![Экстернат, "дистанционка" и даже уроки предпринимательства: как происходит реинтеграция школьников](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/09/Dystantsyonnoe-obuchenye-1070x580.png)
Экстернат, "дистанционка" и даже уроки предпринимательства: как происходит реинтеграция школьников
Среди украинских школьников, первого сентября начавших новый учебный год, есть дети, обучение для которых проходит сложнее, чем для других. Речь о школьниках с оккупированных Россией территорий, а также из населенных пунктов, приближенных к контактной линии. «Восточный вариант» выяснял, какие условия для реинтеграции таких школьников предоставляет Украина, и собрал полезные советы и контакты.
Первое сентября уже отшумело в социальных сетях и информационном пространстве, а потому самое время поговорить о сути школьного обучения в Луганской и Донецкой областях.
Ученики школ с оккупированных территорий имеют право получать украинское образование в школах с подконтрольной Украине территории. Для этого существует несколько вариантов обучения: экстерн и дистанционное. И если о механизмах поступления в высшие учебные заведения детей с ОРДЛО говорят много, то о механизмах обучения в украинских школах информации меньше.
Исправляем эту ситуацию. А кроме этого еще расскажем, какие новые и современные учебные программы запускаются в школах вблизи контактной линии, и как эти программы помогают детям в их реинтеграции.
Дистанционное обучение — главный инструмент для школьников из ОРДЛО
Дети с оккупированных территорий имеют возможность поступать в украинские вузы, не сдавая ВНО, а пользуясь учебными центрами «Донбас–Украина». Однако, нынешние одиннадцатиклассники с оккупированных территорий на начало оккупации заканчивали третий класс. Большинство своего обучения в школе они провели без доступа к украинским программам — не учили украинский язык, литературу и историю, а потому в университетах им будет сложнее. И чтобы хоть как-то исправить ситуацию, Украина предлагает таким детям учиться в украинских школах дистанционно.
Что нужно знать о таком обучении?
Во-первых, для детей в оккупации это возможность дополнительно учить предметы по украинской программе, ходя в школу на оккупированной территории. Обучение проходит онлайн в скайпе. Время дня для дистанционного обучения ребенок выбирает самостоятельно. Например, если он ходит в школу в первой половине дня, то учиться дистанционно может во второй половине. И наоборот.
Во-вторых, дистанционное обучение — это не самостоятельное освоение предметов, а обучение с учителем. Да, нужно делать домашние работы, проходить точки контроля — самостоятельные и контрольные работы, а также сдавать экзамены. В частности, государственную итоговую аттестацию после девятого класса и ВНО после 11-го. При этом ГИА можно сдавать дистанционно, а ВНО — лично.
![Ирина Жданова](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/09/reyntehratsyia-shkolnykov_02-1024x683.jpg)
Здесь важный момент. Дети из ОРДЛО оставляют за собой право поступать и без сдачи ВНО. Это касается ситуаций, когда российские боевики не пропускают абитуриентов для сдачи экзаменов.
«В таких ситуациях не нужно опускать руки. Поскольку, есть дополнительная сессия ВНО. А также эти дети могут поступать через образовательные центры без ВНО», — отметила руководительница фонда «Открытая политика» Ирина Жданова.
В-третьих, попасть на дистанционное обучение можно только в первом полугодии, то есть до Нового года. Сделать это во втором семестре нельзя.
Что нужно для перехода на «дистанционку»?
В первую очередь выбрать школу. Возможность дистанционного обучения есть не в каждой школе. (Перечень школ, где такая опция предусмотрена, вы найдете в конце статьи).
Далее нужно написать заявление и отправить его скан вместе с другими документами на электронный адрес школы. После этого ожидать ответа от администрации школы.
В государственных школах дистанционное обучение бесплатное. Перейти на него могут не только дети с оккупированных территорий, но и дети из населенных пунктов, приближенных к контактной линии.
Чем экстернат отличается от «дистанционки»?
В отличие от дистанционного обучения, дети, которые учатся на экстернате, не имеют непосредственного общения с учителями, а осваивают материал самостоятельно. При этом к ним остается требование сдачи годового оценивания.
Дети получают электронные учебники, сами выбирают время для своего обучения по ним, и осваивают программу.
Процедура попадания на экстернат в украинскую школу такая же, как и в дистанционном образовании. Однако, перечень школ, которые дают возможность учиться на экстернате, другой.
Еще одно отличие от дистанционного образования заключается в том, что написать заявление и отправить документы на экстернат можно в любое время в течение года.
Однако, Ирина Жданова советует детям с оккупированных территорий выбирать дистанционное обучение.
