Плетут для Украины: как “Северодонецкие паучки” помогают армии
Сплели километры маскировочных сеток, своим ежедневным трудом развеивают мифы про “непатриотичный Восток” и даже соединили любящие сердца. “Восточный вариант” побывал в гостях у волонтеров группы “Северодонецкие паучки”
“Заспіваймо пісню за Україну…”. Достаточно удивительно для Северодонецка, но из-за дверей одного из кабинетов этого небольшого офисного здания минимум раз в неделю можно услышать украинские песни в исполнении женских голосов. Именно там, в тесной от материалов и уже готовых изделий, но такой уютной комнате, уже 6 лет маскировочные сети для армии плетут “Северодонецкие паучки”.
“А сколько вам платят?”
А начиналось все в 2014 с оккупации. Каждый день патриотичные северодончанки ждали, когда увидят над городским советом украинский флаг. Когда же город освободили, стали думать, чем могут помочь армии. И уже осенью начали плести сети.
“Люди несли материалы, у кого что было. Смотрели в интернете, как и что нужно делать. Так и сами научились, собралась наша команда. Мы в своем городе поняли, как важно иметь свою страну, иметь свое, родное. Мы так свой флаг каждый день выглядывали. Мы поняли, как это все дорого, именно когда осознали, что можем проснуться в какой-то другой стране. Именно в этот момент остро почувствовали себя украинцами. Нас сперва пугали – да вы что, вам и гранату в офис могут кинуть. Но было не страшно. Была уверенность, что это нужно делать. Мы шли сюда каждый день. Кого-то на работе спрашивали – а сколько вам платят? До сих пор спрашивают, людям сложно поверить, что мы все делаем бесплатно”, – улыбается руководитель группы “Северодонецкие паучки” Наталья Касаткина.
Название группы родилось тогда же, в 2014 году. Пришло само собой – ведь именно пауки славятся своим плетением. Теперь фирменный знак украшает каждую сеть. К нему обычно добавляем желто-голубые браслеты. “Паучок” для волонтеров не только своеобразный знак качества, но и способ передать привет воинам. Глубокое уважение к своей армии – это чувство тут объединяет всех. “Наші хлопці” – так нежно и с любовью называют защитников.
“Что поразило, так это то, как еще в 14 году во время активных боевых действий мы собирали военным какие-то продукты, а они что-то возьмут, а остальное оставят. Другим, говорят, передайте, вдруг кому-то нужнее. И это при очень плохом обеспечении. Еще был случай интересный: был День независимости, мы собрались поплести. Ну и песни попеть, чаю попить. И как раз приехали военные тут по соседству сделать ксерокопии. Рассказывают: “Слышим, звучит гимн Украины. Вокруг нет никого, все закрыто, Восток страны, и из неоткуда гимн!”. Мы их пригласили к себе, это была 24 бригада, нам было очень приятно с ними познакомиться”, – рассказывают мастерицы.
100 квадратов в неделю
Технология не сложная, показывает Наталья. На деревянную раму натягивают рыбацкую сеть. Каждую ячейку оплетают тонкими полосками ткани. Она должна быть натуральной, чтобы не плавилась во время обстрелов. Полоски завязывают и закрепляют.
У каждой волонтерской группы особый узор плетения. “Паучки” свой нашли не сразу, но теперь, говорят, их сети удобные в использовании и крепкие. Несколько часов работы – и маскировочная сеть готова. Размеры разные – для крупной техники 10 на 16 метров, есть и совсем маленькие 3 на 3 метра. Все зависит от заказа. Летом сетки серо-зеленые, зимой нужны белые.
“Сейчас плетем примерно 2 сетки в неделю – это 100 квадратных метров. Но раньше, когда только начинали, в 14-15 году, в две смены работали, мы их даже не считали, работали без выходных. Сейчас у армии и потребности меньше, но они есть. Сетки это расходный материал. Они быстро выходят из строя. Замены именно волонтерским сеткам нет. Они плетутся из натурального материала и вручную”, – объясняет Наталья.
