Юрий Ященко: «Приватизация шахт начнется в следующем году»
Министр угольной промышленности Юрий Ященко утверждает, что украинский бизнес уже созрел для крупномасштабных инвестиций в строительство новых шахт и приватизацию существующих. Такое мнение он высказал в эксклюзивном интервью «Восточному варианту».
- Юрий Петрович, во время визита Президента перед Днем шахтера была сформулирована задача для Вас: прекратить падение угледобычи. Насколько это реально?
- Падение добычи прекращено. С апреля-мая мы работаем на уровне соответствующего периода прошлого года, сейчас - даже с небольшим опережением темпов, потому что идет закладка угля на ТЭС. Однако поставленной задачи мы пока не достигли - состояние лав оказалось намного хуже, чем мы ожидали. В прошлом году заряжали лавы чем попало, нового оборудования практически не было, переставляли из лавы в лаву, и теперь все это посыпалось. Мы тратим колоссальные деньги, уже 300 млн. грн. взяли кредитов - и все пошло на латание дыр. Сейчас будем подключать еще и лизинговые схемы, кредитные ресурсы. Думаю, это поможет достичь тех контрольных цифр, которые нам заданы.
- Министерство угольной промышленности подготовило предварительный список шахт, наиболее перспективных для инвестирования, и предприятий, которые могут стать таковыми при соблюдении определенных условий. На большую часть таких шахт запланировано привлечь инвестиции уже в 2010 году. Вы уже можете говорить о конкретных результатах?
- На официальном сайте обнародованы две очереди предприятий – у нас все шахты тяжелы на подъем, однако среди них есть более или менее перспективные. В рамках предприватизационной подготовки этих предприятий мы ставим перед собой задачу повышения капитализации шахт. В предварительном перечне на сайте указаны и объемы запрашиваемых инвестиций. Впрочем, если инвестор находит возможным для себя уже сегодня вкладывать деньги – приватизация не обязательна, ведь у нас есть вариант государственно-частного партнерства. Сейчас мы эту модель апробируем в «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит» – инвестор обещал 520 млн. грн. инвестиций уже в этом году, и график инвестиций выполняет. Со следующего года мы будем работать с Фондом государственного имущества и выставлять шахты на приватизацию.
- Министерство рассчитывает больше на украинских или зарубежных покупателей?
- Лично я рассчитываю больше на украинских покупателей. Хотя есть и другие варианты – к примеру, россияне уже интересуются отдельными шахтами, кстати – во Львовско-Волынском бассейне.
- На днях Вы встречались с делегацией Госбанка КНР. Рассматривался вопрос об участии китайцев в реконструкции шахты им. Мельникова (ОАО «Лисичанскуголь). Почему именно Китай?
- Это будут долговременные и дешевые кредиты на развитие шахт. Именно развитие, а не просто техническую модернизацию. Если проект пойдет, это будет очень выгодно для нас.
- Те шахты, которые не попали в первую и вторую очередь на приватизацию, по всей видимости, будут закрыты. Как будут профинансированы проекты закрыти я, ведь у министерства есть еще и старые долги шахтам, ликвидация которых началась 10 лет назад?
- Эти очереди условные. Не хочу пока говорить, о какой шахте идет речь – но есть инвесторы, которые готовы ее забрать. Скажу честно, я, если бы был бизнесменом, эту шахту не взял бы. А они берут и серьезно изучают возможности заработка. С одной стороны, разделение на очереди условно. С другой стороны - есть шахты, которые отработали свои запасы и бесперспективны. Придется их закрывать. Сейчас в закрытии 117 шахт по всей Украине, процесс идет мучительно долго и также мучительно больно. Причина - у государства никогда не хватало денег на непосредственное выполнение проектов ликвидации. Мы платим зарплату, возим уголь, рассчитываемся за электроэнергию… А вот на саму физическую ликвидацию денег недостаточно.
Однако президентские реформы предусматривают четкую задачу – финансирование проектов закрытия шахт. Конечно, это задача больше даже Минфину, чем Минуглепрому, потому что эти проблемы нужно, в конце концов, решить, это во-первых. И, во-вторых, предусмотрен и такой вариант, как возможная приватизация закрывающихся шахт как альтернатива переводу в реструктуризацию. Мы сейчас отрабатываем этот путь. Нужно, в принципе, найти интерес покупателя, который захочет купить закрывающуюся шахту. И такой интерес есть.
- Региональные власти заявляют о том, что ищут инвестора для строительства шахты «Новосветловская». Как Вы думаете - украинские бизнесмены уже готовы строить такие масштабные объекты, вкладывать серьезные деньги, пусть и в партнерстве с государством, в такие проекты?
- Я думаю, да, готовы. Интерес есть. В Волынском бассейне мы строим шахту (№ 10 «Нововолынская», - «ВВ») тоже долго. Но интерес есть, ходит вокруг да около российский инвестор и хочет ее приобрести. Думаю, если мы разработаем технико-экономическое обоснование для строительства «Новосветловской» и покажем, насколько это интересная и перспективная шахта, покупатель, инвестор найдется.
- Сможет ли государство гарантировать инвесторам стабильность своей политики в отношении их – чтобы не получилось так, как с «Лугансктепловозом»?
- В договоре продажи шахт будут четко прописаны гарантии и инвестору, и государству, и их взаимные обязательства - и развитие, и сохранение рабочих мест, и взаимодействие с территориями, и вопросы соцсферы.
- Кстати – соцсфера будет передаваться на баланс органов местного самоуправления?
- Да, полностью. Эта задача практически решена, остались лишь небольшие объекты.
- Перед Днем шахтера Президент обещал, что долги по регрессным выплатам перед горняками будут погашены. В какие сроки?
- Проблема в том, что предыдущее правительство разрешало предприятиям углепрома при выплате зарплаты не делать отчислений в Пенсионный фонд и фонды социального страхования. Именно эти фонды и касаются инвалидов. С марта все регрессные выплаты начисляются без задержек. Да, есть старые долги. Мы приступили к их погашению. Был долг предприятий угольной промышленности перед Пенсионным фондом в 2,9 млрд. грн., сейчас уже 2 млрд. погашено. Начинаем гасить долги перед Фондом социального страхования. Правда, пока мало погасили, всего 30 миллионов из 680-ти. Но мы отрабатываем с министерствами и фондами систему погашения этих долгов через бюджет. Я полагаю, до конца года мы продолжим гасить эти долги, в следующем году проблема будет решена.
Фото с сайта газеты "Сегодня"