"Десята провінція Бельгії": що відбувається з унікальною архітектурою в Лисичанську
Розповідаємо, що відбувається з «бельгійською спадщиною» XIX століття у Лисичанську і як можна вирішити проблему (рос.)
Шифер вместо гроба, танцы вместо скорбной ходы. Лисичанские активисты устроили необычный перформанс – «похоронили» бывшую больницу содового завода.
Раньше несколько лет пытались здание спасти. Устраивали акции, концерты, чтобы привлечь внимание властей и общественности к проблеме. Но все попытки оказались тщетны, и больница сейчас находится на грани разрушения.
Рассказываем, в чем ценность этого здания.
Вершина архитектурного искусства из позапрошлого века
«Бельгийский городок» в Лисичанске начали строить в конце XIX века. Тогда инженер и предприниматель Эрнест Сольве вместе с пермским купцом Иваном Любимовым создали акционерное общество для производства соды. Завод решили построить возле меловой горы в Лисичанске. Рядом были сырье, топливо, и дешёвая рабочая сила.
Завод начал работать в 1892 году, после чего территория постепенно обрастала постройками. Сначала для удобства транспортировки сырья проложили железнодорожную ветку и построили станцию. Для сотрудников и рабочих бельгийские архитекторы спроектировали и построили из красного кирпича жилой район: 300 квартир для семейных пар и казармы для одиноких.
В «городке» были столовая, гостиница, школа и кинозал, тут устраивали спектакли и концерты духового оркестра. Всего бельгийцы построили 33 здания. 3 из них демонтировали после смещения грунта в 1999 году. Остальные сохранились до наших дней, а два из них имеют статус памятников архитектуры.
Вершиной инженерных технологий и архитектурного искусства стала заводская больница, строительство которой завершилось в 1911 году.
Четырехэтажное здание было оборудовано механическим лифтом. Как и остальные бельгийские постройки, больницу выполнили в стиле модерн. Окна украсили оригинальными витражами, полы – декоративной плиткой. Крыша была покрыта французской черепицей.
Изначально больница была рассчитана на 40 коек. Проработала она почти сто лет и закрылась в 2010 году из-за банкротства содового завода. Ее передали на баланс Луганской облгосадминистрации. С тех пор больница начала разрушаться и подвергаться набегам вандалов.
«Десятая провинция Бельгии»
В 2017 году Лисичанск получил премию Belgian Heritage Abroad Award 2017. Диплом вручил посол Бельгии в Украине Люк Якобс.
«Десятая провинция Бельгии», как прозвали этот комплекс зданий, попала в номинацию ежегодного конкурса при поддержке фонда короля Бельгии. Бельгийцы же и выразили желание отреставрировал свое «наследие». Для этого нужна был официальная заявка от областных властей, который они так и не увидели.
Тогда же судьбой больницы заинтересовались местные активисты.
«3 года назад, когда приезжал посол Люк Якобс, я узнал, что у нас есть такое историческое здание. И с того момента я начал следить за этой больницей. Каждый раз, приезжая туда, я видел все больше и больше разрушения. Там развалились двери. Больница стала проходным двором. Оттуда украли сначала все железные элементы, потом плитку начали оббивать», – рассказывает краевед Ариф Багиров.
«Подлечи больничку»
В прошлом году Ариф с друзьями создали медиапроект «Подлечи больничку». В его рамках снимали ролики, которые публиковали в соцсетях, организовали на крыше больницы рок-концерт. Обращались и к городской власти, писали запросы в обладминистрацию. Ответов не получили.
Как итог бездеятельности областной власти, больницу решили «похоронить».
«Идея – перформанса «Похорони больничку» навеяна мемом, мимо которого невозможно было пройти, – «Коффин Денс». Обыгрывая этот мем, решили привлечь в очередной раз внимание. Потому что просто кричать, это бесполезно, поэтому мы делаем так, чтобы это было интересно, и чтобы люди знакомились с проблемой», – говорит Ариф.
Вместо гроба несли лист шифера, как символ основной «болезни» здания – отсутствия крыши. В больнице провалился потолок, а после обильных майских дождей в помещении начала скапливаться вода.
По словам Арифа, кровлю активно разбирают, шифер складывают стопками и выносят.
У организации, которую он представляет, нет ни полномочий, ни ресурсов, чтобы отремонтировать больницу. Но они хотят остановить ее разграбление. А для этого достаточно хотя бы ограничить вход, чтобы там не было такого движения, как сейчас.
Ариф считает, что такое отношение к историческим памятникам — от неосведомленности жителей и чиновников.
«О том, что у нас бельгийцы построили содовый завод, мало кто знал. Как и о том, что в целом индустриализацией Донбасса занимались иностранцы, используя европейский капитал. Луганск строил Чарльз Гаскойн, Донецк – Джон Юз, и на наших землях происходило то же самое. Это тоже одна из тем, к которой мы хотим привлечь внимание. Собираем информацию, где и какие заводы строились за европейские деньги. Тот же бельгийский городок был «Маленькой Европой» здесь в Украине», — рассказывает он.
Что думает областная власть?
В отличие от других руководителей, нынешний глава Луганской областной администрации Сергей Гайдай о проблеме больницы наслышан, но денег на ее ремонт и реставрацию в бюджете просто нет.
«Так называемое «бельгийское наследие», замечательные здания, красивейшие. Они могли бы быть, и я уверен, что будут, изюминкой нашей области. Но, к сожалению, они в плачевном состоянии. Мы сейчас пытаемся решить проблему двумя путями. С помощью международных организаций хотим построить там реабилитационный центр, развивающий хаб. И второй момент. Мы говорили с послами разных стран, особенно с послом Бельгии. Им это интересно. Здание в плачевном состоянии, но оно крутое. Там просто так, за миллион, за два гривен ничего не сделать. На восстановление этого объекта потребуются десятки миллионов. Это очень дорого, мы его просто не потянем, но обязательно этим вопросом займемся», — комментирует проблему Гайдай.
С просьбой реконструировать больницу руководство области обращалось к заместительнице Главы Представительства Европейского Союза в Украине Анники Вайдеманн. Ее ответ в сеть выложил директор Департамента внешних отношений Луганской облгосадминистрации Денис Денищенко. В письме говориться, что Вайдеманн попросила своих коллег рассмотреть 14 идей по возможной трансформации здания больницы.
«Хотя представительство Европейского Союза в Украине не может финансировать восстановление здания, и еще рано говорить о каких-то работах по реконструкции, мы можем порекомендовать Вам начать с первого шага, и можем в этом помочь. Таким первым шагом может стать создание под вашим руководством инклюзивной рабочей группы с представителями заинтересованных сторон, к участию в которой мы бы также порекомендовали пригласить Бельгию.
ЕС готов изучить вопрос – каким образом помочь в проведении необходимой экспертизы по проектировке, усилив рабочую группу организовав все необходимые исследования и оценить нужды. Рабочая группа, по нашему мнению, будет иметь все возможности для определения позиции, какие работы есть смысл проводить и какое будущее может ждать это здание», – пишет Глава Представительства ЕС Анника Вайдеманн в ответе на обращение главы ЛОДА.
Как видим, просто так финансировать восстановление больницы Европейский Союз не станет. Европейцы хотят, чтобы областные чиновники занялись своей работой. Пока же дело стоит, рабочая группа не создана, а «Бельгийское наследие» продолжают растаскивать по кирпичам.
Преждевременно ли больницу «похоронили» покажет время, пока же активисты и краеведы продолжают добиваться от политиков активных действий.
Кира Абрикосова, Восточный вариант