерживают и пытают пленных.
Спустя 7 лет "Изоляция" вернулась в Донецкую область. Новый офис фонда открыл свои двери в небольшом городке Соледар под Бахмутом. Почему именно здесь и какие ждать перемены?
Спустя 7 лет "Изоляция" вернулась в Донецкую область. Новый офис фонда открыл свои двери в небольшом городке Соледар под Бахмутом. Почему именно здесь и какие ждать перемены?
Сто километров от дома
Михаил Глубокий, фото "Восточный вариант"
11 июня "Изоляция" официально вернулась в Донецкую область. Этот день — седьмая годовщина пребывания фонда в изгнании.
"Для нас это скорее празднование того, что фонд сохранился. Что у людей, которые захватили "Изоляцию" в Донецке и хотели уничтожить альтернативную культуру, взгляд на развитие региона, — у них ничего не вышло. Рано или поздно эти люди получат наказание, от этого никуда не деться. А фонд продолжает существовать, делать проекты и в этом наша сила", — рассказывает директор развития и коммуникаций "Изоляции" Михаил Глубокий.
Подготовка к открытию офиса длилась целый год. Харьковская и киевская группы проводили исследование города — определяли насущные проблемы, целевые группы, общались с местными жителями. На основе полученной информации разрабатывали проекты.
"Для нас это скорее празднование того, что фонд сохранился. Что у людей, которые захватили "Изоляцию" в Донецке и хотели уничтожить альтернативную культуру, взгляд на развитие региона, — у них ничего не вышло. Рано или поздно эти люди получат наказание, от этого никуда не деться. А фонд продолжает существовать, делать проекты и в этом наша сила", — рассказывает директор развития и коммуникаций "Изоляции" Михаил Глубокий.
Подготовка к открытию офиса длилась целый год. Харьковская и киевская группы проводили исследование города — определяли насущные проблемы, целевые группы, общались с местными жителями. На основе полученной информации разрабатывали проекты.
С января здесь работали краткосрочные резиденции. "Заземление" — серия краткосрочных резиденций в городе Соледар, которые продлятся до 2021 года. Первый масштабный проект фонда "Изоляция" на новом месте. До августа в рамках "Заземления" Соледар посетят 19 художников. Уже посетило около десяти.
"Сейчас в городе проходит большая программа резиденции. На протяжении года каждый месяц к нам должны приезжать два художника. Неделю они проживают в городе и проводят подготовительную работу-исследование. Затем на основе анализа мы будем делать проект. Это все делается именно в местном контексте. Мы стараемся, чтобы художники общались с людьми и вместе отвечали на имеющиеся вопросы", — рассказывает Михаил Глубокий.
Михаил Кулишов, фото "Восточный вариант"
В состав команды "Изоляции" в Соледаре вошли местные жители.
Михаил Кулишов краевед, спелеолог, картограф и многолетний исследователь горно-промышленного Донбасса. Сам он родом из Горловки, последние 7 лет живет в Бахмуте. Михаил обладает очень широкими знаниями истории региона. В проекте он общается с резидентами и помогает им нащупать необходимые для работы темы.
"Во многих городах есть свои институции, свои хабы, разные проекты и общественные организации. В Соледаре такого пока еще нет и "Изоляция" заполнила эту нишу", — считает Михаил Кулишов.
Михаил Кулишов краевед, спелеолог, картограф и многолетний исследователь горно-промышленного Донбасса. Сам он родом из Горловки, последние 7 лет живет в Бахмуте. Михаил обладает очень широкими знаниями истории региона. В проекте он общается с резидентами и помогает им нащупать необходимые для работы темы.
"Во многих городах есть свои институции, свои хабы, разные проекты и общественные организации. В Соледаре такого пока еще нет и "Изоляция" заполнила эту нишу", — считает Михаил Кулишов.
Организационными вопросами занимается жительница Соледара Наталья Тищук. Она знает всех в городе и еще до появления "Изоляции" реализовывала различные проекты.
"Изоляция это неформальное культурное образование, которого нет в таких маленьких городах, как Соледар. Это еще возможность для родителей вместе с детьми провести время вместе, научиться чему-то новому. Например, эти два дня у нас были курсы по окрашиванию тканей растениями, также курсы "мапинг". Это когда лазерными лучами создается рисунок на стенах зданий. Я считаю, что возможность перенять чужой опыт может способствовать личному развитию", — говорит Наталья.
