Экстернат, "дистанционка" и даже уроки предпринимательства: как происходит реинтеграция школьников
Среди украинских школьников, первого сентября начавших новый учебный год, есть дети, обучение для которых проходит сложнее, чем для других. Речь о школьниках с оккупированных Россией территорий, а также из населенных пунктов, приближенных к контактной линии. «Восточный вариант» выяснял, какие условия для реинтеграции таких школьников предоставляет Украина, и собрал полезные советы и контакты.
Первое сентября уже отшумело в социальных сетях и информационном пространстве, а потому самое время поговорить о сути школьного обучения в Луганской и Донецкой областях.
Ученики школ с оккупированных территорий имеют право получать украинское образование в школах с подконтрольной Украине территории. Для этого существует несколько вариантов обучения: экстерн и дистанционное. И если о механизмах поступления в высшие учебные заведения детей с ОРДЛО говорят много, то о механизмах обучения в украинских школах информации меньше.
Исправляем эту ситуацию. А кроме этого еще расскажем, какие новые и современные учебные программы запускаются в школах вблизи контактной линии, и как эти программы помогают детям в их реинтеграции.
Дистанционное обучение — главный инструмент для школьников из ОРДЛО
Дети с оккупированных территорий имеют возможность поступать в украинские вузы, не сдавая ВНО, а пользуясь учебными центрами «Донбас–Украина». Однако, нынешние одиннадцатиклассники с оккупированных территорий на начало оккупации заканчивали третий класс. Большинство своего обучения в школе они провели без доступа к украинским программам — не учили украинский язык, литературу и историю, а потому в университетах им будет сложнее. И чтобы хоть как-то исправить ситуацию, Украина предлагает таким детям учиться в украинских школах дистанционно.
Что нужно знать о таком обучении?
Во-первых, для детей в оккупации это возможность дополнительно учить предметы по украинской программе, ходя в школу на оккупированной территории. Обучение проходит онлайн в скайпе. Время дня для дистанционного обучения ребенок выбирает самостоятельно. Например, если он ходит в школу в первой половине дня, то учиться дистанционно может во второй половине. И наоборот.
Во-вторых, дистанционное обучение — это не самостоятельное освоение предметов, а обучение с учителем. Да, нужно делать домашние работы, проходить точки контроля — самостоятельные и контрольные работы, а также сдавать экзамены. В частности, государственную итоговую аттестацию после девятого класса и ВНО после 11-го. При этом ГИА можно сдавать дистанционно, а ВНО — лично.
Здесь важный момент. Дети из ОРДЛО оставляют за собой право поступать и без сдачи ВНО. Это касается ситуаций, когда российские боевики не пропускают абитуриентов для сдачи экзаменов.
«В таких ситуациях не нужно опускать руки. Поскольку, есть дополнительная сессия ВНО. А также эти дети могут поступать через образовательные центры без ВНО», — отметила руководительница фонда «Открытая политика» Ирина Жданова.
В-третьих, попасть на дистанционное обучение можно только в первом полугодии, то есть до Нового года. Сделать это во втором семестре нельзя.
Что нужно для перехода на «дистанционку»?
В первую очередь выбрать школу. Возможность дистанционного обучения есть не в каждой школе. (Перечень школ, где такая опция предусмотрена, вы найдете в конце статьи).
Далее нужно написать заявление и отправить его скан вместе с другими документами на электронный адрес школы. После этого ожидать ответа от администрации школы.
В государственных школах дистанционное обучение бесплатное. Перейти на него могут не только дети с оккупированных территорий, но и дети из населенных пунктов, приближенных к контактной линии.
Чем экстернат отличается от «дистанционки»?
В отличие от дистанционного обучения, дети, которые учатся на экстернате, не имеют непосредственного общения с учителями, а осваивают материал самостоятельно. При этом к ним остается требование сдачи годового оценивания.
Дети получают электронные учебники, сами выбирают время для своего обучения по ним, и осваивают программу.
Процедура попадания на экстернат в украинскую школу такая же, как и в дистанционном образовании. Однако, перечень школ, которые дают возможность учиться на экстернате, другой.
Еще одно отличие от дистанционного образования заключается в том, что написать заявление и отправить документы на экстернат можно в любое время в течение года.
Однако, Ирина Жданова советует детям с оккупированных территорий выбирать дистанционное обучение.
