«Я не ностальгирую по СССР»
«Восточный вариант» заканчивает цикл публикаций «Сквозь 20 лет: Украина сегодня».
В рамках проекта опубликованы очерки и интервью людей разных возрастов. Главная тема – итоги «двадцатилетки» независимости государства. Состоявшиеся политики, общественники, бизнесмены рассказали о своих мечтах образца 1991-го и реалиях в 2011-м, а молодежь, «дети перестройки» – о том, какой они видят Украину сейчас и какой будут строить ее дальше.
Читайте: «Об Украине. Нашей и не нашей»,
«Я из тех, кто «развалил СССР»
«Часи тоталітаризму минули, проте уряд чеснішим не став»
«Лично я, как настоятель храма, всегда ожидаю очередные выборы»
«Каждый раз историю пишут заново. И это правильно!»
«Независимость - это и есть мы»
Почему же тогда, двадцать лет назад, когда рухнула, развалилась та другая страна, никто не пошел ее защищать, кроме горстки начальников с дрожащими на телеэкранах руками? Не ушел в подполье, не поднял восстание, не скрылся в горах, катакомбах, лесах, тайге, в схронах? Не отстоял эту чудесную страну? Не явил миру героев-борцов так, как это было в прошлой истории, по поводу которой сегодня ломают копья, свергают памятники, стирают имена и даты и копят политический капитал негодяи.
Мне предложили сделать материал для «ВВ» о 20-летии Независимости. Лихо надиктовал ощущения и эмоции от этого факта. А когда получил расшифровку, еще раз окунулся в написанное, понял: страна, в которой мы сегодня живем, уже ничем не похожа на то, что было 20 лет назад. Изменилось все: промышленность и сельское хозяйство, образование и наука, медицина и социальное обеспечение, власть и преступность, отношения между людьми, между родителями и детьми, начальниками и подчиненными, ложью и правдой, воровством и заработком, честью, совестью и … жизнью. Это и есть страна, которой никогда не было. Это – Украина.
Но почему же так много людей моего поколения и не только, все чаще ностальгируют по другой стране, где Украина была хоть и весомой, но частицей, где все, как сегодня кажется, было понятно и с работой, и с зарплатой, и с социальным статусом, и со спокойствием, и с порядком, и с перспективой, и с ценами, и сбережениями. То была другая страна. Не Украина.
Почему же тогда, двадцать лет назад, когда рухнула, развалилась та другая страна, никто не пошел ее защищать, кроме горстки начальников с дрожащими на телеэкранах руками? Не ушел в подполье, не поднял восстание, не скрылся в горах, катакомбах, лесах, тайге, в схронах? Не отстоял эту чудесную страну? Не явил миру героев-борцов так, как это было в прошлой истории, по поводу которой сегодня ломают копья, свергают памятники, стирают имена и даты и копят политический капитал негодяи.
Наверное, уже исчерпан лимит утрат, войн и героев. И хотя все еще – рабы прошлых традиций, назначаем себе картонных, из числа совсем негероических современников, а если уж и с ними совсем плохо, то вытаскиваем их из другой эпохи, из другой страны. Это не наша, как некоторые говорят, «национальная особенность».
Просто не имеем права допустить, чтобы кто-то взорвал эту нашу негероическую, в сущности, жизнь по глупости или неуемной жадности, из-за политических амбиций или нечеловеческой жажды власти, геополитических расчетов или предательства.
Кто бы что сегодня не говорил, как бы не пытался препарировать прожитые годы, главное, убежден в том, что где-то сознательно, где-то на генетически-интуитивном уровне, все мы смогли сохранить мир в нашей такой ссложной и противоречивой стране, где разная история, где религиозные распри, финансово-экномические войны, вороватые чиновники, нищий бесправный народ.
Многие из нас, смотря жуткие кровавые телевизионные кадры из России Молдавии, Грузии и Азербайджана, Киргизии и Армении, Узбекистана и Таджикистана не один раз воздавали за этот мир хвалу Всевышнему и просили благоденствия своей стране, для своих родных и близких.
* * *
20 лет в пределах одной человеческой жизни – срок огромный. Пожил. Многие события этого двадцатилетия испытал на себе, участвовал во многих из них. Немало времени посвятил политике. Наверное,сделал что-то полезное. Совершал и поступки, которых сегодня стыжусь.
Наверняка от меня ожидали рассказа о том, как это было тогда, 20 лет назад, какие уроки надо извлечь из этой истории. Многое свежо в памяти, что-то забылось. Да и не в этом дело.
Два года назад отнес на самую высокую точку в родном городке и похоронил своего отца. Ему было 84. Жива и, слава Богу, здорова моя мама. Ей 85. Мои дети подарили нам с женой внуков. Из всех нас только они родились в независимой Украине. По большому счету – это их страна, страна наших внуков. Это и есть будущее.
И пускай настоящее сегодня во многом омерзительно. Все равно не соглашусь с мнением некоторых, что мы напрасно прожили эти двадцать лет, что, мол, не состоялись как государство.
Да, нам не дано было сберечь свою страну. Она канула в Лету. Я не ностальгирую по СССР, многое из той страны плавненько перекочевало в сегодняшнюю Украину и крепко мешает ей, неподъемными гирями висит на ногах. Трудно все это стряхивать и освобождаться от него. Но надо. А иначе – не сберечь страну будущего, страну наших внуков, нашу Украину.
Владимир Иванов, народный депутат Украины V созыва
Читайте: «Да, лучше вернуться в СССР»
«Украинские люди более открыты»
«У нас ментальность – каждый сам за себя»
«Созидание – вот главный атрибут героя нашего времени»
«С ума можно сойти: в отделении 60 человек лежит, и у каждого – рак»
«Слушаю советы и поступаю наоборот»
«Я начал задумываться, чего я хочу как душа»
«Мне нравится, что у меня есть много возможностей»
«Лично я, как настоятель храма, всегда ожидаю очередные выборы»
«Однозначно тяжело найти себя»
«Стать мужчиной» - за этим в армию уже практически не идут»
«Нельзя однозначно сказать, где лучше – в США или в Украине»
«Культурная революция возможна, если будет гражданская война»