Российские жулики воруют у украинцев деньги под видом "ПриватБанка". Как распознать аферистов и что делать? (фото)
С недавнего времени в Facebook появилась реклама Privatbank, которая предлагает пройти ненавязчивый социологический опрос и получить за него от 10 тысяч гривен.
Александр Poison Нечай, Восточный вариант
“Восточный вариант” выяснил, откуда появилось подобное предложение и объясняет как не попасть впросак, видя подобную рекламу.
В первую очередь, на рекламе в Facebook видно, что страница не имеет к реальному банку никакого отношения, так как в описании страницы написано, что Privatbank занимается домашним декором (Home Decor), а ниже видно, что адрес у ссылки на страницу совсем не украинский - домен находится в зоне .ru.
Условия опроса выглядят следующим образом:
"Участвуй в опросе и получай гарантированные выплаты.
Принять участие в Опросе и получить выплату может каждый, только один раз. Главное преимущество в том, что у нас нету проигравших, вознаграждение получает каждый участник.
Условия участия очень просты, Вам нужно перейти на сайт опроса, заполнить идентификационные данные (ФИО), после чего наша система подберет для вас оплачиваемые вопросы, как правило от 5 до 10 вопросов от наших спонсоров. После получения вопросов вам нужно отвечать на них - выбирая один вариант из четырех предложенных.
Денежное вознаграждение за полностью пройденный опрос составляет от 10.000 до 60.000 гривен! Деньги поступают на карту в течении 5-10 минут!"
Далеев в "опросе" предлагается выбрать один из четырех брендов духов, напитков, авто, мобильных телефонов, банков, наручных часов и т.д.
В процессе "опроса" потенциальная жертва проходит несколько сайтов - первый, который в доменной зоне .ru, второй для собственно "опроса" и третий - на котором нужно ввести данные своей платежной карты находятся уже во всемирном .com.
Сервис Whois сообщает, что данные владельцев всех трех сайтов скрыты. Только о последнем мы узнаём, что он зарегистрирован в Панаме, что, в принципе, можно сделать хоть из Москвы, хоть из любой другой точки мира.
Основной подвох “опроса” заключается в следующем - на одной из страниц респонденту сообщают, что у него со счета будет списана 121 гривна в качестве “закрепительного платежа”. Это операция, по словам жуликов, необходима для того, чтобы можно было совершить две транзакции, так как сумма за прохождение “опроса” дробится на две части и зарегистрировать участника для дальнейших переводов.
И при подтверждении действия пользователь переходит на самую важную для мошенников страницу. На ней просят указать все данные карты (включая CVV2), номер телефона, электронный адрес, имя и фамилию.
Для подтверждения якобы “правдивости акции” на сайте с опросом можно посмотреть отзывы, которые, судя по маркерам, описанным ниже, писали граждане России.
Есть ряд признаков, помимо вышеописанных домена и домашнего декора, которые позволяют идентифицировать иностранцев, не знакомых с местными особенностями, а, соответственно, вряд ли представляющих интересы самого крупного банка на территории Украины.
Первое, что бросается в глаза, - это отсутствие фирменного стиля и телефонов горячей линии для справок. “ПриватБанк” никогда не отходит от своей зелено-черно-белой расцветки и везде ставит одни и те же корпоративные шрифты. Номер его горячей линии известен большинству - 3700. В исключительных случаях, которых до сих пор не было, это может быть номер, начинающийся на 0 800.
Кроме того, отзывы и комментарии к ним пишут явно не украинцы:
-
в Украине, к сожалению, редко изпользуют знак гривны ₴ (в отличие от РФ, где знак рубля ₽ используют повсеместно) и совсем не пишут uah (международное обозначение украинской гривни);
-
на российское происхождение мошенников указывает наличие логотипа платежной системы "Мир", который изображен на стилизованной платежной карте якобы “Привата”. Данная система действует только в РФ и на нее год назад в принудительном порядке год назад перевели всех бюджетников и студентов.
-
в комментариях используют суммы в тысячах рублей.
Буквально сегодня, 11 июля, журналист Алексей Фалин опубликовал на своей странице в Facebook, подробную визуальную инструкцию, что делать в случае обнаружения таких мошенников? Все просто - жаловаться администрации социальной сети, чтобы их заблокировали и зараза не распространялась дальше.
В самом “ПриватБанке” “Восточному варианту” рассказали, что служба безопасности обратилась ко всем платежным сервисам, с помощью которых собирают и выводят деньги, с требованием заблокировать незаконные операции и использование украинских банковских карт в мошеннических схемах. Помимо этого, заявление о “схеме” злоумышленников “ПриватБанк” отправил в Киберполициию. Пресс-служба в комментарии сообщила следующее:
“В последнее время в Instagram, facebook и других социальных сетях стали появляться “розыгрыши”, сообщения о денежном призе, “опросы” и “тесты”, опубликованные либо от имени ПриватБанка, либо даже от имени госучреждений.
Под предлогом выплаты денежного выигрыша мошенники предлагают пользователям перевести определенную сумму, якобы для “подтверждения” получения выигрыша либо предлагают заплатить “налог с выигрыша”. После чего полученный перевод злоумышленники выводят на свои личные счета. Такие платежи, как правило, они собирают через российские платежные агрегаторы SimplePay или WalletOne.
В ПриватБанке призывают пользователей социальной сетей не переходить по сомнительным ссылкам. Также не стоит регистрироваться на неизвестных сайтах и передавать мошенникам персональные данные. Банк никогда не проводил опросы с подобными розыгрышами через социальные сети или сторонние сайты. Кроме того, сотрудники банка никогда не спрашивают конфиденциальную информацию о счетах и картах в банке.
Представители банка призывают и просят отправлять жалобы на подобные подозрительные сообщения администраторам сетей. Все официальные акции банка можно найти по ссылке”.