«Сейчас идет восьмой год оккупации, и мы понимаем, что детям сложно освоить материал на украинском языке. При этом учителя могут поддержать, мотивировать к обучению, объяснить то, что непонятно. А на экстернате это придется делать родителям. Поэтому лучше выбирать дистанционку, а экстернат только на крайний случай, когда решение принимается уже во втором полугодии, и чтобы не терять год, дети переходят на экстернат», — отметила Ирина Жданова.
По ее словам, четкой статистики по количеству детей, которые учатся на дистанционном обучении и экстернате, нет. Однако, в прошлые годы их количество составляло около трех тысяч.
Какие онлайн-курсы помогут сдать ВНО
Как уже отмечалось выше, дети, которые учатся на экстернате и дистанционно, должны сдавать ВНО. Для качественной подготовки к нему существует несколько онлайн возможностей. Расскажем о трех основных.
Первая — это сайт «Доступна освіта». Там загружены уроки украинского языка, украинской литературы, истории Украины и математики. А также работает тестовая версия веб-тренажера, где после освоения теории можно отработать навыки на текстах.
Получить доступ к материалам «Доступна освіта» могут все желающие. Это бесплатно и не требует регистрации.
Второй путь — курсы на платформе «Prometheus». Там можно подтянуть математику, историю Украины, украинский язык и литературу. Кстати, преподавательницей одного из курсов, а именно истории Украины, является учительница из Марьинки Татьяна Филипенко.
Курсы на «Prometheus» бесплатные, однако требуют регистрации.
Третья возможность для самостоятельного обучения — уроки на Youtube-канале научного лицея имени Чурюмова. Там выложены лекции по математике, истории Украины и украинскому языку.
Школьное социальное предпринимательство — новый курс для детей на востоке
Не так давно у украинских школ появилась возможность вводить новый нестандартный урок для своих учеников — школьное социальное предпринимательство. Это факультатив, во время которого дети из разных классов объединяются в команду и после изучения теории создают свою школьную фирму.
В процессе своей работы школьники делят роли и начинают производить продукт. С помощью школы и партнерских организаций этот продукт реализуют, а вырученные средства используют для определенной социальной цели. Иными словами, решают определенную проблему своего города или села.
На Луганщине и Донетчине уже есть примеры таких школьных фирм.
Одиннадцатиклассник Кирилл Пелецкий из города Горское Луганской области — директор фирмы Wood&Kids.ua, которая производит деревянные игрушки. Кирилл рассказывает, что школьная фирма заработала в конце прошлого учебного года. Детям предложили попробовать свои силы в социальном предпринимательстве. Они прошли теоретический курс, и определились с социальной целью — озеленить город. Для этого планируют закупать и высаживать деревья.
В команде кроме директора также художник, финансист, технолог и пиарщик. В каталоге фирмы развивающие игрушки, а также игрушки, напоминающие элементы популярных компьютерных игр. Например, керамбит из компьютерной игры CS GO.
Фирма также производит игрушки и на заказ, которых нет в каталоге.
Вырезают игрушки на лазерно-гравировальном станке. Весь процесс сопровождает куратор — учитель информатики и труда. Своим социальным предприятием дети занимаются два раза в неделю — 2 часа.
Как отметил Кирилл, первый материал для продукции фирмы, а именно фанеру, предоставило предприятие, изготавливающее часы из дерева. Оно является партнером гимназии.
По словам тренера по социальному предпринимательству Алины Бочарниковой, которая работает с Wood&Kids.ua, дети серьезно относятся к задачам и болеют за результат — по несколько раз могут переделать деталь, чтобы было как на картинке.
«Каждый в фирме занимается тем, в чем он сильнейший. Директор — ведет переговоры и коммуникации с партнерами, конструктор (он еще и по совместительству обожает самолеты и после школы посещает кружок авиамоделирования) сам проектирует в специальной программе макеты игрушек, художница — создает уникальные узоры, ученик-финансист мечтает в будущем стать финансовым специалистом и тщательно ведет учет материалов и финансов», — рассказала Алина.
Задача взрослых, по ее словам, организовать пространство, где дети могут реализовать себя. Учитель-куратор координирует производство, помогает и следит за техникой безопасности в кабинете труда. С продажей и документооборотом ученикам помогает молодежная организация Help Young Foundation. Идеи игрушек, их дизайн, рекламные кампании, создание контента — это зона ответственности учеников.
