Шестой созыв: как луганские оппозиционеры сменили позиции
В 2005-2009 гг. в Луганской области формировалась «команда Юлии Тимошенко» – тогдашнего премьер-министра с президентскими амбициями. Поскольку на местные власти и админресурс Тимошенко полагаться в регионе не могла – они были тогда и находятся сейчас под тотальным контролем Партии регионов – была осуществлена попытка сформировать некую параллельную структуру, при помощи которой можно было бы решать задачи, в том числе – партийно-политические.
Именно поэтому в 2005 году в «Батьківщину» в Луганской области хлынули люди с разным политическим прошлым. Подробно о них «Восточный вариант» уже писал.Несмотря на провластный статус тимошенковцев тогда в луганском регионе они так властью и не стали и стать не могли – по отношению к местным и политикам, и избирателям они были, есть и будут оппозицией. Точнее, «оппозицией». В итоге «кастинга» упор был все-таки сделан на шахтеров и углепром, однако ни закон о повышении престижности шахтерского труда, ни спуски в шахту, ни особое внимание, ни даже перешедшие на сторону Тимошенко угольные генералы эффекта не дали.
И стоило Тимошенко потерять власть, как практически все ее луганские сторонники забыли о том, как красовались на биллбордах «Я свой выбор сделал».
ВПЕРЕД, ИЗ БЮТ
Наталия Королевская начала интеграцию в БЮТ в 2005 году, когда после «Помаранчевой революции» Тимошенко искала в восточном регионе новых союзников. В 2006 и 2007 гг. она стала народным депутатом по списку БЮТ, активно позиционировалась как «приближенная к Тимошенко». Однако уже как минимум год – с тех пор, как Юлия Владимировна находится в заключении - активно работает вне БЮТа, за что была исключена из фракции. Обилие ее рекламы, ее навязчивость и тотальная бессмысленность наталкивает на мысль о том, что регионалы активно поддерживают ее продвижение. Правда, банальность кампании и ее лозунгов особого оптимизма насчет будущего проекта «Украина-Вперед» не внушает. Скорее всего, роль партии Королевской заключается именно в отвлечении избирателей от Объединенной оппозиции, слабая попытка сформировать очередную «третью силу». Луганск и Луганскую область Королевская забросила, хотя до 2010 года ключевые ее усилия были направлены именно на шахтерскую тематику. По большому счету, Королевская покинула БЮТ и сейчас на политической карте находится очень близко к власти.
Также оставил БЮТ и ректор ЛНУ Виталий Курило. Но если Королевская проходила в Раду по спискам, находясь на 60-70-х позициях, то Курило был в списке 8-м, так сказать, один из «публичных лиц». В 2009-2010 гг. был фактически отстранен Наталией Королевской от руководства штабом Тимошенко, несмотря на то, что возглавлял областную организацию партии «Батьківщина». После прихода регионалов к власти вышел из фракции БЮТ и вступил в группу «тушек» «Реформы ради будущего», где в данное время и числится, а также лишился поста главы облорганизации партии Тимошенко. Судя по всему, он намерен оппонировать Виктору Тихонову на избирательном округе №113. Насколько серьезны намерения Курило – покажет первая неделя августа, но теоретически он способен испортить кампанию Тихонову.
Два непубличных луганских БЮТовца – Валерий Шаманов и Анатолий Ягоферов – как были, так и остаются в тени региональной политики. У Ягоферова нет шансов избраться по мажоритарному округу – он, хотя и лидер областной организации Партии «Реформы и Порядок», но, несмотря на это, человек крайне непубличный, и, следовательно, малоизвестный. Шаманов, периодически проводя кампании по повышению уровня узнаваемости (вроде размещения биллбордов) о своих намерениях еще нигде публично не заявлял.
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ОППОЗИЦИОНЕРОВ
А тем временем в рядах луганских тимошенковцев произошла условная смена караула. «Батькіщина» сформировала Объединенную оппозицию с «Фронтом Змін». Штаб Объединенной оппозиции на этих выборах возглавила Ирина Веригина, а кампанию – Игорь Лиски. Похоже, что эти две должности формально разделены только лишь для того, чтобы не обидеть руководителей партийных организаций «Батьківщини» и «Фронту Змін» соответственно.
Пока у Объединенной оппозиции никаких региональных месседжей нет – первую попытку их сформировать сделала Александра Кужель, называя конкретные предприятия в контексте критики действий региональной власти. Сейчас оппозиционеры якобы формируют команды в мажоритарных округах и определяются с вероятными кандидатами – и это притом, что Партия регионов в тех же округах уже выходит как минимум на второй уровень развития кампании. И пока они ведут переговоры с местными общественниками, многие из которых политики уже «наелись» и знают, времени остается все меньше. Затягивание этого процесса может также свидетельствовать и о кадровом дефиците. Похоже,нет у оппозиции и реальной структуры, развернутой сети первичных организаций, по понятным причинами нет административного ресурса. Таким образом, рассчитывать оппозиционеры в Луганской области могут на весьма скудный перечень медиа-ресурсов и своих идейных активистов, которые смогут проводить агитацию в полевых условиях. И если на общеукраинском уровне социсследования показывают, что рейтинг оппозиции сволне сопоставим с показателями партии власть, то в Луганской области разница как всегда большая и не в пользу оппозиционеров. В конце июля состоится съезд Объединенной оппозиции, на котором будут презентованы списки и претенденты на мажоритарные округа, по которым уже можно будет реально судить о перспективах «луганских» в оппозиции. Впрочем, до сих пор в этом лагере никто особо не задерживался. Хотя, если допустить что оппозиция выиграет выборы и возьмет большинство в парламенте, вес Лиски и Веригиной может существенно вырасти. До следующих выборов.
Читайте также: Шестой созыв: куда ушли депутаты-регионалы