Ритуальная помеха или знак «Осторожно»?

Сегодня мраморными могильными надгробьями вдоль автомобильных трасс не удивишь никого. Памятники с указанием дат рождения, смерти и фотографиями многие принимают за настоящие могилы. На самом деле под этими плитами чаще всего никто не покоится. Погибшие похоронены там, где им и положено, – на кладбищах. А эти знаки – дань памяти тому, чья жизнь оборвалась именно на этом роковом километре дороги. Мало того, набирает обороты традиция вывешивать похоронные венки и в городах – на осветительных опорах и деревьях. О том, что обочины дорог нужно очистить от ритуальной символики, в «Укравтодоре» заявили еще в феврале и предложили журналистам и общественности подумать, как неконфликтно развязать такой тонкий вопрос. Положить конец траурной моде решили и в Луганской области. Начальник  службы автомобильных дорог Алексей Дмитренко заявил на пресс-конференции, что с обочин дорог необходимо убрать памятники людям, погибшим в ДТП.

Подход к родственникам

найдут через

священников

В службе автомобильных дорог нашей области уверены, что ритуальная атрибутика довлеет на психику водителя, рассеивает его внимание за рулем. «Мы хотим цивилизованно решить этот вопрос. Через священников найти подход к родственникам погибших, деликатно убедить, что память нужно чтить на кладбище, а не на обочине дороги. Мы будем убеждать, пытаться воздействовать через индивидуальные беседы. Бульдозером сворачивать памятники никто не будет. Так нельзя, и мы это понимаем. Ведь за каждым крестом боль и горе утраты», – сказал нам Алексей Иванович. Дорожники объясняют, что такой практики, как наши придорожные «могильные клоны», не существует в других странах Европы. «Любому водителю и так понятно, что дорога опасна. Чтобы предупредить о наиболее опасном участке есть специальные знаки. В общем, будем просить родственников цивилизованно убрать памятники», – говорит Алексей Дмитренко.

Родственники:

«Пугало» для лихачей

Родственники не в восторге от такой инициативы и наотрез отказываются убирать кресты. «3 года назад погиб мой брат. Жуткая авария произошла. И мы поставили высокий крест у дороги специально, чтобы другие водители видели, опасались, притормаживали и аккуратно ехали в этом месте. Вот такой знак, не дорожный, действительно отрезвляет, заставляет собраться, подумать о соблюдении правил безопасности. Пусть грубо скажу: этот крест, как «пугало», для тех, кто за рулем. А для нас – место трагедии, и мы сюда приезжаем каждый год помянуть. Я никогда не уберу этот  крест, а если дорожные службы вывернут, то пусть этот грех будет на их совести», – рассказал «ВВ» родственник погибшего в ДТП луганчанин Андрей. Большинство родственников придерживаются такого же мнения. Для них участок гибели близкого – своеобразное «ритуальное» место, куда они приезжают в день смерти независимо от погодных условий.

Суеверные водители

боятся венков

Мы решили спросить мнение водителей, именно им приходится сталкиваться с псевдомогилами чаще всего. Большинство опрошенных «ВВ» высказывают мнение, что могилки не мешают, а наоборот, погребальная символика на дорогах – своеобразное напоминание о том, что нарушать правила чревато. «Я мотаюсь по Украине не первый год, на дорогах сплошные памятники, цветы и кресты. Меня это не пугает и не отвлекает. А еще у водителей-дальнобойщиков существует традиция – сигналить рядом с местом нашего погибшего коллеги. Пусть памятники, которые есть, остаются, а новые не появляются, иначе действительно через 50 лет дорога превратится в кладбище», – поделился мнением дальнобойщик Сергей.

«Мне вообще все равно, меня ничего не отвлекает от трассы. А если я вижу могилу, то это у меня вызывает чувство сострадания и жалости», – говорит водитель с 20-летним стажем Иван. Впрочем, так думают не все. Мистически настроенные автомобилисты уверены, что ритуальные знаки притягивают смерть, и только «за» очистку трассы от венков.

«Кто-то разбился насмерть, повесили венок, и на том месте труп за трупом, как назло, – говорит шофер Андрей. – Для памяти есть кладбище и церковь».