Уже этой осенью ребята планируют высадить первую партию деревьев. Следующая запланирована на весну.
«Мы понимаем, что фанера, которую мы используем для производства, тоже изготавливается из дерева, хоть там его и незначительное количество. Поэтому мы хотим высаживать больше, чем мы используем для нашей продукции. К тому же в нашем городе вырубают много деревьев, чтобы делать дороги. И это актуальная проблема сейчас», — отметил Кирилл.
Он добавил, что после того, как окончит школу, предприятием будут заниматься дети из младших классов.
Чем занимаются другие школьные фирмы в Луганской и Донецкой областях
Учебная программа факультатива по социальному предпринимательству для учеников 8-11 классов стартовала только в прошлом году. Учреждения общего образования, при необходимости, могут добавить этот курс в расписание уроков, но не обязаны отчитываться об этом. Поэтому официальной статистики, сколько таких ученических фирм начало работу, нет.
И по словам тренерки Алины Бочарниковой, именно в Луганской и Донецкой областях возникли первые известные на всю Украину социальные школьные предприятия. Алина рассказывает о некоторых из них.
📌 Школьная фирма «МАЙ_fox», Лисичанск
Предприятие создали по инициативе 12 школьников, которые прошли внешкольное тренинговое обучение по социальному предпринимательству. Школьники занимаются переработкой подержанных вещей (одежды) и используют ткань повторно. Ученики шьют пуфы, экосумки, пеналы и игрушки из старых джинсов.
Хит продаж — трендовые поясные сумки «Druzhбанки». Заказ изготавливают индивидуально с учетом вкусов клиента. Таким образом команда учеников хочет повысить экосознание жителей города и решить проблему чрезмерного потребления вещей и их утилизации
Команда даже сделала первый прототип собственного сайта.
📌 «Вакуваті», Краматорск
Одна из первых школьных фирм страны. Ученики наладили текстильное производство экосумок. Для производства также используют ткань из одежды, которая уже не используется. Полученные средства ученики инвестируют в поддержку школьных инициатив и обновление оборудования в школе. Ученики бросили вызов пластиковым пакетикам.
По словам Алины Бочарниковой, социальные проблемы могут подавлять и демотивировать, а могут наоборот мобилизовать и объединить ресурсы вокруг важной идеи.
«Некому позаботиться о бездомных животных — можно создать ветеринарную клинику, которая лечит домашних животных и направляет прибыль на финансирование приюта для животных. Есть незрячие люди без работы — запускаем колл-центр, где они могут работать наравне с другими. Не нравятся пластиковые бутылки под ногами — открываем сортировочную станцию и формируем новую норму поведения. Социальных проблем хватает, стране нужны социальные предприниматели, люди, которые готовы возглавлять изменения и социальный бизнес. Поэтому важно еще в школе готовить активную молодежь, умеющую планировать доходы и расходы, продумывать производство и внедрять изменения, чтобы жить в городе, который нравится», — отметила Алина Бочарникова.
Полезные советы и контакты
Наконец, даем несколько ресурсов и контактов, которые могут пригодиться школьникам с востока и их родителям.
Для тех, кто планирует выбрать дистанционное образование, полезным будет перечень школ, которые предоставляют такую возможность: Донецкая область, Луганская область.
Также существует перечень школ, где можно учиться на экстернате: Донецкая область, Луганская область.
Однако, актуальный перечень школ лучше уточнять в областных департаментах образования и науки:
Луганская область: +38 (06452) 5-48-73
Донецкая область: +38 (095) 314-15-75; +38 (067) 116-44-54.
Для родителей существует специальная инструкция по дистанционному обучению.
Похожая инструкция есть и для самих школьников.
Также несколько плюшек для тех, кто заинтересовался школьным социальным предпринимательством:
ЗДЕСЬ можно найти руководство, ЗДЕСЬ — учебный онлайн курс, ЗДЕСЬ — еще один учебный курс, а также два видеоурока (первый и второй).
***
Проєкт реалізується онлайн-виданням "Східний Варіант" за фінансової підтримки Міністерства закордонних справ Чеської Республіки в рамках Transition Promotion Program. Погляди, викладені у цьому матеріалі, належать авторам і не відображають офіційну позицію МЗС Чеської Республіки.