Вопреки принципам бренда: партия мэра Мариуполя использует логотип города в своей рекламе
Фото автора
В соцсетях обсуждают, насколько этично использовать бренд города в политических целях
На билбордах появилась реклама партии действующего мэра Мариуполя «Блок Вадима Бойченко» с использованием элементов бренда Мариуполя.
В соцсетях обсуждают, насколько это этично.
Игра против правил
Бренд Мариуполя был разработан в 2016 году дизайнером Сергеем Родионовым. Его элементы, включая логотип, шрифт, иконки, городской совет использует на своем официальном сайте, на странице в Facebook, для поздравлений горожан с праздниками на билбордах и так далее. Также логотип нанесен на транспорт коммунальных служб и городской транспорт.
В 2017 году исполнительный комитет Мариупольского городского совета выпустил памятку «Керівні принципи бренда Маріуполя». В ней описаны правила использования бренда: «Бренд города может использоваться для промоции города, его превращений, событий, явлений. Бренд не может быть элементом коммуникации отдельных политиков, партий, представителей бизнеса». Памятка выпущена за бюджетные деньги тиражом 150 экземпляров общей стоимостью 2700 гривен.
В начале июля на улицах Мариуполя появилась реклама с логотипом Мариуполя и надписью «Партия нашего города». В начале августа на билбордах появилась реклама с тем же логотипом и с надписью «Блок Вадима Бойченко». Обе рекламы имеют визуальную схожесть.
Фрагмент памятки
Вопрос этики, а не закона
Аналитик партийных финансов общественного движения «ЧЕСНО» Игорь Фещенко говорит, что дата официального старта предвыборной кампании — 5 сентября 2020 года.
«Будь-яка політична реклама, яку ми зараз бачимо на вулицях, вона за законом не є агітацією, і формально стане нею після того, як конкретний кандидат і конкретна політична партія зареєструється і стане суб’єктом виборчого процесу. Все, що ми зараз бачимо, формально законом не регулюється, навіть як політична реклама. Саме визначення «політична реклама» воно діє в рамках виборчого процесу», — объясняет Игорь Фещенко.
Он также добавляет, что такое явление достаточно распространено в украинской политике.
«Використання кольорів та символіки міста — це не таке вже рідкісне явище. Найбільш яскравим і тривалим є використання міської символіки Геннадієм Трухановим в Одесі. Там впродовж кількох років я фіксую ніби-то соціальну рекламу про позитивні здобутки в місті. Там використовуються кольори міські, з брендбуку міста. І при цьому партія Труханова «Доверяй делам» використовує ці всі елементи системно», — говорит аналитик.
По его словам, часто рекламу с использованием логотипа города выдают за социальную рекламу.
«Це такий спосіб економити на рекламі. Бо дуже часто це не політична реклама, а формально «соціалка», яка розміщується інколи навіть безкоштовно. Це поширене явище. З етичної точки зору це величезна проблема. І це погано, що політики не мають обмежень. З точку зору законодавства з цим нічого зробити не можна, принаймні на цьому етапі. На рівні міста депутати мали б затвердити якийсь етичний кодекс і, можливо, є якісь способи затвердити санкції за використання міської символіки з метою політичного піару», — рассказывает Игорь Фещенко.
Аналитик общественного движения «ЧЕСНО» рекомендует фиксировать подобные примеры рекламы и сравнить с финансовым отчетом партии после выборов.
Фото: Александр Костюченко
Реакция соцсетей
Одним из первых на запрет использования бренда для коммуникации политиков обратил внимание мариуполец Александр Костюченко. Наблюдением он поделился на своей странице в Facebook. Теперь этот факт обсуждают в социальных сетях.
Александр — владелец рекламного агентства. Он говорит, что еще до официальной презентации логотипа Мариуполя познакомился с создателем бренда Сергеем Родионовым и напечатал несколько продуктов с логотипом Мариуполя специально для презентации, которая состоялась в арт-платформе «ТЮ» в 2016 году.
«Первые значки, футболки, наклейки — еще первая версия у нас была. Когда в платформе «ТЮ» была презентация, мы тоже участвовали, раздавали все эти изделия. И уже тогда мы узнали первое требование дизайнера, которое он озвучивал: не должна быть использована символика в политических каких-то макетах. И когда уже брендбук был утвержден официально, были созданы методические руководства. Мы для себя распечатали брендбук, пользовались цветовым решением, шрифтами. Мы следили, чтобы символика не была использована в каких-то политических агитациях», — рассказывает Александр Костюченко.
В соцсетях обсуждают, за чей счет была сделана реклама и делятся примерами подобной рекламы.
Пользователи приводят примеры рекламы «Блока Вадима Бойченко» на остановках общественного транспорта. Хотя пока что формально реклама не является агитационными предвыборными материалами, она станет таковой после регистрации партии и кандидата в мэры Мариуполя в Центральной избирательной комиссии.
Отметим, что Избирательный кодекс Украины запрещает размещать материалы предвыборной агитации внутри и снаружи общественного транспорта, и на остановках общественного транспорта.
Этот случай использования элементов брендбука Мариуполя не первый. В прошлом году в перед выборами в Верховную Раду Украины политическая партия «Оппозиционная платформа — За жизнь» также использовала шрифт и логотип из брендбука Мариуполя в агитационных материалах.
Фото: Александр Костюченко
Татьяна Жук, Восточный вариант