Такой сеткой можно замаскировать технику, можно в жару на новых позициях на скорую руку оборудовать укрытие от солнца для самих бойцов. По заказу для разведчиков плетут специальные маскировочные костюмы-кикиморы.
Как масксети “сплели” семью
А еще в волонтерской группе произошла настоящая романтическая история. “Паучки” до сих пор говорят – такое бывает только в кино.
В центре событий оказалась одна из участниц группы Людмила. Ее сын на тот момент служил на передовой, даже первым поднял украинский флаг в Широкино. И был холост.
“К нам в группу пришла новая девушка, переселенка. Стоим, плетем и мне наши “девочки” подмигивают: “Люда, Аня же не замужем, надо их с Сергеем познакомить”. А я и не против. Звоню ему и говорю: вот есть у нас такая девушка, начинаю о ней рассказывать. Он слушает, слушает и говорит: а я ее наверное знаю. Тут уже у меня “глаза на лоб полезли” – она же в Северодонецке никогда не была. Оказалось, Сергей и Аня познакомились в интернете, но как-то потеряли связь, телефонами не обменялись”, – вспоминает Людмила.
Людмила и ее сын Сергей, фото с Facebook Sergey Schebletov
“Мы познакомились, когда Сергей был в тренировочном лагере, готовился ехать под Широкино. Февраль 2015 года – сложное время. Я жила в чужом городе, знакомство с ним в интернете было как глоток свежего воздуха. Но он не хотел давать надежду, так как ехал на войну. Уже в отпуске зашел на сайт, но свой профиль я удалила. Если говорить обо мне, я на форуме национально-патриотического воспитания познакомилась с волонтерами, сказала, что хочу помогать армии, могу печь. Меня так и записали “Аня пирожки”. Позже начала плести маскировочные сети. Люда показала мои фотографии своему сыну и он меня узнал. Решил, что если судьба сводит дважды, нужно не пропустить свой шанс. Впервые мы встретились в вышиванках, через 10 дней я провожала Сергея на войну. Он сразу сказал своим побратимам, что я его будущая жена”, – дополняет Анна.
Фото с Facebook Sergey Schebletov
“А “паучки” тем временем ничего не знали. Сетовали – да что ж Серега Аню даже на мороженое не приглашает. И решили организовать общий сбор, праздник какой-то, чтоб ребят познакомить. Сидим, а их обоих нет. А тут приходят вместе. Удивлению предела не было. Ну какой был шанс – один на миллион, что найдут друг друга. Что Аня окажется рядом, плести сетку плечо к плечу с мамой своего “потерянного” знакомого”, – завершает Людмила.
С тех пор пара не расставалась. Сыграли свадьбу и растят двухгодовалую дочь.
Некогда “устать от войны”
Фото Натальи Касаткиной
Команда за 6 лет менялась. Кто-то стал больше времени уделять своим делам, совсем пожилым женщинам, которые включились в работу одними из первых, здоровье не позволяет плести. Да и всем миром собирать ткань для сеток не нужно – обрезками делится фабрика, занимающаяся пошивом одежды для армии. Но люди продолжают помогать. Кто-то создает сети, кто-то делает подготовительную работу.
“У нас есть женщина, которая живет за Лисичанском, ближе к зоне боевых действий. Она специально приезжает, нарезанные ленточки привозит, забирает материал и дома нарезает. Когда эти парни молодые, которых называют “компьютерные мальчики”, стали на защиту своей страны, то мы – их мамы, их бабушки – как мы можем им не помочь?,” – подчеркивает Наталья Касаткина.
Волонтеры добавляют: будут делать свое дело, пока это нужно стране. Да и потом, когда в масксетях не будет потребности, не опустят рук. Помогать другим – для них уже не просто привычка, а потребность и образ жизни.
Анастасия Дашко, Восточный вариант