"Изоляция это неформальное культурное образование, которого нет в таких маленьких городах, как Соледар. Это еще возможность для родителей вместе с детьми провести время вместе, научиться чему-то новому. Например, эти два дня у нас были курсы по окрашиванию тканей растениями, также курсы "мапинг". Это когда лазерными лучами создается рисунок на стенах зданий. Я считаю, что возможность перенять чужой опыт может способствовать личному развитию", — говорит Наталья.
Кроме того, прошла серия воркшопов, презентация "Ботанического альбома Соледара", мастер-класс по шелкографии и показ документальных фильмов в "Гуртобусе". Это специально оборудованный автобус "Изоляции".
Сейчас этот мобильный культурный центр будет на постоянной основе в Соледаре. До этого на протяжении трех лет "Гуртобус" ездил по всей Украине в рамках "культурной децентрализации".
Сейчас этот мобильный культурный центр будет на постоянной основе в Соледаре. До этого на протяжении трех лет "Гуртобус" ездил по всей Украине в рамках "культурной децентрализации".
"Стараемся делать связанные друг с другом программы, чтобы существовала связь между городами. Люди передавали из города в город что-то, записывали видео. Из запада на восток, из юга на север. Такая большая централизованная программа, которая в первую очередь была нацелена на маленькие города. Где есть местные активисты, которые что-то хотят делать, но нет каких-то уже известных установленных институций. Мы специально делали программы таким образом, чтобы с одной стороны местные жители готовили половину программ, другую часть предлагал "Гуртобус" и было очень интересно", — вспоминает Михаил Глубокий.
"В рамках такой децентрализации мы решили вернуться на восток и посвятить себя какому-то городу. Сделать из него центр культурной жизни. Привозить большое количество людей, художников, ведь мы хорошо знаем контекст. Теперь мы немного ближе к дому и хотим сделать проекты именно здесь", — добавляет он.
Почему именно Соледар?
Соледар — небольшой городок в 15 км от Бахмута. Здесь проживает всего 10 тысяч человек.
Это моногород и градообразующее предприятие знает вся Украина — "Артемсоль". Здесь добывают большинство соли в Украине.
Это моногород и градообразующее предприятие знает вся Украина — "Артемсоль". Здесь добывают большинство соли в Украине.
Также Соледар — крупнейший туристический центр региона.
В уникальной соляной шахте на глубине 300 м проводят экскурсии, здесь же в бывших приисках санаторий для лечения заболеваний дыхательной системы.
В уникальной соляной шахте на глубине 300 м проводят экскурсии, здесь же в бывших приисках санаторий для лечения заболеваний дыхательной системы.
Соледар очень символичен для "Изоляции". Первый проект фонда в 2011 году реализовался именно здесь — "1040 м под землей".
Тогда известный китайский художник Цай Гоцян создал портреты шахтеров на холсте с помощью пороха и огня. Шахтеры с соляной шахты Соледара участвовали в этом проекте.
Но, несмотря на популярность места, в городе не развита инфраструктура. Добраться с других городов сюда достаточно сложно, нет ни одной гостиницы или хостела. Однако "Изоляция" надеется это в скором времени исправить.
Тогда известный китайский художник Цай Гоцян создал портреты шахтеров на холсте с помощью пороха и огня. Шахтеры с соляной шахты Соледара участвовали в этом проекте.
Но, несмотря на популярность места, в городе не развита инфраструктура. Добраться с других городов сюда достаточно сложно, нет ни одной гостиницы или хостела. Однако "Изоляция" надеется это в скором времени исправить.
"Запущена общая всеукраинская программа развития туристических магнитов. А в Соледаре это — соляные шахты. Туристы смогут их посещать и заодно, если будет здесь резиденция современного искусства, это послужит дополнительным магнитом для людей. Если ничего не делать, то ничего и не возникнет", — считает менеджер проекта Михаил Кулишов.
Сейчас адрес "Изоляции" в Соледаре ул. Парковая, 1. Это здание заброшенного Дома культуры. Фонд подписал меморандум с местными властями о сотрудничестве для проекта реконструкции ДК.
Первый этап конкурса от Еврокомиссии уже пройден. В случае победы фонд сможет получить финансовую помощь от Европейского союза на реконструкцию здания и программу, которая будет происходить внутри.
Первый этап конкурса от Еврокомиссии уже пройден. В случае победы фонд сможет получить финансовую помощь от Европейского союза на реконструкцию здания и программу, которая будет происходить внутри.
