Символы войны: новые символы и новые смыслы
В этом году 9 Маяв Украине ждали с тревогой. Широко анонсировались многочисленные провокации истолкновения. Консенсусный ранее для украинского общества праздник превратилсяв точку раздора (еще в прошлом году его называли одним из главных праздников75% жителей страны). А значит, стал вопрос и об изменении его символического исмыслового наполнения.
В этом году в Украине на официальных мероприятиях в качествесимвола 9 мая использовался стилизованный красный мак. Брендовыйзнак, напоминающий пулевое отверстие с растекающейся вокруг него кровью, былразработан харьковским дизайнером Сергей Мишакиным по просьбе директора НТКУЗураба Аласании. Логотип дополнен лозунгом «Никогда снова. 1939-1945». Новаясимволика «заточена» под европейский формат восприятия 9 мая как дня памяти искорби, а не бравурного празднования победы над врагом (красный мак символ 9мая в Евросоюзе). Новый директор института Национальной памяти Владимир Вятровичсчитает, что необходимо перевести советский культ войны, важным инструментомкоторого был День Победы, в традицию памяти о солдатах, погибших за своюродину.
Насколько украинское общество готово к новым символам ипеременам в смысловом наполнении Дня Победы?
Ведь прежние символы, использовавшиеся на День Победы вУкраине, оказались скомпрометированы для значительной части украинцев –«георгиевская ленточка» превратилась в символ сепаратистского движения наюго-востоке страны, красное знамя ассоциируется со сталинизмом, надреабилитацией которого активно работает путинская Россия.
Культ «георгиевской ленточки» вообще оказался вирусом-трояном– придуманный кремлевскими пиарщиками еще в 2005 году, он внедрялся в Украинеименно как элемент общей советской памяти, к которой сейчас апеллируетроссийская пропаганда, сводящая всю сложность внутриукраинских противоречий кпротивостоянию «русскоязычных» советских людей и неонацистского «Правогосектора». Характерно и то, что акции попродвижении ленточек как бренда, были популярны в регионах, контролируемых ПР.Стоит вспомнить хотя бы луганские инициативы по самой длинной ленточке вУкраине.
Не менее сложен и вопрос с красным знаменем. Спору нет,символом победы над нацизмом стало красное знамя над Берлином, но ведь под этимфлагом на территории Украины совершались и многочисленные преступления – террорпериода гражданской войны, варварская «коллективизация», Голодомор, массовыерепрессии 30-40-х годов… И отказ сторонников красного знамени посмотреть вглаза этим фактам приводит к тому, что для их оппонентов знамя превращается вкрасную тряпку для быка. А за время гражданского противостояния последних месяцев,когда государственные флаги на Востоке массово осквернялись сепаратистами (впалаточном городе возле Луганского СБУ украинский флаг лежит специально, чтобыоб него вытирали ноги) и часто заменялся красным флагом, ни о каком спокойномотношении к «исторической справедливости» речи быть не может. Красный флагпрочно ассоциируется у другой половины страныс империализмом РФ как преемницы СССР.
В то же время стоит отметить, что по настоящему кевропейскому восприятию итогов 2-й мировой войны в Украине готова тольконезначительная часть образованных людей. Поскольку подход к 9 Мая как к дню памяти требует осознания себячастью широкого контекста, восприятия войны как общеевропейской катастрофы, понимания того, что Великая Отечественнаявойна – это пропагандистский советский концепт, а Вторая мировая война – этоболее глобальное явление. Война эта не началась в 1941-м, и не закончилась 9мая 1945 года. И в начальном периоде войны СССР был союзником Гитлера и участвовалв разделе других стран. Для людей получивших советское воспитание (и более тогостремящихся привить эти ценности своим детям, живущим уже в несоветской среде)такая точка зрения является неприемлемой на подсознательном уровне.
А это значит, что новые инициативы по «ребрендингу» ДняПобеды не получат широкой народной поддержки, во всяком случае в южных ивосточных регионах страны точно. «Переучить» значительную часть населениястраны в одночасье невозможно, да и нужно ли? Ведь любое «переделывание» людейведет к ответной агрессивной реакции, а уровень нетерпимости в нашем обществеуже и так зашкаливает, люди готовы убивать друг друга, в том числе и засимволические ценности. А это уже уровень варваризации общества, где племенаразбивают друг другу головы каменными топорами за свой тотем.
Если Украина хочет следовать европейским принципам, то они предполагаюти уважение к другой точке зрения, многовариантность решения проблемы. Еслизначительная часть общества на Востоке приняла «георгиевскую ленточку», каксимвол Дня Победы, то необходимо его ему оставить. У украинском обществедостаточно проблем и без этого. Достаточно вспомнить, что раньше «георгиевскиеленточки» вполне органично уживались с украинской символикой во время публичныхмероприятий на 9 Мая. Главное, чтобы в этот общественный процесс не вмешивалосьгосударство с бюрократическими разнарядками.
О том какогосударствление исторической памяти вредит обществу хорошо сказал российскийисторик Алексей Миллер: «На наших глазах вдруг возник символ«георгиевская ленточка». Символ стал очень популярным. Но отчасти ценностьюэтого символа является то, что люди воспринимали его как свой. Если символначинает огосударствляться, если начинает появляться отдельной строкой вбюджете распространение ленточки, возникает вопрос: чей это символ?».
При всей разности трактовок исторических событий,политических предпочтений и цветов знамен, 9 Мая, прежде всего день памяти опогибших на войне предках – вполне конкретных дедушках, бабушках. 2-я мировая войнакоснулась практически каждой украинской семьи. Набившее всем оскомину «дедывоевали» должно очиститься от политизированного налета и милитаристскогоподтекста (мол, дед воевал, а ты чего не воюешь?), и вернутся к исходному,семейному, гуманистическому – действительно, наши деды воевали и гибли. С этогоначинается оздоровление национальной памяти. Почитание памяти жертв не должнобыть стимулом к новым войнам, а стремлением к тому, чтобы они больше никогда неповторились.