![дистанційка](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/09/dystantsiyka-1024x683.jpg)
«Сейчас идет восьмой год оккупации, и мы понимаем, что детям сложно освоить материал на украинском языке. При этом учителя могут поддержать, мотивировать к обучению, объяснить то, что непонятно. А на экстернате это придется делать родителям. Поэтому лучше выбирать дистанционку, а экстернат только на крайний случай, когда решение принимается уже во втором полугодии, и чтобы не терять год, дети переходят на экстернат», — отметила Ирина Жданова.
По ее словам, четкой статистики по количеству детей, которые учатся на дистанционном обучении и экстернате, нет. Однако, в прошлые годы их количество составляло около трех тысяч.
Какие онлайн-курсы помогут сдать ВНО
Как уже отмечалось выше, дети, которые учатся на экстернате и дистанционно, должны сдавать ВНО. Для качественной подготовки к нему существует несколько онлайн возможностей. Расскажем о трех основных.
Первая — это сайт «Доступна освіта». Там загружены уроки украинского языка, украинской литературы, истории Украины и математики. А также работает тестовая версия веб-тренажера, где после освоения теории можно отработать навыки на текстах.
![реинтеграция школьников](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/09/reyntehratsyia-shkolnykov-1024x576.png)
Получить доступ к материалам «Доступна освіта» могут все желающие. Это бесплатно и не требует регистрации.
Второй путь — курсы на платформе «Prometheus». Там можно подтянуть математику, историю Украины, украинский язык и литературу. Кстати, преподавательницей одного из курсов, а именно истории Украины, является учительница из Марьинки Татьяна Филипенко.
Курсы на «Prometheus» бесплатные, однако требуют регистрации.
Третья возможность для самостоятельного обучения — уроки на Youtube-канале научного лицея имени Чурюмова. Там выложены лекции по математике, истории Украины и украинскому языку.
Школьное социальное предпринимательство — новый курс для детей на востоке
Не так давно у украинских школ появилась возможность вводить новый нестандартный урок для своих учеников — школьное социальное предпринимательство. Это факультатив, во время которого дети из разных классов объединяются в команду и после изучения теории создают свою школьную фирму.
В процессе своей работы школьники делят роли и начинают производить продукт. С помощью школы и партнерских организаций этот продукт реализуют, а вырученные средства используют для определенной социальной цели. Иными словами, решают определенную проблему своего города или села.
На Луганщине и Донетчине уже есть примеры таких школьных фирм.
Одиннадцатиклассник Кирилл Пелецкий из города Горское Луганской области — директор фирмы Wood&Kids.ua, которая производит деревянные игрушки. Кирилл рассказывает, что школьная фирма заработала в конце прошлого учебного года. Детям предложили попробовать свои силы в социальном предпринимательстве. Они прошли теоретический курс, и определились с социальной целью — озеленить город. Для этого планируют закупать и высаживать деревья.
![реинтеграция школьников](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/09/reyntehratsyia-shkolnykov_05.jpg)
В команде кроме директора также художник, финансист, технолог и пиарщик. В каталоге фирмы развивающие игрушки, а также игрушки, напоминающие элементы популярных компьютерных игр. Например, керамбит из компьютерной игры CS GO.
Фирма также производит игрушки и на заказ, которых нет в каталоге.
Вырезают игрушки на лазерно-гравировальном станке. Весь процесс сопровождает куратор — учитель информатики и труда. Своим социальным предприятием дети занимаются два раза в неделю — 2 часа.
![реинтеграция школьников](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/09/reyntehratsyia-shkolnykov.jpg)
Как отметил Кирилл, первый материал для продукции фирмы, а именно фанеру, предоставило предприятие, изготавливающее часы из дерева. Оно является партнером гимназии.
По словам тренера по социальному предпринимательству Алины Бочарниковой, которая работает с Wood&Kids.ua, дети серьезно относятся к задачам и болеют за результат — по несколько раз могут переделать деталь, чтобы было как на картинке.
![реинтеграция школьников](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/09/reyntehratsyia-shkolnykov_04.jpg)
«Каждый в фирме занимается тем, в чем он сильнейший. Директор — ведет переговоры и коммуникации с партнерами, конструктор (он еще и по совместительству обожает самолеты и после школы посещает кружок авиамоделирования) сам проектирует в специальной программе макеты игрушек, художница — создает уникальные узоры, ученик-финансист мечтает в будущем стать финансовым специалистом и тщательно ведет учет материалов и финансов», — рассказала Алина.
Задача взрослых, по ее словам, организовать пространство, где дети могут реализовать себя. Учитель-куратор координирует производство, помогает и следит за техникой безопасности в кабинете труда. С продажей и документооборотом ученикам помогает молодежная организация Help Young Foundation. Идеи игрушек, их дизайн, рекламные кампании, создание контента — это зона ответственности учеников.