"Это все деньги, которые будут идти в отдел культуры и, конечно, все этому очень рады. Горсовет открыт к сотрудничеству. Надеемся, что оно будет продолжаться. Пока никаких конкретных проектов вместе с городом не делали, но есть те, о которых мы сейчас договариваемся и, надеюсь, они вскоре реализуются. Для городских властей важно понимать, что мы не приехали на короткое время. Что от нас не будет больше проблем, чем преимуществ. Это все реинтеграционный процесс", — подчеркивает Михаил Глубокий.
Здание заброшенного Дома культуры
Как отмечает менеджер проекта Михаил Кулишов, "Изоляция" становится узнаваема в городе.
Сначала не было понимания, что это такое, но понемногу проходит стадия оттаивания и возникает живой интерес к мероприятиям.
"Местным было непонятно для чего все это, что будет происходить. Современное искусство не все понимают. Это касается не только нашего города. Хотя есть люди, которые интересуются этим. Со временем желающих присоединиться становится больше", — добавляет Наталья Тищук.
На открытие "Изоляции" из Днепра, Харькова и Краматорска специально приехали любители современного искусства родом из Донецка. В родном городе они регулярно посещали культурную платформу.
Сначала не было понимания, что это такое, но понемногу проходит стадия оттаивания и возникает живой интерес к мероприятиям.
"Местным было непонятно для чего все это, что будет происходить. Современное искусство не все понимают. Это касается не только нашего города. Хотя есть люди, которые интересуются этим. Со временем желающих присоединиться становится больше", — добавляет Наталья Тищук.
На открытие "Изоляции" из Днепра, Харькова и Краматорска специально приехали любители современного искусства родом из Донецка. В родном городе они регулярно посещали культурную платформу.
Как рассказывает Михаил Глубокий, в Соледаре существует своеобразная поколенческая "дырка".
После школы люди уезжают из города. "Изоляции" как раз может работать со старшеклассниками и детьми, создавать для них интересные проекты.
"Местные жители относились сначала с осторожностью, теперь уже более открыты. Наши программы бесплатны, мы не приехали сюда зарабатывать деньги на людях. Мы всегда открыты и это располагает людей. Во время воркшопа все места были заняты, мне кажется, это неплохое начало. В будущем, надеемся, удастся привлекать больше людей из других городов и областей", — считает Михаил.
После школы люди уезжают из города. "Изоляции" как раз может работать со старшеклассниками и детьми, создавать для них интересные проекты.
"Местные жители относились сначала с осторожностью, теперь уже более открыты. Наши программы бесплатны, мы не приехали сюда зарабатывать деньги на людях. Мы всегда открыты и это располагает людей. Во время воркшопа все места были заняты, мне кажется, это неплохое начало. В будущем, надеемся, удастся привлекать больше людей из других городов и областей", — считает Михаил.
Создать предприятия вокруг "Изоляции"
"Когда мы открывали "Изоляцию" в Донецке, был такой вопрос: вот был завод, работали около 300 человек, а сейчас вы тут непонятные картинки показываете". Сама идея "Изоляции" кроме всего прочего была в том, что мы создадим вокруг нее много предприятий, которые будут осуществлять услуги не только для наших проектов. Группа дизайнеров, которая делает графические материалы, также делали заказы для других людей", — вспоминает Михаил Глубокий.
В качестве примера он приводит местную компанию по изготовлению аксессуаров из кожи (кошельки, ремни и так далее). Ранее они все делали руками, потом начали пользоваться оборудованием "Изоляции". Раз в неделю приходили и вырезали лазером все выкройки за несколько часов.
Со временем предприниматели купили собственное оборудование, но суть в том, что они вдохновились и наладили производство. Сейчас эта компания изготовляет рюкзаки и открыла свой бутик в Берлине.
Со временем предприниматели купили собственное оборудование, но суть в том, что они вдохновились и наладили производство. Сейчас эта компания изготовляет рюкзаки и открыла свой бутик в Берлине.
"Суть креативной экономики очень важна как альтернатива старой тяжелой индустрии. Не в смысле, что мы должны заменить эту промышленность, а дать другую возможность. Чтобы люди понимали, что этим можно зарабатывать деньги. В сознании человека — если ты художник, то это не работа и денег от этого не будет. Мы делали образовательные программы, показывали как это работает в мире и что можно делать", — рассказывает Глубокий.
В киевском хабе "Изоляции" долгое время работала поддержка предпринимателей креативной индустрии. Человек приходит с идеей и специалисты помогали ему разрабатывать целый курс дальнейшей стратегии: что делать, как развивать, какое нужно оборудование, где найти сотрудников, как это продавать и т.д.
