«Стать мужчиной» - за этим в армию уже практически не идут»
«Восточный вариант» продолжает цикл публикаций «Сквозь 20 лет: Украина сегодня».
В рамках проекта будут опубликованы очерки и интервью людей разных возрастов. Главная тема – итоги «двадцатилетки» независимости государства. Состоявшиеся политики, общественники, бизнесмены расскажут о своих мечтах образца 1991-го и реалиях в 2011-м, а молодежь, «дети перестройки» – о том, какой они видят Украину сейчас и какой будут строить ее дальше.
Читайте: «Об Украине. Нашей и не нашей»,
«Я из тех, кто «развалил СССР»
«Часи тоталітаризму минули, проте уряд чеснішим не став»
«Лично я, как настоятель храма, всегда ожидаю очередные выборы»
«Каждый раз историю пишут заново. И это правильно!»
«Независимость - это и есть мы»
Вооруженные силы СССР 1985-88 гг. «Дедовщина».В 1985-88 годах в советской прессе прошла мощнейшая кампания по поводу дедовщины. Одним из ярчайших проявлений ее был выход в свет повести Ю.Полякова "Сто дней до приказа". Сам автор позиционировал свою работу как повесть «скорее «за» армию, чем «против». Так оно на самом деле и было. Фильм, снятый по повести, вообще мало похож на оригинал. Потом появились и другие произведения об армии, например, повесть С. Каледина "Стройбат" - это уже был откровенный пасквиль, где армия изображалась как тюремная зона. Но даже и до этого кампания в прессе сделала свое дело. В среде призывной молодежи был просто панический страх перед дедовщиной, переходящий в психоз. Так, например, некоторые призывники на полном серьезе собирались проситься добровольцами в Афганистан, лишь бы не сталкиваться с дедовщиной (считалась, что там ее нет). В результате возник интересный феномен: чем дольше поколение молодежи подвергалась на гражданке подобной психологической промывке мозгов, тем более податливо оно оказывалось к дедовщине, то есть призыв 89-го был более склонен к подчинению дедам, чем призыв 87-го. Хотя, возможно, общий уровень дедовщины под давлением кампании в прессе все же снизился.
До перестройки мало достоверной информации об Армии просачивалось в СМИ, хотя большинство населения знало о нарушении законности и прав человека в армии и считало это одним из ритуалов «превращения в мужчину». Армейские социальные практики разного рода обсуждались на уровне неформального приватного общения - слухов и устных историй, перерастающих в легенды: в среде военнослужащих, прошедших воинскую службу и в их семьях. Публично до перестройки критика армейской жизни не допускалась.
Учитывая приватный характер проблемы, ее решение также носило приватный характер. Для того, чтобы избежать опасных для жизни «практик мужской социализации» в Советской Армии родители, исходя из имеющихся в их распоряжении материальных и социальных ресурсов, либо освобождали юношей от армейской службы (покупкой медицинских справок, свидетельствующих о непригодности юноши к военной службе, поступлениями в вуз), либо делали прохождение этой службы подконтрольной (через знакомства или службу в привилегированных частях). Универсальным был механизм "взятки-блата". Значительное же большинство населения, не имея ресурсов решения проблемы (избегания нарушения прав человека в армии), смирялось с необходимостью прохождения их детьми воинской службы.
Владимир, 22 года,
По специальности – повар, разведен, есть ребенок, служит в армии по контракту,
по вечерам подрабатывает частным извозом – «таксует».
- Скажи, тебе легко жить?
- Мне тяжело жить. Главное - нехватка финансов. Есть работа, которая не дает свободного времени. Я хотел бы жить свободно, чтобы не было препятствий.
- Почему пошел в армию?
- Я повар по профессии. Пошел в армию служить по контракту, работал поваром – это энергии много выматывает, а денег мало. Желаемое и ощущаемое не совпадают. В армию пошел для карьерного роста. Армия дает толчок и открытые двери, если вдруг появится другая профессия. Сейчас что-то вроде переходного этапа.
- Что там с финансами?
- Зарплата – 1500 гривен. Работаю 6 дней в неделю.
- Чего хочешь?
- Купить свое жилье. С женой я развелся, до того женился в 17 лет. Растет ребенок.
- Как думаешь, где жить лучше: сейчас в Украине или раньше в СССР?
- Лучше было тогда. Сейчас на каждый год не знаешь, хочешь быть по профессии одним, а на следующий - уже другим. Бессмысленно получать образование. Планирую поступать, но не выбрал куда. Ориентировочно - транспортное управление. Но на пять лет…
- Уехал бы из страны или остался?
- Если бы перспективы были– уехал. Тут помогаю ребенку…
- Что в твоих армейских обязанностях?
- Я командир отделения, патрульная рота. Слежу за поддержанием техники в строю, за срочниками, за выполнением поставленных задач, выполнением задач от моих командиров. Финансирование минимально, своими силами пытаемся сделать даже ремонты. Максимум - могу дорасти до сержанта, потому что нет высшего образования. Сейчас – младший. Могу стать заместителем командира взвода.
- Воин должен быть националистом или патриотом?
- Свою нацию защищать надо. Да, получается, должен быть националистом. В армии других вариантов мысли быть не должно.
- Почему, по-твоему, не идут в армию?
- Если пошел, то уже пошел… Есть покупка «белых билетов», попытки «откосить», по большей части по состоянию здоровья. Почему не идут? Некоторые боятся, у некоторых уже сложилась ситуация с работой, просто потерянный год им уже не нужен. Он за год на гражданке может достичь большего, чем за год, что он просидит в войсках.
- А за мужеством?
- В армии можно набраться только знаний о том, что такое армия и что такое жизнь в ней. «Стать мужчиной» - за этим в армию уже практически не идут.
Читайте: «Да, лучше вернуться в СССР»
«Украинские люди более открыты»
«У нас ментальность – каждый сам за себя»
«Созидание – вот главный атрибут героя нашего времени»
«С ума можно сойти: в отделении 60 человек лежит, и у каждого – рак»
«Слушаю советы и поступаю наоборот»
«Я начал задумываться, чего я хочу как душа»
«Мне нравится, что у меня есть много возможностей»
«Лично я, как настоятель храма, всегда ожидаю очередные выборы»
«Однозначно тяжело найти себя»