![реинтеграция школьников](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/09/reyntehratsyia-shkolnykov_03-1024x768.jpg)
Уже этой осенью ребята планируют высадить первую партию деревьев. Следующая запланирована на весну.
«Мы понимаем, что фанера, которую мы используем для производства, тоже изготавливается из дерева, хоть там его и незначительное количество. Поэтому мы хотим высаживать больше, чем мы используем для нашей продукции. К тому же в нашем городе вырубают много деревьев, чтобы делать дороги. И это актуальная проблема сейчас», — отметил Кирилл.
Он добавил, что после того, как окончит школу, предприятием будут заниматься дети из младших классов.
Чем занимаются другие школьные фирмы в Луганской и Донецкой областях
Учебная программа факультатива по социальному предпринимательству для учеников 8-11 классов стартовала только в прошлом году. Учреждения общего образования, при необходимости, могут добавить этот курс в расписание уроков, но не обязаны отчитываться об этом. Поэтому официальной статистики, сколько таких ученических фирм начало работу, нет.
И по словам тренерки Алины Бочарниковой, именно в Луганской и Донецкой областях возникли первые известные на всю Украину социальные школьные предприятия. Алина рассказывает о некоторых из них.
📌 Школьная фирма «МАЙ_fox», Лисичанск
Предприятие создали по инициативе 12 школьников, которые прошли внешкольное тренинговое обучение по социальному предпринимательству. Школьники занимаются переработкой подержанных вещей (одежды) и используют ткань повторно. Ученики шьют пуфы, экосумки, пеналы и игрушки из старых джинсов.
Хит продаж — трендовые поясные сумки «Druzhбанки». Заказ изготавливают индивидуально с учетом вкусов клиента. Таким образом команда учеников хочет повысить экосознание жителей города и решить проблему чрезмерного потребления вещей и их утилизации
Команда даже сделала первый прототип собственного сайта.
📌 «Вакуваті», Краматорск
Одна из первых школьных фирм страны. Ученики наладили текстильное производство экосумок. Для производства также используют ткань из одежды, которая уже не используется. Полученные средства ученики инвестируют в поддержку школьных инициатив и обновление оборудования в школе. Ученики бросили вызов пластиковым пакетикам.
По словам Алины Бочарниковой, социальные проблемы могут подавлять и демотивировать, а могут наоборот мобилизовать и объединить ресурсы вокруг важной идеи.
![Вакуваті](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/09/Vakuvati.jpg)
«Некому позаботиться о бездомных животных — можно создать ветеринарную клинику, которая лечит домашних животных и направляет прибыль на финансирование приюта для животных. Есть незрячие люди без работы — запускаем колл-центр, где они могут работать наравне с другими. Не нравятся пластиковые бутылки под ногами — открываем сортировочную станцию и формируем новую норму поведения. Социальных проблем хватает, стране нужны социальные предприниматели, люди, которые готовы возглавлять изменения и социальный бизнес. Поэтому важно еще в школе готовить активную молодежь, умеющую планировать доходы и расходы, продумывать производство и внедрять изменения, чтобы жить в городе, который нравится», — отметила Алина Бочарникова.
Полезные советы и контакты
Наконец, даем несколько ресурсов и контактов, которые могут пригодиться школьникам с востока и их родителям.
Для тех, кто планирует выбрать дистанционное образование, полезным будет перечень школ, которые предоставляют такую возможность: Донецкая область, Луганская область.
Также существует перечень школ, где можно учиться на экстернате: Донецкая область, Луганская область.
Однако, актуальный перечень школ лучше уточнять в областных департаментах образования и науки:
Луганская область: +38 (06452) 5-48-73
Донецкая область: +38 (095) 314-15-75; +38 (067) 116-44-54.
Для родителей существует специальная инструкция по дистанционному обучению.
Похожая инструкция есть и для самих школьников.
Также несколько плюшек для тех, кто заинтересовался школьным социальным предпринимательством:
ЗДЕСЬ можно найти руководство, ЗДЕСЬ — учебный онлайн курс, ЗДЕСЬ — еще один учебный курс, а также два видеоурока (первый и второй).
***
![transition](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/08/transition_lg_v2.gif)
Проєкт реалізується онлайн-виданням "Східний Варіант" за фінансової підтримки Міністерства закордонних справ Чеської Республіки в рамках Transition Promotion Program. Погляди, викладені у цьому матеріалі, належать авторам і не відображають офіційну позицію МЗС Чеської Республіки.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.