В киевском хабе "Изоляции" долгое время работала поддержка предпринимателей креативной индустрии. Человек приходит с идеей и специалисты помогали ему разрабатывать целый курс дальнейшей стратегии: что делать, как развивать, какое нужно оборудование, где найти сотрудников, как это продавать и т.д.
В Соледаре есть потенциал
"В Соледаре есть потенциал. Есть соль, люди, которые производят соляные сувениры. Они очень интересные и довольно творческие. Мы общались с молодежью по поводу цифрового дизайна, им это очень интересно. В современном мире можно жить в Соледаре и выходить на международную арену. Это большой для нас маяк, который мы бы хотели реализовать. Такие вещи очень сильно изменят экономический ландшафт города и региона", — считает Михаил.
Культурная реинтеграция
Еще до войны "Изоляция" была единственной институцией в регионе, которая работала с современным искусством. Благодаря фонду в Донецк приезжали туристы и художники с мировым именем. Это была первая практика ревитализации в Украине — превращение промышленной территории в масштабное арт-пространство. Культурной реинтеграцией "Изоляция" занималась уже тогда.
"Многие люди из Донецка не выезжали за пределы города и области. Мы брали эту функцию на себя: привозили людей со всей Украины и Европы. Рассказывали что происходит, как выглядит мир и что можно делать. Были архитекторы, урбанисты, которые рассказывали как строятся и развиваются города. Безусловно, культура и искусство это именно тот инструмент, который должен организовывать реинтеграцию на более тонких уровнях", — считает Глубокий.
"Многие люди из Донецка не выезжали за пределы города и области. Мы брали эту функцию на себя: привозили людей со всей Украины и Европы. Рассказывали что происходит, как выглядит мир и что можно делать. Были архитекторы, урбанисты, которые рассказывали как строятся и развиваются города. Безусловно, культура и искусство это именно тот инструмент, который должен организовывать реинтеграцию на более тонких уровнях", — считает Глубокий.
По мнению Михаила, для реинтеграции оккупированных территорий нужно разрабатывать культурные программы и делать это так, чтобы это привлекало людей.
"Отчасти нам везет, что мы сами дончане. Мы понимаем контекст и нас воспринимают по-другому. Мы можем пользоваться этим преимуществом. Использовать его во благо, чтобы больше людей привлекать к проектам", — считает он.
Но это будет сложный процесс. За 7 лет пропаганды и информационного вакуума прямая связь с жителями Донецка и Луганска значительно ослабла. С потоком российской дезинформации бороться тяжело.
"С другой стороны, я помню как в 2014 году, когда Донецк был уже в блокпостах, к нам приходили люди совершенно разных возрастов. Люди старшего возраста приходили на кинопоказы и говорили "спасибо, мальчики, что показываете хорошее кино и мы забываем, не так волнуемся из-за происходящего в городе". Это хороший показатель того, что людям это нужно и этим нужно пользоваться", — подчеркивает Михаил.
"Отчасти нам везет, что мы сами дончане. Мы понимаем контекст и нас воспринимают по-другому. Мы можем пользоваться этим преимуществом. Использовать его во благо, чтобы больше людей привлекать к проектам", — считает он.
Но это будет сложный процесс. За 7 лет пропаганды и информационного вакуума прямая связь с жителями Донецка и Луганска значительно ослабла. С потоком российской дезинформации бороться тяжело.
"С другой стороны, я помню как в 2014 году, когда Донецк был уже в блокпостах, к нам приходили люди совершенно разных возрастов. Люди старшего возраста приходили на кинопоказы и говорили "спасибо, мальчики, что показываете хорошее кино и мы забываем, не так волнуемся из-за происходящего в городе". Это хороший показатель того, что людям это нужно и этим нужно пользоваться", — подчеркивает Михаил.
Культура в любом случае должна работать и привлекать, считает Михаил Кулишов.
"Если нет информационного барьера, люди читают новости о происходящем здесь, это уже хорошо. Они читают о событиях, фестивалях, видят что возрождается активная жизнь, приезжают интересные современные артисты. Сравнивая с "нафталиновыми" концертами ветеранов, которые происходят в Донецке, конечно, молодежь не хочет это слушать. Им нужно более новое и современное. Когда они будут слышать о происходящем здесь, на нашей территории, о приезде какого-то художника или музыканта мирового уровня, естественно, они захотят, чтобы граница разрушилась", — говорит краевед.