ГАИ: Кладбище у дороги

может стать причиной

аварии

За официальным комментарием мы обратились к инспектору отдела организации дорожного движения управления ГАИ в Луганской области Вячеславу Вольскому. В Госавтоинспекции ни в «пугающий», ни в «воспитательный» эффекты памятников на дорогах не верят. Там категорично заявляют, что для этого есть дорожные знаки! «На дороге есть знаки, которые предупреждают водителя об аварийном участке! Памятники у дороги – это самодеятельность граждан. Мы понимаем, что у родственников горе, но для скорби есть специальные места. Проезжая часть и обочина должны быть чистыми. Есть соответствующий Закон Украины «Об автомобильных дорогах», согласно которому запрещено размещать в пределах полосы отвода объекты, которые не являются составляющими автомобильных дорог. Кроме того, подобная ритуальная атрибутика является отвлекающим фактором для водителя. Также подобный памятник у дороги может служить причиной аварийности на дороге, такая плита может помешать водителю совершить маневр, например, выехать на обочину, если этого требует ситуация на дороге. В случае наезда на памятник или оградку водитель может повредить свой автомобиль», – отметил Вячеслав Вольский.

Мнение церкви:

для скорби есть

специальные места

Настоятель Святовладимирского кафедрального собора отец Игорь не категоричен в высказываниях: такой памятник у дороги – это место горя для родственников, и все же говорит, что для верующих существуют специально отведенные места для скорби, например, кладбище, церковь. «Я не первый год за рулем. Поверьте мне, такие знаки на дороге отвлекают и рассеивают внимание водителей, особенно молодых и неопытных. А с каждым годом их становится все больше», – говорит отец Игорь. По его мнению, предпочтительней для православных устанавливать памятник там, где человек похоронен, то есть на кладбище, а не на месте гибели. «Кроме того, многие памятники делают в форме креста, а на крест православный должен перекреститься. Представляете, если это произойдет на оживленной трассе?» – прокомментировали нам в храме. Кроме того, церковь предупреждает, что на месте псевдомогилы ни один священник не будет отпевать усопшего; если родственники все же уберут памятник, то, как вариант, можно заказать службу в церкви в память о погибшем.

Психолог: Памятник

сильнее, чем

дорожный знак

Напоследок мы решили выслушать мнение независимого психолога. «Памятники на дорогах – это дополнительная моральная нагрузка для водителя. С одной стороны, похоронная атрибутика более сильная, чем дорожный знак, и она способна напоминать водителю о том, что здесь происходили какие-то трагедии, и он должен быть крайне внимательным. Однако такую силу ритуальная атрибутика теряет, когда ее становится много. Для водителя, который едет по трассе не первый час, это становится фоном, который на него уже никакого воздействия не оказывает. Лично я против того, чтобы с дороги убрали существующие памятники. Это дополнительный сильный знак «Осторожно!» – сказала нам практикующий психолог Татьяна Удовенко.

Практически сложнее

В Украине на дорогах ежегодно гибнут тысячи человек. И если каждой жертве ДТП поставить памятник, дорога превратится в сплошной погост – это факт. Траурные венки со столбов могли бы убирать в городе службы, отвечающие за благоустройство. Между тем, у специалистов таких служб иной раз рука не поднимается снять со столба этот скорбный знак. Тем более закона, запрещающего вывешивать венки на столбах, пока нет. Когда он появится, то очистить столбы – конечно, если не брать во внимание нравственный аспект, – никакой проблемы не составит. Сложнее с памятниками на трассе. Теоретически можно очистить все загородные дороги. Но практически сложнее – как быть с чувствами родственников погибших? Видимо, на этот вопрос ответ даст время.

Наталья СЛАВИНА

Последние новости

  • Війна з РФ

Незламні, нескорені, неспинні: 10 років із заснування бригади "Азов"

5 травня 2014 року в Бердянську був створений батальйон патрульної служби міліції особливого призначення «Азов».… Read More

4 години назад
  • Суспільство

Ім’я, яке російська імперія та радянська влада хотіли забути: історія Олексія Алчевського

Олексій Алчевський — український банкір, фінансист-реформатор, промисловець, меценат, засновник гірничих і металургійних підприємств на Донеччині… Read More

20 години назад
  • Суспільство

Повідомляти про "зв'язки" з людьми в окупації, або що не так із новоприйнятим законом

25 квітня Верховна Рада України проголосувала за закон «Про внесення змін до Кодексу законів про… Read More

2 дні назад
  • Війна з РФ

Як знайти зниклу безвісти людину на окупованій території: алгоритм дій

Випадки насильницьких зникнень та свавільних затримань українців на тимчасово окупованих територіях стають все більш масовими… Read More

2 дні назад
  • Війна з РФ

"Нелояльні мешканці" та свавільні затримання. Як росія вчиняє черговий злочин проти людяності в окупації на сході України

Окупанти здійснюють жорстоку політику репресій, спрямовану проти мирного населення на тимчасово окупованих територіях. Їхня мета… Read More

2 дні назад
  • Суспільство

Ірина Болткова: досьє начальниці Міловської селищної військової адміністрації Старобільського району

Болткова Ірина Іванівна — родом з Сєвєродонецька, за освітою економіст. Тривалий час працювала у приватному… Read More

3 дні назад

This website uses cookies.