"Если нет информационного барьера, люди читают новости о происходящем здесь, это уже хорошо. Они читают о событиях, фестивалях, видят что возрождается активная жизнь, приезжают интересные современные артисты. Сравнивая с "нафталиновыми" концертами ветеранов, которые происходят в Донецке, конечно, молодежь не хочет это слушать. Им нужно более новое и современное. Когда они будут слышать о происходящем здесь, на нашей территории, о приезде какого-то художника или музыканта мирового уровня, естественно, они захотят, чтобы граница разрушилась", — говорит краевед.
С этим мнением согласна Наталья: людям нужно культурное развитие. И инициативы как открытие "Изоляции" повысят интерес жителей оккупированных территорий.
"Реинтеграция будет проходить очень долго, пока не вырастет новое поколение людей, которые будут заниматься чем-то новым. Не факт, что люди, которые захотят вернуться, будут что-то восстанавливать. У многих осталась боль предательства и всех этих событий. Восстановление это сложный процесс. Нужно продумывать на 20-30 лет вперед. За 2 года не построится новый завод и не создаются новые рабочие места. Культура так быстро не возникнет. Но надежда остается, она никуда не теряется", — добавляет Кулишов.
"Реинтеграция будет проходить очень долго, пока не вырастет новое поколение людей, которые будут заниматься чем-то новым. Не факт, что люди, которые захотят вернуться, будут что-то восстанавливать. У многих осталась боль предательства и всех этих событий. Восстановление это сложный процесс. Нужно продумывать на 20-30 лет вперед. За 2 года не построится новый завод и не создаются новые рабочие места. Культура так быстро не возникнет. Но надежда остается, она никуда не теряется", — добавляет Кулишов.
Когда вернемся домой
Несмотря на то, что случилось на Донбассе, и во что превратилась территория донецкой "Изоляции", фонд выстоял. Он продолжает работать и нести в себе донецкую культуру, большой опыт работы с местным контекстом и индустриальным наследием.
"Для нас было важно показать свою приверженность индустриальному наследию. Что мы не просто приходим и делаем новое. Мы будем работать с этой темой, глубоко исследовать, понимать причины и как это работает, какие есть предпосылки. Поэтому мы взяли название завода, чтобы показать свое отношение ко всей этой истории. Никакого особенного смысла в названии, особенно в контексте "ограничение" не было", — рассказывает Михаил Глубокий.
"Для нас было важно показать свою приверженность индустриальному наследию. Что мы не просто приходим и делаем новое. Мы будем работать с этой темой, глубоко исследовать, понимать причины и как это работает, какие есть предпосылки. Поэтому мы взяли название завода, чтобы показать свое отношение ко всей этой истории. Никакого особенного смысла в названии, особенно в контексте "ограничение" не было", — рассказывает Михаил Глубокий.
История ассоциации "Изоляции" с тюрьмой решилась, в том числе, благодаря Станиславу Асееву, бывшему узнику "Изоляции", который описал это место как концлагерь. Пару лет назад о ней знали мало. Сейчас все больше людей узнают что на самом деле происходит в так называемой "народной республике".
Чем больше времени проходит от начала войны, тем тяжелее ответить на вопрос вернется ли "Изоляция" в родной город.
"В 2014 году мы говорили "Конечно, сейчас там с минуты на минуту решится". Сейчас это сложнее представить, но мы верим что это произойдет. У нас даже возник ответ на вопрос, что делать с "Изоляцией" когда мы вернемся. Это страшное место. Недавно наш архитектор предложил новый проект, который мы скорее всего будем развивать и продвигать. Это проект полного сноса, зачистки той территории и высадки там леса.
"В 2014 году мы говорили "Конечно, сейчас там с минуты на минуту решится". Сейчас это сложнее представить, но мы верим что это произойдет. У нас даже возник ответ на вопрос, что делать с "Изоляцией" когда мы вернемся. Это страшное место. Недавно наш архитектор предложил новый проект, который мы скорее всего будем развивать и продвигать. Это проект полного сноса, зачистки той территории и высадки там леса.
Очистки этого места от всей этой ужасной трагической истории и замена его чем-то новым. Будущим зеленым парком, мемориальным лесом. В таком месте сложно представить какие-то увеселительные мероприятия, вечеринки и концерты, зная что сейчас там происходит. Но работа с памятью всегда очень важна. Мемориалы как публичные пространства — это отдельная большая тема над которой мы работаем", — резюмирует Михаил.
Проєкт реалізується онлайн-виданням "Східний Варіант" за фінансової підтримки Міністерства закордонних справ Чеської Республіки в рамках Transition Promotion Program. Погляди, викладені у цьому матеріалі, належать авторам і не відображають офіційну позицію МЗС Чеської Республіки.
Подписывайтесь на Телеграм-канал Восточного варианта
7917